Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

* Для выполнения итоговой работы предлагаем вам провести открытый урок по ознакомлению с окружающим миром. Для этого вам необходимо выбрать тему, в ходе знакомства с которой вам пригодились материалы и идеи, изложенные в лекциях курсов повышения квалификации.
Вы должны прислать нам подробный конспект урока (с указанием класса и автора учебника, по которому вы работали), заверенный подписью директора и печатью вашего учебного заведения.
Срок сдачи итоговой работы — до 28 февраля 2005 года.

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

Горы кажутся нам настолько прочными, что никакая сила их не сможет потревожить и сокрушить. Но на протяжении столетий горы меняют свой облик, постепенно разрушаясь из-за колебаний температуры, под действием ветра, воды, землетрясений. В горах порой возникают такие грандиозные явления, как сели, обвалы, оползни и лавины, которые могут сильно изменить облик района.

Наибольшее число жертв при крупных землетрясениях было из-за оползней. Каменные лавины и грязевые потоки, вызванные сотрясением, погребали сотни тысяч человек.

В горах оползни способны вызвать крупные завалы, обрушения дорог, разрушения населенных пунктов, уничтожение растений, образование затоплений и гибель людей. В России оползни возникают на побережье Черного моря, рек Оки, Волги, Енисея и на Северном Кавказе. Часто они приводят к катастрофам и приобретают характер стихийного бедствия.

Вот некоторая историческая справка об этом природном явлении.

Геологические раскопки показали, что самый крупный оползень в истории Земли произошел в США 30 млн. лет назад. Он накрыл территорию площадью 2 тыс. кв. км.

В Иране 10 тыс. лет назад со склона хребта Кабир-Куг сошел оползень объемом 20 куб. км.

Каменный поток толщиной 300 м сполз в ближайшую долину, прошел ее, преодолел очередной хребет высотой 600 м и остановился в следующей долине, пройдя расстояние в 20 км.

В 1654 г. в Китае оползень унес жизни 12 тыс. человек.

В 1881 г. каменная лавина накрыла поселок Эльм в Швейцарии. Из 115 жителей поселка в живых остался только один.

В 1920 г. в Китае оползень стал причиной гибели 180 тыс. человек.

В 1989 г. в Гиссарской долине Таджикистана оползень уничтожил поселок Шарора. Погибли 274 человека.

В 1990 г. в Азербайджане оползень уничтожил военный городок Каспийской флотилии. Погибли 28 военных моряков.

В 1995 г. в Индии около 100 человек, участвовавших в расчистке завала на одной из дорог, были заживо погребены под мощным оползнем.

А что же в России?

В 1988 г. в Омской области в результате оползней было разрушено 30 км железной дороги, уничтожено 3 тыс. гектаров пастбищ.

28 декабря 2003 г. в поселке Зиндак Ножай-Юртовского района Чеченской Республики в результате оползня разрушено 14 домов и 2 км газопровода. Из зоны ЧС эвакуировали 250 человек.

Причиной оползней чаще всего является неразумная деятельность человека, приводящая к подмыву склонов, их передвижению.

Скорость смещения оползней колеблется от нескольких метров в год до нескольких метров в секунду. Оползень на юге России обычно вызывается природно-геологическими явлениями. Повышение уровня воды, активизация десятков родников представляют серьезную опасность. Вода вымывает из недр земли твердый пласт – ракушечник, сдерживающий движение пород на склоне.

Часто человек, не задумываясь о последствиях, строит на «слабых» склонах дома, профилактории. Вся эта масса давит на почву так, что грунтовые воды как бы выталкиваются наверх, размывая на пути твердые породы.

Оползень начинается не внезапно. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и береговых укреплений, просачивается вода на оползнеопасных склонах, заклинивает двери и окна зданий, смещаются сооружения, деревья, разрушаются подземные коммуникации.

Что делать, если начался оползень?

1. При получении сигнала об угрозе оползня отключите электроприборы, газ, воду.

2. При скорости смещения оползня 0,5–1 м в сутки людей эвакуируют, вывозят материальные ценности.

3. В случае разрушения зданий и сооружений спасатели МЧС извлекают из-под завалов пострадавших, помогают людям выйти из опасной зоны.

При возникновении опасности оползня учебные заведения прекращают работу и эвакуируют детей. Нельзя допускать, чтобы школьники помогали взрослым разбирать завалы, так как дети сами могут пострадать или пораниться в результате этих действий.

Оползни опасны внезапностью возникновения. Главное – не допустить паники.

Над страшною бездной дорога бежит,
Меж жизнью и смертию мчится;
Толпа великанов ее сторожит;
Погибель над нею гнездится.
Страшись пробужденья лавины ужасной,
В молчанье пройди по дороге опасной!

Ф. Шиллер

Лавины также относятся к оползням. Горные жители называют их «белой смертью», из-за того что спокойный, безмолвный снежный склон может внезапно превратиться в кипящий ревущий котел. Гигантский вал из снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, и укрыться от него часто невозможно. Иногда объем лавины достигает сотен тысяч и даже миллионов кубометров. Набирая скорость и массу, лавина с каждым мгновеньем становится все более мощной, неся смерть и разрушения.

Лавины движутся со средней скоростью от 70 до 100 км/ч (крупные сухие лавины – до 360 км/ч).

Наиболее крупные очаги лавин сосредоточены в высочайших горных хребтах. В России чаще всего эти стихийные бедствия происходят в Забайкалье, на Колымском хребте, Камчатке, Чукотке. Достаточно мощные лавинные очаги существуют также в горных районах южнее полуострова Таймыр, на Сахалине, Северном Урале, Новой Земле.

Вот некоторые печальные цифры.

В 218 г. до н.э. лавина в Альпах накрыла и едва не погубила все войско карфагенского полководца Ганнибала.

В 1970 г. произошел ледовый обвал в Перуанских Андах. Масса льда двинулась в долину. Вал скрывал и увлекал за собой грунт, валуны, стада овец, сровнял с землей несколько населенных пунктов. Погибло около 4 тыс. человек.

В 1986 г. при покорении пика Советов лавина была «разбужена» неосторожным ударом ледоруба по насту, что привело к гибели 10 человек.

В январе 1993 г. в Северной Осетии снежной лавиной был завален автобус с пассажирами. Погибли 17 человек.

В апреле 1997 г. сошедшие с гор лавины в Северной Осетии надолго перекрыли движение. Имелись жертвы.

20 декабря 2001 г. в Северной Осетии на участке Транскавказской автомагистрали в районе Чертова моста и ущелья Джанат сошло 60 лавин. Пострадавших нет. Эвакуированы 47 человек. Повреждены 2 «КамАЗа».

Про периодичность лавин в Северной Осетии можно сказать словами Владимира Высоцкого:

Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной –
Идут лавины одна за одной,
И за камнепадом ревет камнепад.
Можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь –
Опасный, как военная тропа.

Какие бывают лавины?

1. Сухие – они состоят из сухого снега, похожего на пыль. Сходят они в сухую морозную погоду. По скорости движения эти лавины самые быстрые, и убежать от них практически невозможно. Перед таким снежным валом образуется воздушная волна. Известны случаи, когда люди, находившиеся за несколько сотен метров от вала, получали травмы только от этой волны. Была зарегистрирована сухая лавина, несущаяся со скоростью около 550 км/ч. Она гнала перед собой воздушную волну чудовищной скорости. Подобно невидимому бульдозеру, волна сносит деревья и здания еще до прихода снежной массы.

2. Мокрые – снег в них обильно насыщен водой, они напоминают цементный раствор. Снежная масса стекает по склону. Такие лавины движутся с меньшей скоростью, зато вал мощнее. При остановке снег начинает быстро смерзаться.

Лавины обычно сходят во время сильных снегопадов или вскоре после их прекращения. На возникновение лавин дополнительно влияют: ясная солнечная погода, резкое изменение температуры, сильный ветер или дождь. Сход лавин может быть спровоцирован самыми разными причинами: проехавшим лыжником, «подрезавшим» склон; вибрацией, вызванной землетрясением; извержением вулкана, упавшим камнем, сильным криком, громом, стрельбой, пролетом реактивного самолета.

Коварны и беспощадны лавины, однако современный человек старается противостоять им:

1) сажает леса и кустарники;

2) искусственно регулирует сход лавин при помощи минометно-артиллерийского обстрела опасных склонов.

Лучший способ избежать встречи с лавиной – держаться подальше от опасных склонов. Собираясь в горы, особенно зимой, надо тщательно продумать маршрут, получить специальную информацию в местной спасательной службе, убедиться, что не идут работы по искусственному спуску лавин. Среди снаряжения должны быть: лавинный шнур, лопатка, рация. Современная экипировка включает специальные датчики в одежде – человека можно найти по импульсам, излучаемым приборами.

Что делать, если вы попали в лавину? Главное – не паниковать. Многие люди, попавшие в лавину, остались живы и здоровы, потому что боролись.

  • Постарайтесь остаться на поверхности, а для этого бросьте лыжи, палки, рюкзак. Попробуйте, делая плавательные движения, вырваться из основного русла к краю лавины.

  • Закройте нос и рот от снега (шарфом, варежками, руками), не делайте глубоких вдохов.

  • По возможности постарайтесь зацепиться за неподвижные предметы.

  • При остановке лавины создайте вокруг головы и грудной клетки воздушное пространство – прежде всего отожмите снег от лица.

  • Не давайте себе спать. Пробивайтесь вверх.

Спасательные работы требуют быстроты, так как у человека, попавшего в лавину, только в течение первого часа есть 50 шансов из 100 остаться в живых. Затем эти шансы быстро снижаются: уже через 3 часа они не превышают 10 из 100.

По данным Австралийской горноспасательной службы, из 283 человек, попавших в лавины, 106 человек выбрались самостоятельно, а 97 были вызволены из-под снега их товарищами.

Надо помнить о том, что спасатели ведут поисковые работы. Известны случаи, когда людей, погребенных лавиной, спасали на пятые и даже на тринадцатые сутки.

Лавины и обвалы... Эти термины применялись в русском языке как синонимы.

М.Ю. Лермонтов писал:

...Глядел он с ними, как лавины
Катятся с гор и как шумят,
Как лавой снежною блестят,
Как ими кроются долины.

А.С. Пушкин оказывал предпочтенье термину «обвал»:

Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье...

В «Фаусте» Гете можно найти такие строчки:

Я для того пошел пешком по скалам
И в руки взял дорожную клюку,
Чтобы внимать лавинам и обвалам...

Обвал – отрыв и падение больших масс горных пород, происходящие на крупных или обрывистых склонах гор, речных долин или морских побережий. Масса земли, камней, обломков под влиянием силы тяжести стремительно скатывается вниз; ее движение хаотическое; наталкиваясь на препятствия, глыбы дробятся, крошатся на более мелкие обломки. При этом поднимаются тучи пыли. Все совершается в короткие промежутки времени, быстротечно.

Обвалы в горах чаще возникают весной.

В 1618 г. в Италии обвал уничтожил г. Плурс.

В 1806 г. в Швеции обвал уничтожил г. Гольдау и 4 деревни.

В 1911 г. Усойский обвал на Памире обрушил 22 млрд куб. м земли и горных пород.

Рассказывая младшим школьникам о лавинах и обвалах, учитель может использовать фрагменты кинофильма «Вертикаль» или грамзапись песен Владимира Высоцкого из этого фильма, а также мультфильм «Ну, погоди!» (серия № 8).

Говоря о горных районах, нельзя обойти вниманием такое явление, как сели. Возникает сель из-за интенсивных и продолжительных ливней, быстрого таяния снега или ледников.

Ливневые воды легко проникают сквозь нагромождения камней на дно и делают его скользким. Каменные осыпи начинают съезжать вниз по склону.

Скорость их движения иногда достигает нескольких метров в секунду или 15 км/ч. Захватывая обломки, двигая глыбы и валуны, вынося сотни тонн вязкой массы, сель разрушает на своем пути здания, дороги, уничтожает сады, губит людей и животных. Эти разрушения длятся от одного до трех часов.

Лавина из воды, грязи и камней идет в виде огромного мощного вала, уничтожая и сокрушая все на своем пути.

Долин, смятенных в грозный час,
Не слышен робкий зов –
Лишь паводка громовый глас,
Потоков дикий рев!
Ущелье – облакам приют;
И туча ночевала тут...
...И, разрешась горой воды,
На скалы грянула с узды...
И вот он, черный водопад:
Он растирает камни в прах,
Сечет под корень дуб в лесах
И, затопляя дом и град,
Равнину превращает в ад.

География селевых потоков обширна.

В 1970 г. в Перу сель обрушился на г. Юнгай. Число жертв составило 18 тыс. человек.

В 1963 г. в Казахстане три волны селя накрыли озеро Иссык. Оно перестало существовать, его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород. В 1988 г. в Казахстане сель объемом 200 млн куб. м разрушил мост длиной 115 м.

В 1985 г. в Колумбии был стерт с лица земли г. Амеро. Погибло 22 тыс. человек.

В 1995 г. в Турции под селевым потоком погибло более 200 домов города Семиркента. Погибли 50 человек.

В России сели возникают на Северном Кавказе, на Урале, в Восточной Сибири.

20 сентября 2002 г. недалеко от села Кармадон вниз по течению реки Геналдона сошел ледник Колка протяженностью 5 км, толщиной от 10 до 100 м, шириной 220 м. При движении ледовой массы образовался селевой поток протяженностью 11 км. В результате стихийного бедствия были полностью разрушены трехэтажный нежилой корпус санатория «Кармадон», две базы отдыха, линия электропередач протяженностью 1,5 км, строящаяся ветка газопровода. Всего из зоны поисково-спасательных работ эвакуированы 103 человека, обнаружено 19 тел погибших. Считаются пропавшими без вести 106 человек, в том числе съемочная группа Сергея Бодрова (24 человека).

Селевой поток – опасное стихийное явление. Но человек старается противостоять этой стихии. Люди строят преграды, укрепляют селевое русло железобетонными запрудами. Очень важно вовремя предупредить об опасности. Времени в таких случаях мало, всего десятки минут. Спасатели эвакуируют людей, снабжают их водой. Затем они восстанавливают дороги, связь, очищают колодцы.

Чтобы проверить, как дети усвоили материал о стихийных бедствиях, происходящих в горных и предгорных районах, учитель может предложить детям ответить на вопросы теста и решить кроссворд.

Тест

1. Что надо сделать человеку, попавшему в снежную лавину?

а) не цепляться за неподвижные предметы;
б) не бросать лыжные палки, лыжи, рюкзаки;
в) закрыть нос и рот от снега.

2. Дополните определение: «Оползни – это ...»

а) ветер большой разрушительной силы;
б) поток смеси воды, песка и грязи;
в) скользящее смещение участков земной поверхности вниз по склону под действием собственного веса.

3. Что собой напоминает по звуку селевой поток?

а) журчащий ручей;
б) грохот идущего на большой скорости грузового поезда;
в) пение соловья.

4. Что надо сделать, покидая жилище при оповещении о приближающемся селевом потоке?

а) открыть окна и двери;
б) открыть форточки, закрыть двери и окна;
в) перекрыть газ, выключить свет и электроприборы.

5. Где чаще всего происходят оползни?

а) на горных склонах;
б) на возвышенности;
в) на равнине.

Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – б, 4 – в, 5 – а.

Кроссворд

По горизонтали:

1. Место существования лавинных очагов.
4. «Белая смерть», по словам жителей горных районов.
6. Действие, которое производят с помощью артиллерии для искусственной регулировки схода снега.
7. Временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов.
9. Специалист по ликвидациям ЧС.

По вертикали:

2. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.
3. Одна из причин возникновения лавин.
5. Отрыв и падение больших масс горных пород.
8. Одна из причин возникновения селей.

Ответы

По горизонтали: 1. Горы. 4. Лавина. 6. Обстрел. 7. Сели. 9. Спасатель.

По вертикали: 2. Оползень. 3. Снегопад. 5. Обвал. 8. Ливень.

Рекомендуемая по теме литература

1. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Адэль, 1996.

2. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во «Зеркало»; Издательский дом «Техника – молодежи», 1996.

3. Смагин В. Защити себя от капризов природы // Журнал «ОБЖ». № 12/2001.

4. Хроника чрезвычайных происшествий за 2001 год // Журнал «ОБЖ». № 3/2002.

5. Хроника чрезвычайных происшествий за III–IV кварталы 2002 года // Журнал «ОБЖ». № 2/2003.

6. Хроника чрезвычайных происшествий за IV квартал 2003 года // Журнал «ОБЖ» № 2/2004.

7. Энциклопедия для детей. Геология. М.: Аванта+, 1998.

8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.