Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина Алексеевна ДЫМА,
Ольга Александровна ЛОГИНОВА,
Леонид Борисович ОГУРЭ,
Елена Петровна ШИРНИНА,
Инна Борисовна ШТЕЙНФЕР

Московский Интеллектуальный Марафон

Интеллектуальный марафон – многопредметная олимпиада для учащихся всех типов образовательных учреждений с 1-го по 11-й класс. В этом году конкурс будет проводиться уже в десятый раз. Изначально Интеллектуальный марафон был организован по инициативе Московского Департамента образования как соревнование между несколькими ведущими школами Москвы. В конце 1994 года проведение Интеллектуального марафона было поручено лаборатории Методики обучения одаренных детей1 (заведующий лабораторией – Л.Б. Огурэ) Московского института повышения квалификации работников образования (ректор – доктор физико-математических наук, профессор А.Л. Семенов). Марафон перестал быть закрытым соревнованием и служить средством проверки уровня знаний гимназистов и лицеистов и приобрел значение развивающего соревнования, многопредметной олимпиады.

Впоследствии к соревнованию стали допускаться команды московских школ любого статуса, единственным условием было желание администрации школы принимать участие в данном соревновании. Начиная с 1997 года Московский интеллектуальный марафон перестал быть только столичным – конкурс приобрел всероссийскую известность, а также привлек к себе внимание школ Ближнего Зарубежья – на финальные городские туры стали приглашаться команды лучших школ из других городов России (Петербурга, Кирова, Самары, Астрахани, Уфы, Сарова Нижегородской области, Новоуральска Свердловской области, Заозерска Мурманской области, Долгопрудного, Жуковского, Балашихи и Павлово-Посада Московской области) и государств СНГ (украинских Черновиц, белорусских Барановичей и эстонского Таллинна).

В настоящее время Марафон представляет собой уникальный конкурс для детей с 1-го по 11-й класс, разделенных на три возрастные группы: начальная школа, среднее звено (5–8 кл.) и старшее (9–11 кл.). Для каждой возрастной группы проводятся четыре тура: школьный, муниципальный, окружной и городской. Таким образом, конкурс продолжается практически весь учебный год.

Учащиеся начальной школы соревнуются одновременно и по русскому языку, и по математике, и по смежным областям знаний. На выполнение заданий в первом и втором классах отводится 60 минут, в третьем – 80 минут, в четвертом – 100 минут. Преподаватели проверяют выполненные задания в соответствии с предложенными составителями решениями.

В 2004/2005 учебном году сроки проведения Интеллектуального марафона следующие:

Туры

1-4 классы (2005 г.)

Школьный

январь

Районный

5 февраля

Окружной

12 марта

Городской

16 апреля

Цель современного Интеллектуального марафона – предоставление учащимся возможности неординарно мыслить. В то же время составители заданий руководствуются принципом: их содержание не должно выходить за рамки школьных знаний по приемам поиска решений.

Интеллектуальный марафон представляет собой промежуточное звено между традиционными предметными олимпиадами и еще более традиционной системой общей аттестации школьников и образовательных учреждений. Ценность концепции Интеллектуального марафона заключается в возможности оценки общего культурного потенциала школьников.

Целью школьного образования должно быть всестороннее развитие личности, а именно, максимальное развитие всех сторон личности с учетом склонностей и интересов.

Целью преподавания учебной дисциплины является не овладение обширными навыками решения тех или иных типов задач, а умение достаточно быстро самостоятельно разобраться в любом новом учебном или не учебном материале, предоставленном жизнью, т. е. научиться работать в новых условиях, в частности, научиться самостоятельно добывать информацию. В течение всей своей жизни нашим ученикам придется неоднократно «переучиваться», точнее, менять вид деятельности. Поэтому целью обучения должно быть приобретение не формальных знаний и навыков, а умения пользоваться приобретенными знаниями для решения своих исследовательских задач.

Целью Интеллектуального марафона является не только непрерывное обучение детей и создание интеллектуальной среды, но и непрерывное обучение учителей, способных и желающих учить детей. Таким образом, тезис «Одаренному ученику – одаренного учителя» выполняется на практике.

Наш конкурс стал настолько популярным, что многие школы страны стали организовывать свою деятельность по обучению детей (и учителей!) по принципам Московского интеллектуального марафона. Например, в Кирове такая работа проводится уже в течение многих лет. Пальма первенства в этом принадлежит двум ведущим школам этого города: кировскому физико-математическому лицею и кировскому лицею естественных наук, сумевшим организовать проведение этого мероприятия не только в своих школах, но и во многих других школах города и области. А в нынешнем учебном году в Кирове был проведен региональный конкурс не только для учащихся школ Вятской области, но и для учащихся из смежных областей. Организаторы этих соревнований находятся с нами в постоянном контакте и тесном творческом сотрудничестве. Мы гордимся тем, что наши идеи находят свое воплощение и в деятельности других регионов страны.

Задания Интеллектуального марафона для начальной школы в 2003–2004 были составлены И.А. Дыма, О.А. Логиновой, Л.Б. Огурэ, Е.П. Ширниной, И.Б. Штейнфер.