Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина Алексеевна ДЫМА,
Ольга Александровна ЛОГИНОВА,
Леонид Борисович ОГУРЭ,
Елена Петровна ШИРНИНА,
Инна Борисовна ШТЕЙНФЕР

Окружной тур

Московский интеллектуальный марафон 2003/2004

Фамилия, имя __________________________________________________________________

Класс _________ Школа _________________Телефон ________________________________

Округ ______________________________________________________Аудитория _________

Результаты проверки (заполняет жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

                                       

Проверяющие

1–2 класс

1.1. Прочитайте веселые двустишия, сочиненные А. Шибаевым:

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
_____________________
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.
______________________
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
______________________

Что следует изменить в двустишиях, чтобы эти строчки «стали серьезными»? Впишите свои варианты. Сочините веселое двустишие.

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1.2. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

1.3. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает –
________________ уплетает.

1.4. Поставьте между цифрами знаки «+» пли «–» так, чтобы в результате получилось 5, 54, 41, 168.

1.5. Зайчиха для семи своих зайчат разложила 42 морковки на 7 кучек так, что кучек с одинаковым числом морковок не было. Причем количество морковок в каждой кучке обозначается однозначным числом. Сколько морковок в каждой кучке?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

1.6. Не отрывая карандаша от бумаги, проведите через 4 данные точки замкнутую ломаную, состоящую из трёх звеньев.

3 класс

2.1. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык.
___________________________________________

Язык до Киева доведёт.
____________________________________________

Разведчики взяли языка.
____________________________________________

Без языка и колокол нем.
____________________________________________

«И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» (А.С. Пушкин)
____________________________________________

Прикуси язычок!
____________________________________________

Язык под чесночным соусом.
____________________________________________

2.2. «Расшифруйте» слова:

по2л ______________________________________

2рь _______________________________________

с3 ________________________________________

ви3на _____________________________________

1очество___________________________________

Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

__________________________________________________________________________

2.3. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

2.4.  Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

Диво + пони + сок = ______________________

Воз + бедро + пике = _____________________

Хор + ум + ом = _________________________

Лён + ас + ком = ________________________

2.5. Буквой «А» обозначена одна и та же цифра. Найдите её, запишите справа решение примера и поясните ход Ваших мыслей.

2.6. Из пяти одинаковых палочек (отрезков) постройте два треугольника.

2.7. Петя с товарищами ходил в лес за грибами. Придя из леса, он стал рассказывать: «Набрали мы много грибов, но половина оказалась несъедобными, а восьмая часть – червивой. Плохие грибы мы выбросили. Три восьмых от всех грибов мы сварили и съели». Сколько грибов осталось?

4 класс

3.1. Замените слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами).

Например:

(работать) плохо — (работать) спустя рукава

важничать — __________________________________________________________________

обманывать — _________________________________________________________________

вести себя скромно — ___________________________________________________________

обидеться — ___________________________________________________________________

3.2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили.
Медлить нечего: скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!
К морю сам идёт Гвидон,
Там царя встречает он.
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.

Автор: ________________________________

Название: _____________________________

Автор: ________________________________

Название: _____________________________

3.3. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом – в переносном:

тепло _____________________________________________________________________________

металл ____________________________________________________________________________

черный ____________________________________________________________________________

хлебнуть ___________________________________________________________________________

3.4. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3.5. Лесной участок имеет форму, изображённую на рисунке. Определите его площадь.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3.6. Вместо звездочек поставьте нужные цифры, справа от данного примера запишите результат и объясните, почему Вы так считаете.

3.7. Не меняя порядка расположения чисел, поставьте между ними математические знаки
(+,  –, х,  :) так, чтобы в результате этих действий левая часть каждого равенства оказалась равной 1. Если понадобится, то можно применять скобки и превращать две рядом стоящие цифры в двузначные числа.

3.8. В книгах новгородских писцов XV века упоминаются такие меры жидкости: бочка, насадка и ведро. Из этих же книг известно, что 1 бочка кваса и 20 вёдер кваса уравновешиваются тремя бочками кваса, а 19 бочек, 1 насадка и 15 с половиной вёдер уравновешиваются 20 бочками и 8 вёдрами. Сколько насадок содержится в бочке? Запишите ход Ваших рассуждений._______________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Решения и ответы

1–2 класс

1.1.

Раки — маки,
врачей — грачей,
майки — чайки.

Правильное выполнение задания – это замена одной буквы в слове, т.к. именно она меняет смысл слова. Такой способ должен быть оценен выше, чем замена целого слова.

1.2.

Лик + рок = кролик
Поле + дар = леопард
Шаль + до = лошадь
Лов + буй = буйвол

1.3. Возможны различные варианты ответа, например, такой:

август, аппетит, астры, ананасы.

1.4.

1 + 2 + 3 + 4 – 5 = 5;
12  – 3 + 45 = 54;
12 + 34  – 5 = 41;
123 + 45 = 168.

1.5. Заметим, что 42 = 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9, значит, в кучках было: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 морковок.

1.6. Например:

3 класс

2.1.

1. Орган тела.
2. Умение говорить, спрашивать.
3. Враг, обладающий информацией.
4. Металлический стержень, находящийся в колоколе и бьющий по его стенкам при раскачивании колокола.
5. Люди разных народностей.
6. Замолчи! (Устойчивое выражение).
7. Блюдо.

2.2. Подвал, дверь, стройка, витрина, одиночество.

Слово со1 «зашифровано» неверно, так как в конце слова соединиться пишется ться, а звучит [ца]. Слово «зашифровано» по звучанию, а не по написанию.

2.3. Одно четверостишие взято из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях...» А.С. Пушкина:

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

Другое — из «Сказки о царе Салтане»:

Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

2.4. Подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок.

2.5. Так как в разряде единиц под суммой А и А стоит 0, то число А может быть равно либо 0, либо 5. Из этих двух цифр выражению удовлетворяет только А, равное 5.

2.6.

2.7. . Следовательно, не осталось

4 класс

3.1. Возможны разные варианты, например:

важничать — задирать нос
обманывать — водить за нос
вести себя скромно — тише воды, ниже травы
обидеться — надуть губы

3.2. Одно четверостишие взято из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина:

Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили.
К морю сам идёт Гвидон,
Там царя встречает он.

Другое — из «Сказки о золотом петушке»:

Медлить нечего: скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.

3.3. Возможны такие варианты:

тепло печки — душевное тепло;
цветной металл — металл в голосе;
черный цвет — черные мысли;
хлебнуть молока — хлебнуть горя.

3.4. Пошел я в лес. На елку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

3.5. Площадь участка равна сумме площадей прямоугольника и треугольника. Площадь прямоугольника равна 240 ? 80 = 19 200 м2. Площадь треугольника равна 180 ? 80 : 2 = 7 200 м2. Общая площадь равна

19 200 + 7 200 = 26 400 м2.

3.6. Так как произведение числа единиц множимого на число единиц множителя оканчивается цифрой 6, то числом единиц множителя может быть либо 1, либо 6.
Так как произведение множимого на число десятков множителя есть число четырехзначное, то числом десятков множителя может быть либо 8, либо 9.
Таким образом, множителем может быть одно из четырех чисел: 81, 86, 91, 96.
Легко убедиться, что только число 81 удовлетворяет условию задачи и, следовательно, окончательный результат выглядит так:

3.7. Один из вариантов решения

(12 : 3 : 4 + 5) : 6 = 1
12 х 3 : 4 + 5 – 6 – 7 = 1
12 + 34 – 5 х 6 – 7 – 8 = 1
12 : 3 – 4 + 5 + 6 + 7 – 8 – 9 = 1

3.8. Так как 1 бочка и 20 вёдер уравновешиваются тремя бочками, то 20 вёдрам соответствуют две бочки, значит, в одной бочке — 10 вёдер. Так как 19 бочек, 1 насадка и 15 с половиной вёдер уравновешиваются 20 бочками и 8 вёдрами, то 1 насадке и 15 с половиной ведрам соответствуют 1 бочка и 8 ведер, или 18 ведер, значит, в 1 насадке 2 с половиной ведра. А так как в 1 бочке содержится 10 ведер, то на 1 бочку приходится 4 насадки.