Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2005

МАСТЕРСКИЕ

Н.ГАВРИЛЕНКО,
учитель начальных классов школы № 53
г. Калининграда.

Театральные уроки

Воспитательную роль искусства, и в особенности театра, в жизни ребенка трудно переоценить. Но чтобы результат этого воздействия был более ощутим, необходимо как можно раньше помочь ребенку стать зрителем, научить его воспринимать театральное представление.
Для того чтобы подготовить детей к посещению театра, научить их правильно вести себя во время спектакля, учитель может преподать им несколько подготовительных «театральных уроков». Например таких, какой предложила Н.ГАВРИЛЕНКО, учитель начальных классов школы № 53 г. Калининграда.
После посещения театра работа учителя не заканчивается. Надо обязательно обсудить с детьми увиденное, выслушать их мнение о спектакле, героях, которые им особенно запомнились. На уроках рисования можно изобразить этих героев, придумать свои декорации к какой-либо сцене спектакля. Дальнейшие виды работ зависят от воображения и желания педагога.

Урок 1

Игра «Таинственное превращение»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. Называется она «театр».

III. Вводная беседа

У. Как вы понимаете, что такое театр?

Дети. Дом, здание.

У. Театр – это не только красивое здание, это особый вид искусства. На Руси театральными актерами люди становились сначала на ярмарках, продавая товары.
Почему продавцов можно было назвать актерами?

Д. Их можно назвать актерами, потому что им нужно было привлечь к себе людей.
– Чтобы люди остановились, нужно было им играть и петь...

У. С тех пор когда люди на ярмарках выступали как актеры, прошло много времени. Театр очень изменился. В жизни людей он занимает значительное место.
Мы начинаем путешествие в страну театра. Будем шаг за шагом узнавать ее тайны.

IV. Творческая работа учащихся

У. Главная тайна театра – таинственное превращение. Давайте поиграем! Наша игра так и будет называться «Таинственное превращение». Посмотрим, какие превращения происходят в современном театре.

Превращение 1. «Наши ладошки превращаются в цветочек».

У. Вы читали сказку «Дюймовочка»?

Д. Да.

У. Кто сочинил сказку?

Д. Эту сказку сочинил Андерсен.

У. О ком эта сказка?

Д. Эта сказка – о маленькой девочке, которую звали Дюймовочка, и ее приключениях и путешествиях.

Учитель, обобщая ответы учащихся, напоминает детям содержание сказки.

У. ...Жила на свете женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось иметь ребеночка... Колдунья дала ей волшебное зернышко. Дома она посадила в цветочный горшок это зернышко, и из него тотчас же вырос прекрасный цветок, похожий на тюльпан, только лепестки его были плотно сжаты...

Учитель предлагает детям повторять вместе с ним его действия.

– Как бы вы при помощи рук смогли изобразить этот момент?

В это время негромко звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Учитель и дети прячут в ладошках заранее приготовленную маленькую куколку... Руки вытянуты... Сказка продолжается...

– Когда цветок распустился, в его чашечке оказалась маленькая девочка по имени Дюймовочка...

В это время руки детей становятся стебельком, затем бутоном и цветком, в котором оказалась девочка...

Музыка затихает, и превращение завершается...

– Что же произошло с нами, нашими ручками?

Д. Они превратились в цветок.

Превращение 2. «Золотая рыбка. Старик и море».

У. Все вы знаете сказку Пушкина о рыбаке и рыбке. Чем заканчивается эта сказка?

Д. Сказка заканчивается тем, что старуха осталась у разбитого корыта.

У. За что была наказана старуха?

Д. Она была невоспитанная, жадная, поэтому рыбка ее наказала.

Звучит музыка П.И. Чайковского – «Осенний вальс» из альбома «Времена года».
Учитель рассказывает.

У. Жили-были старик со старухой у самого синего моря.Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Вот пошел старик к синему морю.

В это время дети при помощи лент голубого цвета изображают волнующееся море, один ученик – старика.

– Стал он кликать золотую рыбку... Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно,
старче?»

В это время девочка – Золотая рыбка – проходит между рядами-волнами.

– Какие превращения произошли с вами, дети?

Д. Мы все превратились в волны, Паша – в старика, а Алина – в Золотую рыбку.

Превращение 3. «Наш любимый Буратино».

У. Дети, герой какой сказки очень любил театр?

Д. Буратино.

У. Кто из вас знает, что нужно купить, чтобы попасть в театр?

Д. Билеты.

У. Где продают билеты?

Д. Билеты продаются в театральной кассе.

У. Как называют человека, который продает билеты?

Д. Кассир.

У. Как называют человека, который проверяет билеты при входе в театр.

Д. Билетер.

У. Итак, Буратино увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флажками. Он подошел ближе и дернул за рукав одного мальчишку...
Скажите, что попросил Буратино?

Д. Продайте мне, пожалуйста, один билет.

У. Что ответил мальчик?

Д. А у тебя есть деньги?

У. Денег у Буратино не было. Что предложил Буратино?

Д. Возьмите, пожалуйста, мою азбуку.

У. Почему Буратино решил продать свою азбуку?

Д. Ему очень хотелось попасть в театр.

У. Буратино сел в первом ряду и с восторгом смотрел на огненный занавес. Когда занавес открылся, он увидел на сцене кукол.

В классе оборудована небольшая сцена. Занавес открывается, и на сцене появляются куклы. Дети хором поют песню «Буратино» из кинофильма «Приключения Буратино».

– Почему сказка называется «Золотой ключик«?

Д. Эта сказка называется «Золотой ключик», потому что в ней рассказывается о тайне золотого ключика. Герой сказки раскрыл эту тайну.

V. Итог урока

У. Правильно, дети! Этим золотым ключиком открывалась дверь в волшебную страну. Прежде чем открыть эту дверь, давайте вспомним: как называлась тема нашего урока?

Д. Превращение.

У. В кого мы сегодня превращались?

Д. Мы превращались в цветок, в море, в Буратино.

У. Как же называется волшебная страна, в которой происходят такие превращения?

Д. Театр.

У. Молодцы.

Урок 2

Игра «Наш бинокль»

Цели. С помощью игры познакомить детей с театральным биноклем, помочь им овладеть понятиями: кукольный театр, драматический театр, зритель, актеры. Продолжить посвящение детей в таинства театра.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. В какой стране мы побывали на прошлом уроке?

Дети. В стране «Театр».

У. Вспомните, что происходит в этой стране?

Д. Различные превращения.

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель показывает детям театральный бинокль.

У. Посмотрите, что это за прибор?

Д. Бинокль.

У. Для чего он нужен?

Д. Чтобы лучше видеть то, что происходит на сцене.

У. Наша новая игра называется «Наш бинокль». С помощью этого прибора в волшебной стране «Театр» мы сможем увидеть много нового.
Чтобы увидеть новое, надо соблюдать правила.

Правило 1. Будьте внимательны!

– Смотрите в свой бинокль в оба глаза! Покажите, как вы будете смотреть в свой бинокль.

Дети изображают, как они будут смотреть в бинокль.

Правило 2. Запоминайте все, что увидите.

– Чтобы интереснее было путешествовать по чудесной стране театра, давайте поплывем на корабле. Как мы назовем наш корабль?

Д. «Чудо».
– Можно назвать «Дружба».
– А я думаю, «Зритель».

У. Повторяйте хором за мной:

Плывем! В путь!
Поплывем все вместе,
Поплывем далеко!

Дети с помощью голубых ленточек изображают волнение на воде.

– Во время плавания у корабля, на котором мы совершаем путешествие, будет несколько стоянок: «Знакомство», «Театр», «Зритель».

IV. Знакомство с новым материалом

У. Первая стоянка – «Знакомство».

Учитель набрасывает на плечи золотистую накидку, на голове укрепляет диадему, а в руки берет палочку.

– На первой пристани вас встречает Незнакомка.

Появляюсь незаметно,
Перед вами я, друзья!
Ну скажите, кто я?
Ну конечно...

Д. Фея!

У. У меня есть волшебная палочка, она будет мне помогать. Дети, что изображено на рисунке?

Учитель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением театра.

– Посмотрите внимательно в свои бинокли.

Д. На берегу виднеется красивое здание театра.

У. Я взмахну своей волшебной палочкой, и мы увидим, что в театре кто-то есть. Кого же мы увидели?

Д. Кукол.

У. Что можно сказать о куклах?

Д. Они актеры.

У. Как вы думаете, как называется театр, в котором актеры – куклы?

Д. Театр называется кукольный.

У. В какой театр хотел попасть Буратино?

Д. Буратино хотел попасть в театр, где актеры – куклы.

У. Как звали актеров в том театре?

Д. Мальвина, Пьеро, Арлекин.

Учитель снова обращает внимание учащихся на таблицу, просит посмотреть в бинокли.

У. Кто, кроме кукол, может быть актером?

Д. Люди.

У. Запомните: театр, в котором актеры – люди, называется драматическим. Отправляемся дальше.

Д. (хором). Плывем! В путь!
Поплывем все вместе,
Поплывем далеко!

Дети с помощью голубых лент изображают волны.

У. Вторая стоянка – «Театр». Посмотрите в бинокли и попытайтесь узнать, в какой театр мы попали.

В классе устанавливается сцена для кукольного театра. Раздвигается занавес, и дети видят перед собой кукол.
Разыгрывается сценка из сказки, выбранной учителем, подготовленная детьми заранее.

– В каком театре мы побывали?

Д. В кукольном.

У. Как вы догадались?

Д. Актеры – куклы, поэтому и театр – кукольный.

У. Мы продолжаем наше путешествие.

Д. (хором). Плывем! В путь!
Поплывем все вместе,
Поплывем далеко!

Дети с помощью голубых лент изображают волнение на воде.

– Приготовьте бинокли.

Двое детей разыгрывают стихотворение А.Барто «В театре».

Когда мне было десять лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подружкой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подружкой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка!
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу,
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то,
Я в десятый раз ползу.
Удивляются ребята:
– Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет, –
Ребятам я сказала.

У. А сейчас в каком театре мы побывали?

Д. В драматическом.

У. Почему вы так решили?

Д. Потому что актеры – люди.

У. Третья стоянка – «Зритель».

Д (хором). Плывем! В путь!
Поплывем все вместе,
Поплывем далеко!

Дети с помощью голубых лент изображают волнение на воде.

У. При помощи биноклей мы с вами будем наблюдать за тем, что происходит в зрительном зале.
Посмотрим, каким должен быть зритель, ведь это почетное звание, которое нужно заслужить. Смотрите внимательно.

Ученики изображают то, о чем говорится в стихотворении.

Ученик 1.

He хочу сидеть я прямо,
Развалюсь, как на диване.
Я же в зрительном зале!

У. Можем ли мы такого мальчика назвать настоящим зрителем?

Д. Это невоспитанный мальчик. Он не умеет себя вести.

У. Посмотрим еще в бинокль.

Ученик 2.

Лучше сяду поровнее,
Буду слушать и смотреть,
Чтоб увидели артисты,
Что они мне интересны.

У. Что вы можете сказать об этом мальчике?

Д. Его можно назвать хорошим зрителем. Он внимательный.

Ученик 3.

Деньги очень я люблю,
Посчитать уже могу...
О театре речи нет,
Побегу быстрей в буфет.

Д. Этот мальчик некрасиво себя ведет. Он мешает окружающим.

V. Итог урока

У. Ребята, вы внимательно смотрели в бинокли. А теперь я проверю, заслуживаете ли вы звания «зритель». Скажите, как называется театр, где куклы – актеры?

Д. Кукольный театр.

У. Скажите, кто актеры в драматическом театре?

Д. Люди.

У. Как называемся мы с вами?

Д. Зрители.

У. А каким должен быть зритель?

Д. Внимательным, вежливым, он не должен шуметь, должен уважать актеров.

У. Молодцы! Я думаю, что вы заслужили звание «зритель».

Каждому ученику дается медаль, на которой написано: «Зритель».

Урок 3

Театральный ритуал

Цель. Познакомить детей с понятиями «ритуал», «театральный ритуал».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

На доске написана тема урока: «Театральный ритуал». Учитель предлагает детям хором прочитать тему урока и ответить на вопрос, знакомо ли им слово «ритуал».

Учитель. Сегодня на уроке мы не только узнаем, что обозначает слово «ритуал», но и постараемся как можно лучше понять, что такое театральный ритуал, и подготовиться к посещению театра.

III. Знакомство с новым материалом

У. Установленный людьми порядок называется ритуал, а порядок в театре – театральный ритуал. Эти установленные с давних пор порядки зрители не нарушают.
Чтобы каждый из вас при посещении театра получил как можно больше удовольствия, давайте изучим театральный ритуал.
Как вы думаете, как лучше одеться, если вы собрались посетить театр?

Дети. Красиво. Нарядно. Нужно надеть самое лучшее платье.
–Причесаться, почистить ботинки.
–Умыться, подстричь ногти.

У. Выберите подходящую одежду для похода в театр.

На доске рисунки:

1) пляжный костюм;
2) спортивная форма;
3) парадная форма;
4) нарядное платье, костюм.

Дети выбирают нарядные, праздничные костюмы и платья.

– Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создает хорошее настроение.
Прочитайте первое требование театрального ритуала.

На доске:

Приходи в театр нарядным.

– Сегодня на уроке мы устроим парад моделей.

Показ моделей будет проходить у нас по трем номинациям: «Лучшая прическа», «Аккуратное, чистое, красивое платье или костюм», «Самые чистые туфельки или ботинки».
Учитель, воспитатель и кто-либо из родителей составляют жюри, которое определит победителей.

– Сначала девочки, а за ними мальчики покажут, могут ли они выполнить один из театральных ритуалов.

Под музыку дети демонстрируют свою готовность к выполнению первого требования – приходить в театр нарядным. Жюри отмечает победителей, находит для каждого участника показа моделей поощрительные слова.

– В театре есть еще одно требование, о котором мы и поговорим.
В холодное время года в театре нельзя заходить в зрительный зал в верхней одежде. Перед тем, как в него войти, нужно пойти в гардероб и раздеться.
Гардероб – это еще одно не очень знакомое для вас слово. Кто из вас знает, что оно обозначает?

Д. Это место, где вешают пальто.

У. Верно. Гардероб – это помещение в театре, школе и других общественных зданиях для хранения верхней одежды посетителей.
Как называют человека, который работает в гардеробе?

Д. Гардеробщик или гардеробщица.

У. Правильно, так называют человека, служащего при гардеробе. Давайте посмотрим, как работает гардеробщик и что должны делать дети.

Разыгрывается сцена «В гардеробе».
Дети заходят в гардероб, здороваются с гардеробщицей или гардеробщиком.
Девочки снимают шапочку, рукавички или перчатки, шарф и складывают в мешочек (пакет), который сдают вместе с пальто в гардероб.
Когда они подают пальто или куртку, они находят петельку и показывают ее гардеробщице, чтобы легче и быстрее можно было повесить одежду на вешалку.
Мальчики могут также воспользоваться пакетом, а могут аккуратно положить свои вещи в рукав пальто или куртки. Сдав пальто в гардероб, дети получают номерок и говорят: «Спасибо».

– Вспомните стихотворение Агнии Барто о девочке, которая уронила номерок и из-за этого не смогла посмотреть спектакль. Что надо сделать с номерком, чтобы не потерять его?

Д. Мальчики могут положить его к себе в карман.
– Девочки кладут номерок в сумочку или пакетик.

У. Что еще нужно взять с собой в театр?

Д. Если волосы разлохматятся, то понадобится расческа.

У. А еще? Давайте сочиним строчку (первую строчку читает учитель):

«Не забудь, дружочек,
Взять с собой платочек!»

Теперь, кажется, ничего не забыли. Как вы думаете, почему это требование театрального ритуала – обязательное раздевание в гардеробе – мы так подробно разобрали?

Д. Если все это не сделать, то можно и спектакля не увидеть.
– Что-то потеряется, что-то мешать будет.

У. А как надо вести себя в гардеробе, когда окончится спектакль?

Д. Не шуметь. Не толкаться. Лучше подождать немного.
– Нужно сказать гардеробщице или гардеробщику: «До свидания!»

У. Правильно! А теперь давайте посмотрим на доску и прочитаем требование театрального ритуала, с которым мы только что познакомились.

На доске:

Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.

– Театральный спектакль может иметь два или даже три действия. Между действиями бывают антракты. Вот еще одно новое слово.

Антракт – это короткий перерыв между действиями спектакля.

Во время антракта актеры отдыхают, переодеваются, на сцене меняется декорация. А что делают зрители?

Д. Они тоже отдыхают, идут в буфет, обмениваются впечатлениями.

У. В театре продают программы. Во время антракта можно внимательно рассмотреть программу. В ней указаны действующие лица, фамилии актеров, иногда пересказывается краткое содержание спектакля.

Учитель показывает детям программы различных спектаклей.

– Во время антракта можно сходить в буфет. Что вы купите в буфете? Обязательно ли ходить в буфет или лучше хорошо покушать дома?

Выслушиваются ответы детей.

– Но если очень захотелось попить или вы проголодались, то сделать это нужно во время антракта. В то время, когда идет спектакль, в театре нельзя кушать или жевать жвачку, потому что это мешает другим зрителям, которые тебя окружают.

Так мы разобрали и третье требование театрального ритуала.

На доске:

Во время спектакля будь внимателен, не мешай своим соседям. Во время антракта отдыхай, знакомься с программой, обменивайся впечатлениями с друзьями. Можно посетить буфет.

Учитель предлагает учащимся повторить требования театрального ритуала, а также запомнить слова ритуал, гардероб, антракт.

IV. Домашнее задание

У. Ребята, скоро мы пойдем в театр. Домашнее задание: нарисуйте и опишите, как бы вы хотели выглядеть в театре.

Литература

1. Михайлова А.Я. Посвящение в зрители // Начальная школа.1995. № 3, 4, 39, 43.

2. Михайлова А.Я. Давайте поиграем. // Начальная школа.1995. № 3.

Театральные уроки разработаны на основе материалов А.Я. МИХАЙЛОВОЙ