Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна ЕРШОВА,
учитель начальных классов школы № 11,
г. Волгодонск

День защитника Отечества

Внеклассное занятие по русскому языку

ХОД ИГРЫ

Класс делится на три команды. Каждая команда занимает место за соединенными по четыре штуки партами, получает бумагу и ручки.

Учитель. Сегодняшняя игра будет посвящена Дню защитника Отечества.

Конкурс 1

У. Подберите слова, близкие по значению, например: товарищ – друг, приятель.

1) Родина (Отечество, Отчизна);
2) неприятель (враг);
3) бой (битва, сражение);
4) трусливый (робкий);
5) находчивый (сообразительный);
6) радостный (веселый);
7) храбрый (мужественный).

Конкурс 2

У. Подберите слова, противоположные по значению, например: радость – печаль.

1) враг (друг);
2) горе (счастье);
3) война (мир);
4) слабый (сильный);
5) ближний (дальний);
6) веселый (печальный);
7) правда (ложь).

Конкурс 3

У. Образуйте фамилии от данных слов.

1) родина (Родная);
2) бой (Боевая);
3) солдат (Солдатова);
4) стрелец (Стрельцова);
5) воин (Воинов);
6) боец (Бойцов);
7) мир (Мирная).

Историческая справка

У. А знаете ли вы, кто такой Суворов?

Подготовленный ученик рассказывает о Суворове.

Александр Васильевич СуворовУченик 1. Александр Васильевич Суворов был потомком древнего дворянского рода. И хотя он родился и рос очень слабым ребенком, мальчик мечтал о военной карьере и, чтобы добиться своего, поступил на военную службу. Солдаты и офицеры любили Александра Васильевича и были готовы выполнить любой его приказ. Суворов обладал талантом полководца, в любой обстановке находил единственно возможное решение, которое в конечном счете приводило к победе.
Суворов славился среди солдат и своими привычками: был нетребователен в быту и каждое утро обливался холодной водой, спал на походной кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу, что и его солдаты. Говорили, что больше всего он любил гречневую кашу.
От солдат и офицеров Суворов требовал самостоятельности, находчивости и оперативности. Он говорил: «Тяжело в учении – легко в бою». Эти слова стали поговоркой. Особенно он проявил себя во время Русско-турецкой войны, где пригодились его основы боя – глазомер, быстрота, натиск.
Заслуги Суворова не оставались незамеченными. Он получал в награду земли, ордена, почетные звания.
Суворов воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как Михаил Кутузов и Петр Багратион.
В годы Великой Отечественной войны правительство учредило орден имени великого полководца Александра Васильевича Суворова. Его вручали военачальникам, которые выигрывали крупные сражения.

У. Ребята, а кого называли дедушкой Российского флота?

Подготовленный ученик рассказывает об  Ушакове.

Федор Федорович УшаковУченик 2. Федор Федорович Ушаков сыграл такую же большую роль в становлении русского флота, какую Суворов сыграл в сухопутных войсках.
Мальчиком Ушаков всегда мечтал о море. В 30 лет он был назначен командиром фрегата. В одном из сражений в ходе Русско-турецкой войны принял на себя командование авангардным отрядом русского флота и, успешно маневрируя, сумел подавить береговые батареи огнем корабельной артиллерии. Это был один из первых случаев подобного рода в мировой истории. Затем его назначили командующим Черноморским флотом. В этой должности он одержал важнейшие победы над турками. Турецкие адмиралы почтительно называли его, русского флотоводца, «Ушак-паша». Паша – титул высших сановников и генералов в турецкой армии.
Ушаков разработал и основы тактики морского маневренного боя. Для каждого корабля он тщательно рассчитывал маршрут передвижения и объекты обстрела. Он впервые применил минирование кораблей врага.
Ушаков проявил себя и как крупнейший строитель русского флота. Разработанная им система обучения матросов и офицеров впервые в мировой истории включила в себя развитие навыков прицельной стрельбы и приемы ведения различных видов сухопутного боя.
Его система изучалась и применялась флотами всего мира.
Заслуги Федора Федоровича Ушакова не забыты потомками. Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова, которыми награждали наиболее отличившихся флотоводцев, офицеров и матросов.

Конкурс 4

У. Перед вами на доске написаны слова с пропущенной буквой, обозначающей звонкий или глухой парный согласный звук, безударный гласный, проверяемый или не проверяемый ударением. Вы должны быстро и правильно вставить эти буквы.

На доске:

Команда 1

полет
пароход
зе
мля
защищаем
салют
страна
звезда
столица
народ

Команда 2

след
поход
герой
охраняем
самолет
здоровье
водолаз
мировой
пехотинец

Команда 3

солдат
парад
победа
ползёт
враг
доброта
вершина
пограничник
появились

Конкурс 5

У. Найдите, какое слово «лишнее». Докажите это.

На доске:

летучий, лето, лётчик, прилетели моряк, мореплаватель, матрос, морская связист, вяз, связь, связал

Конкурс 6

У. Напишите слова, которые у вас «возникают» в голове, когда вы слышите словосочетание «защитник Отечества».

Учитель дает узкий лист бумаги на каждый ряд. Первый ученик записывает свое слово, закрывает лист «гармошкой» и передает следующему, второй записывает свое слово и т.д. Выигрывает та команда, у которой будет больше слов (повторы не считаются).
Если детям непонятно задание, привести пример: Зима – снег, мороз, стужа, вьюга, сосульки, снежная баба.

Конкурс 7

У. На доске записаны слова, характеризующие человека. Выберите черты, подходящие защитнику Отечества. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

На доске:

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

Дети заполняют кроссворд. В выделенных клетках должно получиться слово «победа».

Заключительная часть: подведение итогов, награждение.