Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации

Чтение

Контрольные работы

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Владислав Бахревский

Букет

Белая ромашка.
Розовая кашка.

Ги-а-цинт лиловый
И тюльпан бор-до-вый.

А вот – о-ран-же-вый цветок.
Цветок с на-звань-ем ноготок.

Я цветы рисую эти...
Сколько их в моём букете?

(26 слов)

Вопросы и задания

1. Почему стихотворение назвали «Букет»? Что такое букет?
2. Какие цветы собрали в чудесный букет? Зачитай или подчеркни их названия из стихотворения (можешь подчеркнуть названия цветов карандашом).
3. Откуда принесли первые два цветочка?
4. Где росли остальные цветы?
5. Какие яркие краски соединились в одном букете?
6. Как ты думаешь, лиловый – это какой цвет краски?
7. В стихотворении есть вопрос. Прочитай его и дай ответ.

Д.Тихомиров

Мальчики и лягушки

Мальчики играли у пруда. Увидели они в воде лягушек.
Дети набрали камней и стали бросать в лягушек. Детям было весело. Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам:
– Перестаньте камни бросать: вам – забава, а нам – смерть!

(36 слов)

Вопросы и задания

1. Как развлекались дети у пруда?
2. Что сказала им мудрая старая лягушка?
3. Замени слово «шалуны» другим подходящим по смыслу словом.
4. Как ты понимаешь слова лягушки: "вам – забава, а нам –смерть"?
5. Что ты чувствовал, когда дети обижали лягушек?

Котёнок Тишка

Маленький, но очень умный котёнок Тишка лакал молоко.
Он очень любил тёплое парное молоко, которым его угощала хозяйка.
Вдруг видит Тишка мышонка. Воришка тащил кусок сыру. Тишка – к мышке, а мышка – в норку. Мышонок выглянул из норки. Чёрные бусинки глаз улыбались: «Не поймал!»
Хозяйка ласково погладила Тишку: «Ах ты, Тишка, упустил мышку!»

Вопросы и задания

1. Чем наслаждался Тишка?
2. Что помешало ему завтракать?
3. Как мышонок обманул котёнка?
4. Как чувствовал себя мышонок и как чувствовал себя Тишка?
5. Почему хозяйка не ругала Тишку?
6. Объясни значение выделенных словосочетаний.

Шарль Перро

Красная Шапочка

Жила в одной деревне маленькая девочка. И была она самой красивой девочкой.
Мать и бабушка любили её больше всего на свете. Бабушка подарила ей чудную красную шапочку. Шапочка очень шла девочке, и люди прозвали её Красной Шапочкой.
Вот мать испекла пирожки и попросила девочку отнести их бабушке. Она сказала: «Пойди проведай бабушку. Она заболела, пирожки и горшочек маслица ей будут кстати».
Красная Шапочка отправилась к бабушке в другую деревню. Дорогу она знала. Вокруг девочки жужжали пчёлы, порхали мотыльки, скакали кузнечики. Вся поляна была усеяна красивыми цветами. Девочка нарвала букет и шла, распевая песенки.
Вдруг впереди она увидела...

(97 слов)

Вопросы и задания

1. Почему девочку прозвали Красной Шапочкой? (Отыщи в тексте этот отрывок и прочитай его вслух.)
2. Почему мама попросила девочку отправиться в другую деревню к бабушке?
3. Почему девочке легко и радостно шагалось по лесной дороге?
4. Какой подарок Красная Шапочка приготовила бабушке?
5. Как ты думаешь, с кем девочка повстречалась в лесу и чем закончилась сказка?

2-й класс

По Г.Сапгиру

Сказка про Ивана-дурака и про его счастье

Пошёл Иван-дурак счастье искать. Шёл, шёл, а счастья нигде не видно. Всю землю обошёл, снова домой воротился. Смотрит, а счастье – вот оно, милое – из окна родного дома смотрит, улыбается.
Иван и говорит: «Эх, зря я весь белый свет обошёл. Дома-то тепло, чисто, спокойно. Вот счастье-то!»
А счастье в ответ: «Нет, не зря. Не искал бы меня, сидел бы сиднем и скучал, я бы тебе так и не показалось».

(69 слов)

Вопросы и задания

1. Что искал Иван по всему белому свету?
2. Как долго он странствовал?
3. Где же улыбнулось ему счастье?
4. Найди в тексте слова, в которых Иван сожалеет о зря потраченном времени.
5. Какие слова счастья услышал Иван в ответ? Объясни, как ты понимаешь эти слова.

В.И. Даль

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица имела своё особое имя. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно.

(118 слов)

Вопросы и задания

1. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
2. Какие это четыре крыла у каждой птицы?
3. Какие семь перьев в каждом крыле?
4. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?
5. Как автор в сказочной манере исполнения сумел донести до детей очень важные понятия и знания?

М. Пришвин

Пиковая Дама

Курица непобедима, когда она, не думая об опасности, бросается защищать своего птенца. Моему Трубачу стоило только слегка нажать челюстями, чтобы уничтожить её, но громадный пёс, поджав хвост, бежит в свою конуру от простой курицы.
Мы зовём нашу чёрную наседку за её родительскую заботу при защите детей, за её клюв, пику на голове – Пиковой Дамой.
Каждую весну мы сажаем её на яйца диких уток (охотничьих), и она высиживает и выхаживает нам утят вместо цыплят. В нынешнем году случилось, что мы недосмотрели: выведенные утята промокли в холодной росе и погибли, кроме одного утёнка. И все заметили, что в этом году Пиковая Дама была во сто раз злее, чем всегда.
Я думаю, что этой весной курица была раздражена не обманом, а гибелью утят. И особенное беспокойство её за жизнь единственного утёнка понятно: везде родители беспокоятся о ребёнке больше, когда он остался один...

(139 слов)

Вопросы и задания

1. Почему курицу назвали Пиковой Дамой?
2. Как люди использовали чёрную курицу при насиживании яиц?
3. Знаешь ли ты, почему люди сажают курицу на яйца диких охотничьих уток? Если не знаешь, спроси у взрослых.
4. Как Пиковая Дама относилась к единственному утёнку? Почему?

Лидия Обухова

Военные годы

Фашисты ворвались в Клушино ранним утром на трескучих мотоциклах.
Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Хозяева очутились под холодным дождём, который сеял и сеял с какой-то безнадёжной унылостью. Ночевали на огороде. Подстелили солому, детей укутали дерюжными мешками.
– Землянку придётся рыть, – простуженно кашляя, сказал отец. – Иначе пропадём: зима близко.
Землянка стала приютом надолго.
Учительница Ксения Герасимовна пыталась продолжать занятия. Юра Гагарин вместе с другими ребятами подбирал в пустых блиндажах немецкие бумажные мешки. Их резали на части, складывали стопой и сшивали в тетради. Ребята хотели учиться наперекор войне.
Две зимы «под немцем» тяжело легли на семью Гагариных. Отец и мать переносили несчастье стойко: они не угодничали перед врагом, не подлаживались к нему. Детей по-прежнему учили отличать зло от добра и следовать только добру! Добром в годы войны было одно: верность Родине.

(129 слов)

Вопросы и задания

1. О ком этот рассказ?
2. Что ты знаешь о Юрии Алексеевиче Гагарине?
3. Что пришлось пережить семье Гагариных в годы Великой Отечественной войны?
4. Как взрослые люди в тылу врага поддерживали друг друга
и заботились о детях?
5. Что ты можешь сказать о родителях Юры Гагарина?
6. Какие, на твой взгляд, черты характера помогли Юрию стать первым в мире космонавтом?

3-й класс

И.А. Бунин

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шёлк...
Прильну к сосне корявой –
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

(67 слов)

Вопросы и задания

1. Что увидел автор в сосновом бору?
2. Расскажи и зачитай строки из стихотворения, в которых говорится, какие чувства переполняли человека, гуляющего жарким днём в лесу.
3. Отметь звёздочкой слова, которые нуждаются в разъяснении, толковании.
4. Зачитай, с чем сравниваются кора, лес, ствол дерева.

М. Пришвин

Пиковая Дама

По той самой зелёной дорожке, где бежал русак от Трубача, я спустился из лесу на луг. Тут увидел, что косцы, смеясь, оживлённо беседовали и, завидев меня, стали звать скорее к себе. Душа у них была переполнена, и им хотелось облегчить её.
– Ну и дела!
– Да какие же такие дела?
– Ой-ой-ой!
И пошло, и пошло в двадцать голосов, одна и та же история, ничего не поймешь. И только вылетает:
– Ну и дела! Ну и дела!
И вот какие вышли дела. Молодой русак, вылетев из лесу, покатил по дороге к овинам. И вслед за ним вылетел из лесу и помчался врастяжку Трубач. Случалось, на чистом месте Трубач у нас догонял и старого зайца, а молодого-то догнать ему было очень легко. Русаки любят от гончих укрываться возле деревень, в овинах. И Трубач настиг русака возле овина. Косцы видели, как на повороте к овину Трубач раскрыл уже и пасть свою, чтобы схватить зайчика...
Трубачу бы только хватить, но вдруг на него из овина вылетает большая чёрная курица – и прямо в глаза ему. И он повёртывается назад и бежит. А Пиковая Дама ему на спину – и клюёт, и клюёт его своей пикой.
Ну и дела!
И вот отчего у жёлто-пегого в румянах Трубача на светлых пятнах была кровь. Гонца расклевала обыкновенная курица...

(205 cлов)

Вопросы и задания

1. Что рассказали косцы хозяину собаки?
2. Как ты понимаешь слова и выражения, выделенные в тексте?
3. Кто помешал Трубачу настичь зайца и удачно закончить свою охоту?
4. Как ты думаешь, почему эту курицу назвали Пиковой Дамой? Какой у неё был характер?

С. Романовский

Четырёхлетний всадник

Раньше люди мужали рано. А иначе было нельзя. Русь окружали недруги, от них приходилось отбиваться, и будь она слабой – не было бы её нынче на карте мира.
Киевскому князю Святославу было четыре года, когда мать, княгиня Ольга, взяла его с собой в военный поход. Она надела на его голову, бритую до синевы, вязаный подшлемник, потом стальной шлем, посадила на боевого коня, подала лёгкое копьё – сулицу и наказала:
– Не бойся, сынок.
– Я не боюсь, мама.
Было это на просторной, как поле, поляне, которую обступили кряжистые дубы. По эту сторону поляны – войско Ольги, по ту – неприятель. Между ними – полоса нетоптаной травы. Стоят оба войска, не шелохнутся. Ждут сигнала.
– Начинай, сынок.
Мальчик сжал губы, сузил васильковые глаза, качнул поводьями. Конь вынес его впереди войска и остановился. Очень старательно, как все послушные дети, мальчик отвёл руку с копьём, откачнувшись назад, и что было сил метнул копьё.
Копьё много не долетело до неприятеля. И всё-таки мальчик поразил недругов своим бесстрашием.
Мальчик не успел опомниться, как, обгоняя его, Ольгины воины кинулись на врага, смяли и обратили в бегство.
После победы старые воины говорили Святославу:
– Главное дело – начать. Ты хорошо начал битву. Вот и победа.
– Расти большой и сильный.
– До отца, до матери дорастай.
Обещал Святослав:
– Дорасту. Дайте время.
И говорили старые воины Ольге:
– Добрый воин у тебя растёт, княгиня.
Она сняла стальной шлем, тряхнула русыми волосами и ответила весело:
– Есть в кого!..

(225 слов)

Вопросы и задания

1. Выдели в тексте вступление и заключение.
2. Из скольких частей состоит основная часть? Выдели их и озаглавь.
3. Расскажи, как мать готовила сына к походу.
4. Какое чувство переполняло войско Ольги и что чувствовали враги, когда на поле боя выехал четырёхлетний всадник?
5. Какими словами старые воины выразили переполнявшее их чувство к маленькому воину?

Лидия Обухова

Пуск

Космодром Байконур расположен в голой безлюдной степи. Но сам он кипит жизнью.
Задолго до того, как сюда прилетели первые космонавты, рабочие и инженеры уже возвели стартовую площадку, собрали и подготовили к полёту ракету-носитель, построили командный пункт, откуда руководители полёта будут следить по приборам за каждой секундой полёта – от момента пуска до посадки – космического корабля.
Накануне полёта Гагарин неожиданно сказал Каманину:
– Знаете, Николай Петрович, я, наверно, несерьёзный человек.
– Почему? – удивился Каманин.
Все эти дни он внимательно наблюдал за Юрием. «Спокойствие, уверенность и знания», – вот что он записал о Гагарине в своём дневнике.
– Почему же несерьёзный? – спросил он теперь.
Гагарин улыбнулся. У него было такое милое, лукавое выражение лица, сразу располагавшее к нему людей.
– Завтра полёт. Такой полёт! А я совсем не волнуюсь. Ну просто ни капельки. Разве так можно?
Перед стартом Юрий Гагарин и его дублёр Герман Титов крепко спали. А главный конструктор провёл бессонную ночь и утром выглядел измученным, бледным.
– Сергей Павлович, – тихо сказал ему Гагарин, облачённый в громоздкий костюм космонавта, – вы не беспокойтесь, всё будет хорошо.
Уже стоя у подножия ракеты, Гагарин поднял обе руки:
– До скорой встречи!
Началась подготовка к старту, и голос Гагарина слышали только по радио.
А когда раздалась последняя команда «Пуск!» и ракета пошла вверх, Гагарин лихо сказал своё знаменитое «Поехали!», подбадривая не столько себя, сколько тех, кто остаётся на Земле. «Ведь им будет труднее», – думал Юрий.
Ракета приподнялась на огненном «хвосте» – это мгновение показалось всем томительно долгим! – а затем плавно пошла вверх. Потом она стала похожа на чёрно-пламенный круг, который таял на глазах...

(252 слова)

Вопросы и задания

1. Что собой представляет место, откуда происходит запуск космических ракет?
2. Как вёл себя космонавт № 1 перед самым важным событием не только в своей жизни, но и в жизни всей страны?
3. Расскажи, как произошёл запуск ракеты с первым в мире человеком на борту.

Э. Шим

Весенняя осень

Хожу я в лес, гляжу, какие происходят в нём весенние перемены.
На сухих пригорках проклюнулась трава. Голубые пролески цветут.
На ветках почки лопнули. Скоро деревья совсем оденутся.
А тут что такое?
Вышел я на поляну, а на ней ещё самая настоящая осень хозяйничает. Стоят молоденькие дубки, с головы до ног в жёлтых осенних листьях. И на земле лежит шуршащий половик. И стоит возле пенька на толстой ноге гриб сыроежка в красной шляпе набекрень.
Не снится ли всё это?
Поморгал я глазами... нет, всё настоящее. А поверить не могу. Не могу я поверить, что такое было! Решил разобраться, присел на пенёк. А перед глазами – червонные листья на дубовых ветках...
Стала мне закрадываться в голову несусветная мысль: а что, если эта поляна волшебная? Как в сказке. Не бывает тут зимы, не бывает лета. Вечная осень стоит. И можно сюда в феврале ходить по грибы. А в июне – собирать букеты багряных листьев.
Даже чуточку страшно стало.
Тишина разлита над поляной. Ни шороха, ни хруста, ни птичьего голоса.
Чок! Сорвался с ближней ветки сухой лист. Закачался в воздухе, упал. И открылась на месте листа тугая коричневая почка.
Чок! Сорвался второй лист. Ещё почка открылась.
Ах, вот в чём дело-то!..
Нагнул я ветку и увидел, что в пазухе каждого листа сидят спрятавшиеся почки. Укрылись от зимних холодов. А теперь разбухли и выталкивают старую листву. Оттого и на земле – сухой жёлтый половик...
Я его ногой отодвинул, а под ним – зелёная трава.
Сорвал я тогда сыроежку. Она свежая, крепенькая. Холо-одная. И тут я вспомнил, что сыроежки у нас осенью до самого снега держатся. Не боятся стужи. Стойкие.
Так почему бы им и весною не появиться!
Конечно: эта вот – самая первая, весенняя!
Значит, и на этой поляне весна. Только её не сразу узнаешь. Она, озорница, осенью прикинулась.

(281 слово)

Вопросы и задания

1. Подумай: почему не всем людям открываются вот такие потаённые уголки?
2. Как природа сумела замаскироваться и обмануть такого наблюдательного человека?
3. Основную часть этого текста раздели на части и озаглавь их.
4. Багряный – это какой цвет?

4-й класс

С.Д. Дрожжин

Песня Микулы Селяниновича

Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравой-травой
Ты украшено
Да цветочками
Всё душистыми
В утро майское
Принаряжено.

От сырой земли
Рожь-красавица
К небу синему
Подымается,
Там поёт-звенит
Пташка вольная,
Колокольчиком
Заливается.

Есть где, молодцу,
Разгуляться мне,
С кем померяться
Крепкой силою.
Когда выйду я,
Не погневайся –
Красоты твоей
Не помилую.

Вольной пташкою
Не заслушаюсь,
Распашу твою
Гладь зелёную,
Развернусь с косой
И всю травушку
Соберу в стога,
Засушённую.

Рожь серпом кривым
Срежу спелую,
Смолочу её
Я до зёрнышка,
Уложу в мешки,
Поклонюсь тебе
И скажу: «Прощай,
Чисто полюшко!»

(89 слов)

Вопросы и задания

1. Как молодец воспевает свою родную землю? Какие её красоты он подмечает?
2. Как ты понимаешь слова Микулы Селяниновича: «Есть где, молодцу, разгуляться мне...»?
3. С кем ведёт беседу молодец? Какие речи ведёт?
4. Выскажи своё мнение: как работает добрый молодец?
5. Какой смысл вкладывает Микула Селянинович в свои последние слова? Что может последовать за этими словами?

Рудольф Эрих Распе

Искры из глаз

В Петербурге мне жилось хорошо.
Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то весёлое время, когда со мною чуть не каждый день случалось столько чудесных историй.
Одна история была очень забавна.
Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось очень много всякой дичи.
Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом схватил я ружьё и сломя голову выбежал из дому.
Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры.
Это не остановило меня.
Я побежал дальше. Вот наконец и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить – и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять.
Побежать домой за кремнем?
Но ведь утки могут улететь.
Я печально опустил ружьё, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль.
Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул.
Да! Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.
Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие искры.

(197 слов)

Вопросы и задания

1. Чем удивила тебя эта история?
2. Чем она тебя рассмешила?
3. К какому литературному жанру ты бы отнёс это произведение?
4. Выдели звёздочкой слова, которые нуждаются в разъяснении. Попробуй объяснить их значение или воспользуйся словарём.

Максим Горький

Утро

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день.
В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росой, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи:
– Не бойтесь – это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу...
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, крутились, теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты...
– Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы. А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня...
В кустах прыгают весёлые чижи, серенькие с жёлтым. Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо; хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!
Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду – солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле.
...Всюду смеются цветы, все смотрят в синее небо, на золотое солнце, шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах, и в воздухе, голубом, тёплом, тихо несётся ласковая песня:
– День пришёл!
– Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!

(232 слова)

Вопросы и задания

1. Перечитай абзац, где говорится, как рождается новый день и уходят ночные тени.
2. На кого солнце обратило своё внимание?
3. Прочитай абзац, в котором, по твоему мнению, дано самое удивительное описание пробуждения природы.
4. Какая основная мысль этого текста?
5. Назови самые удачные, на твой взгляд, эпитеты, которые подобрал автор.
6. Составь план этого рассказа.

Лидия Обухова

Вижу Землю!

Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса корабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его придавило огромной тяжестью. Показалось, что это продолжается очень долго, но голос Королёва с Земли объявил, что прошло немногим больше одной минуты.
Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело, они сделали своё дело: вынесли корабль на орбиту.
Но вот тяжесть схлынула. В ту же секунду Гагарина словно подняло с кресла: если бы не ремни, он взлетел бы. Так вот что это такое – невесомость!
Он смотрел в иллюминатор. Как всё переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась чёрная темнота космоса. Лишь выпуклый бок Земли был обведён тоненьким ободком атмосферы. Тёмным металлом поблескивали океаны, хорошо различались земные материки. Такою Землю до Гагарина не видел ещё никто.
– Красота-то какая! – воскликнул Юрий. Его услышали на космодроме. – Наблюдаю звезду в первый иллюминатор. Ушла звёздочка...
Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал себя первооткрывателем. Его глазами смотрело на Вселенную всё человечество.
...Ракета огибала бледно-синий шар Земли. Как ни трудно было оторвать взгляд от иллюминатора, Юрий открыл бортовой журнал и начал записи.
Он мчался со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полёт приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас, – самым счастливым человеком на свете! Он громко запел:
Родина слышит,
Родина знает...
Корабль сошёл с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. Вокруг Гагарина бушевала стена огня: горела обшивка, специальная тепловая защита корабля. Он невольно взглянул на термометр: нет, в кабине по-прежнему двадцать градусов тепла. Всё идёт нормально.
Тело снова обретало тяжесть. «Интересно, – мимолётно подумал Гагарин, – перегрузки будут больше, чем при взлёте?»
Он уже видел перед собою синий разлив Волги, весенние холмы под Саратовом...
Обгоревший шар на парашюте опустился посреди вспаханного поля.
Юрий Гагарин был снова на Земле.
...Шли годы. Колесо освоения космоса катилось дальше.
Но Земля никогда не забудет Юрия Гагарина. Сколько бы новых подвигов ни совершалось, он навсегда останется героем. Любимцем своего века. Первым космонавтом.
Вопросы изадания
1. Как проходил взлёт ракеты в космос? Как ощущал себя Юрий Гагарин?
2. Расскажи, как менялись чувства первого космонавта во время полёта.
3. Когда Юрий почувствовал себя самым счастливым человеком на Земле?
4. Как люди всей Земли восприняли подвиг этого простого советского человека?

Тексты для чтения про себя

2-й класс

Братья Гримм

Три брата

Жил-был на свете человек, и было у него три сына. Всё имущество его состояло из одного домика. Каждый из сыновей хотел получить этот дом в наследство.
Отец любил всех одинаково и решил поступить так: «Ступайте-ка, сыновья, по белу свету. Пусть каждый из вас научится какому-нибудь ремеслу. А дом получит тот, кто станет самым лучшим мастером».
Сыновья этим решением остались довольны. Договорились они о сроке, когда они вернутся домой, и отправились в путь-дорогу.
Много ли времени прошло, мало ли – вернулись сыновья домой. Каждый считал себя лучшим мастером.
Вот стали они показывать отцу своё искусство. Старший увидел бегущего зайца и побрил его на бегу так, что не сделал ни одного пореза. Средний увидел королевскую лошадь и подковал её на скаку на все четыре ноги. Младший увидел, что пошёл дождь, и так стал вертеть своей шпагой, что на старика не упало ни одной капли дождя.
Увидал это отец и диву дался. Братья так любили отца и друг друга, что решили не ссориться и жить все вместе. А так как они очень хорошо были обучены каждый своему мастерству, то денег они зарабатывали много и жили безбедно.
Так мудрый отец помог своим детям жить счастливо до самой старости и помогать другим людям.

(195 слов)

Вопросы и задания

1. Чему учит нас эта сказка?
2. Как сыновья выполнили наказ отца?
3. Что в этой сказке ты заметил необычного, волшебного?
4. Найди зачин и концовку в этой сказке.

3-й класс

А. Свирин, М. Ляшенко

Михаил Ломоносов

Ломоносов жил в то время, когда развитие науки в России только ещё начиналось. Он сам её создавал на голом месте и занимался всеми науками сразу. Кроме того, он писал замечательные стихи.
Работал он без устали – днём и ночью. Если бы он был послабее, он бы не выдержал.
Но сила у него была такая, что он мог руками разгибать подковы. Только пока его не задевали, он сам никого не трогал.
Однажды ночью, когда он гулял в лесу на берегу Невы и обдумывал новые опыты, на него напали грабители. Ломоносов шёл один, а их было трое. Наверно, они больше всего боялись, что он от них убежит. Но Ломоносов и не думал бежать. Он им так дал, что два грабителя еле ноги унесли. А третьего он поймал и прижал коленом к земле.
– Что вы хотели со мною сделать? – спросил учёный. – Убить?
– Ей-богу, только ограбить, – забожился грабитель.
– А, каналья! – воскликнул Ломоносов. – Так я же тебя сам ограблю! Снимай штаны и камзол!..
Этот случай – достоверный факт.
Однако битва с грабителями – сущие пустяки по сравнению с той борьбой, которую Ломоносову приходилось вести каждый день в петербургской Академии наук, где он работал.
В то время все главные места в Академии занимали иностранцы. Настоящих учёных там было всего несколько человек. Остальные только притворялись учёными, но никакой пользы русской науке не приносили. Но зато они имели родственников и друзей среди царских чиновников и могли мешать Ломоносову всеми средствами: не давать денег для опытов, писать на него доносы... Царские чиновники не могли примириться с тем, что он не дворянин, а сын простого рыбака.
Некоторые открытия Ломоносова были поняты и признаны только через сто лет после его смерти. А некоторые – и того позже.
Московский государственный университет носит имя Ломоносова, потому что Ломоносов добился его открытия и составил для него программу... Это был первый университет в России.

(293 слова)

Вопросы и задания

1. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.
2. Вырази основную мысль текста.
3. Что поражает любого человека в великой и могучей фигуре Михаила Ломоносова?
4. Выдели в тексте слова, которые требуют объяснения и использования Толкового словаря.

4-й класс

В.П. Астахов

Капалуха

Мы гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные северной стужей.
Стадо телят и бычков вытянулось на старую просеку. Животные, да и мы тоже, шли медленно и устало.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорок, сплошь затянутый бледнолистным черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.
Я стал ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
– Да вот же, вот! – показывали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо. Оно было свито под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке – утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
– Зачем?
– Да так!
– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
 Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела, села над нашими головами.
И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Она целилась на гнездо, и как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла...

(328 слов)

Вопросы и задания

1. Куда отправились ребята ранним утром? Какая это была дорога?
2. Найди описание черничника и зачитай вслух.
3. Какая неожиданность подстерегала ребят в лесу? Как ещё называют глухарку?
4. Какое чувство испытал автор, когда увидел гнездо?
5. Что он смог увидеть, едва бросил взгляд на гнездо капалухи? Как называют таких людей?