Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Галина ЦУКЕРМАН

Воспитание учебной самостоятельности

Любая современная образовательная система ответственна за то, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современном мире. Это банально, если забыть о том, до какой степени современный мир отличается от того мира, в котором жили и продолжают жить учителя и родители сегодняшних и завтрашних первоклассников. Этот поколенческий разрыв существовал во все времена, но при переходе из индустриального в информационное общество он становится все значительней. Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно.

Запрос современного рынка труда на качественно новый результат школьного образования связан с тем, что запас ЗУНов, которые выносятся из школы, устаревает подчас быстрее, чем выпускник доходит от школы до работодателя. В течение жизни запас знаний и умений приходится несколько раз изменять, и изменение это, как правило, радикальное. Речь идет не только о постоянном количественном пополнении своих знаний и умений. (Понятно, что, к примеру, учитель, который не следит за профессиональной литературой, теряет квалификацию.) Речь идет о пересмотре некоторых базисных установок сознания под воздействием обстоятельств и фактов, им противоречащих. Иными словами, умение учиться, которое уже включено в список того, что должен уметь выпускник современной школы, не следует понимать как еще одно умение из того же списка (например, умение грамотно писать или решать уравнения). У умения учиться иная природа. Оно проявляется не тогда, когда надо, готовясь к экзамену, проштудировать и пересказать преподавателю дополнительные параграфы учебника. Умение учиться обнаруживает себя прежде всего в ситуациях новых социально-практических действий, которые (как и работодатели, в отличие от педагогов) нечувствительны к обычному школьному аргументу: «Это мы не проходили, это нам не задавали». Никто не в состоянии составить прогноз новых ситуаций и снабдить впрок наших питомцев тем запасом знаний и умений, которые им могут пригодиться. Но в наших силах снабдить их умением добывать и осваивать такие знания самостоятельно.

Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом уроке (а не только во внеучебное время) проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности.

Есть учителя, которые делают это очень хорошо. Побывать на уроке у такого мастера порой бывает важнее, чем прочесть трактат о методике выращивания учебной самостоятельности младших школьников. Точнее, после такого урока разумные мысли книги понимаются по-новому, читаются как руководство к собственному действию.

Чтобы помочь и начинающим, и опытным учителям не только понять некоторые новые тенденции современной педагогики, но и, главное, эмоционально сопережить их с детьми, мы начали создавать серию видеопособий «Урок в развивающем обучении» (точнее было бы назвать эту серию «Урок в обучении, развивающем учебную самостоятельность»). Эти видеопособия позволят каждому педагогу побывать на уроках у мастеров организации такой учебной деятельности младших школьников, которая нацелена на пробуждение, поддержку и культивирование детских проявлений инициативности и поисковой активности на уроке. Каждая часть серии состоит из видеозаписи двух уроков и брошюры с полным текстом диалогов этих уроков и подробным комментарием каждой ученической и учительской реплики или действия.

Части этого видеосериала – тематические, каждая посвящена одному жизненно важному аспекту учебной самостоятельности.

Первая часть показывает и рассказывает о том, как учитель строит учебное сотрудничество детей, благодаря которому учебный труд поиска решений становится подлинно общим, совместным. Каждый ребенок в него реально включен, эмоциональный и интеллектуальный вклад каждого ученика продвигает класс к общему результату.

Вторая часть показывает и рассказывает, как учитель воспитывает оценочную самостоятельность детей, их умение оценить, какие задачи они уже умеют решать и какие дополнительные знания им нужны, чтобы решить новую задачу.

Третья часть показывает и рассказывает, как учитель делает ситуацию поиска новых способов решения учебных задач посильной для разных детей. Невозможно определить, какой из этих трех тематизмов имеет первостепенную важность для становления учебной самостоятельности, какой играет второстепенную роль, а без чего можно обойтись. (Так, некорректно определять, что важнее для жизни – сердце, мозг или желудок: это всё – обязательные органы жизнеобеспечения.)

Чуть подробнее о каждой части серии «Урок в развивающем обучении».

В 2003 г. вышла в свет первая часть этой серии – «КЛАСС КАК УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО», где представлены два урока родного языка. На уроке в первом классе учительница Л.А. Суховерша помогла своим ученикам самостоятельно вывести (а не получить в готовом виде) орфографическое правило написания гласных после букв Ч и Щ. В комментарии к уроку анализируются действия этой замечательной учительницы, сумевшей разбудить поисковую активность очень робкого и безынициативного класса, построив ситуацию взаимопомощи. Просмотрев урок Л.А. Суховерши в первом классе, зритель переходит вслед за этой учительницей в четвертый класс, где воочию видит плоды ее педагогических усилий. Четвероклассники самостоятельно, почти без помощи учителя, но используя все навыки учебного сотрудничества, которые были им привиты за три года начального обучения, выводят правило написания корней с чередованием И/Е. Сравнение действий первоклассников и четвероклассников позволяет рассмотреть как бы под микроскопом тот шаг в развитии детской самостоятельности, который случился благодаря усилиям учителя по воспитанию класса как учебного сообщества на протяжении всей начальной школы.

В 2004 г. появилась вторая часть этой серии: «ОЦЕНКА КАК УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА». Здесь представлены два урока математики Н.Л. Табачниковой в одном и том же классе. Первый урок взят из начала темы «Числовая прямая», второй урок – из конца этой темы. Сравнение действий первоклассников в начале и в конце изучения одной темы позволяет рассмотреть самые первые шаги становления детской способности самостоятельно оценивать свои возможности взаимодействовать с новым понятием.

В 2005 г. увидит свет третье видеопособие – «УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА, ИЛИ КАК ВЫРАЩИВАТЬ ПОИСКОВУЮ АКТИВНОСТЬ». В нем один и тот же урок (введение умножения) одна и та же учительница проводит в двух вторых классах, резко различающихся по уровню учебной самостоятельности. За искусной работой учителя проступают общие принципы индивидуализации управления поисковой активностью детей.

На мастер-классе Галины Анатольевны ЦУКЕРМАН «Воспитание учебной самостоятельности младших школьников», который состоится 19 апреля 2005 года на Дне учителя начальной школы, вы познакомитесь с фрагментами этих уроков и образцами их анализа, узнаете, как можно использовать урок для диагностики уровня развития учебной самостоятельности класса и отдельных учеников.
Добро пожаловать!