Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Елена ВОСТОРГОВА

Организация безотметочного обучения в
1-м классе на основе «Дневника моего роста»

Для многих безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых-психологов, весьма далеких от повседневной школьной жизни. Однако если говорить о безотметочном обучении в 1-м классе – это уже не эксперимент, и даже не министерские рекомендации (которые, кстати, могут и не выполняться – есть право выбора). Отсутствие отметок в 1-м классе – реальное требование, законодательно оформленное в современных министерских документах. По мнению большинства представителей педагогической общественности (по данным анализа результатов эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, одним из направлений которого была апробация системы безотметочного оценивания), это требование действительно разумно – нельзя ранжировать детей за то, чему они только еще должны научиться.

Но приходится признать, что безотметочное обучение в 1-м классе сегодня – лишь декларация, и оно будет ею оставаться до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. Не секрет, что в настоящее время каждый учитель «выкручивается» из этой непростой ситуации по-своему, решая проблему без должной методической поддержки, на свой страх и риск. Результат всем известен: в среднестатистической ситуации учитель просто заменяет пятерки на «зайчиков», а тройки – на «черепашек», или приклеивает на детские тетрадки «звездочки», раздает «ордена», или еще того хуже – игрушечные монетки, на сумму которых ребенок может потом приобрести у учителя какую-нибудь игрушку. Причина такого разнообразия в учительском «творчестве» все та же – отсутствие в его пользовании технологии безотметочного обучения.

Вместе с тем передовой части учительства хорошо известно, что такая технология создана. И есть практика ее использования в десятках школ разных регионов России. Вопрос лишь в том, как передать эту технологию в руки каждого учителя. Ведь главное – не в замене одних отметок на другие, баллов на ордена и похвальные слова («Молодец!», «Вижу, что старался!») или даже «волшебные линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в нем: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. С этой точки зрения вернее было бы назвать традиционное отметочное обучение безоценочным, так как там нет места действию оценивания ребенком самого себя – а это, как отмечают современные психологи, «краеугольный камень» учебный самостоятельности способности к обучению вообще (и к самообучению в частности). На наш взгляд, безотметочное обучение (при условии его правильной организации) и есть подлинно ОЦЕНОЧНОЕ обучение, и в этом его парадокс. В том смысле, что термин «безотметочное обучение» крайне неудачен, он провоцирует ложное восприятие – как будто бы речь идет об отмене отметок и самого оценивания. Отсюда и негативное отношение – любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребенка, не оценивая результатов обучения. На самом же деле под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка. Понятно, что реализация такого обучения в условиях обычной отметочной системы, когда функции оценивания полностью сосредоточены в руках учителя, практически невозможна.

Именно потому, что суть безотметочного обучения состоит в иной процедуре оценивания, иной позиции педагога, об этом подходе, к сожалению, не расскажешь в двух словах. С этим и связана трудность его внедрения в школьную практику. Возможный путь преодоления этих трудностей – создание специального пособия, носителя технологии безотметочного обучения, в котором должны быть зафиксированы ее особенности. Таким носителем, по нашему мнению, может стать ученический дневник, имеющий особую структуру. Понятно, что это пособие должно кардинально отличаться от существующего типа ученического дневника, который фактически не менялся с конца 60-х годов прошлого века.

Чем же должен отличаться дневник для безотметочного обучения от традиционного ученического дневника, кроме того, что в нем не ставятся отметки? Ответ на этот вопрос вы сможете получить, посетив мастер-класс «Организация безотметочного обучения в 1-м классе на основе “Дневника моего роста”»на Дне учителя начальной школы 19 апреля 2005 года. Вам будет представлен новый ученический дневник, с помощью которого можно не только реализовать безотметочную систему оценивания, но и создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни.