Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Оксана КОБЛОВА

Урок изобразительного искусства в 4-м классе по теме

"Образ художественной культуры Японии"

Урок изобразительного искусства – это всегда необычный урок,  это как тайна, рассказанная всем. Был белый чистый лист, а превратился в целый рассказ, волнующий душу ребенка, передающий его восприятие, его волнение, его видение. Это всегда ценно. А вот что это будет за рассказ и как маленький волшебник сможет расколдовать свой лист, зависит от взрослого, от его помощи.

На уроке таким помощником становится учитель: именно с ним в совместном творчестве рождается замысел, в котором отражаются мысли и чувства ребенка. Учитель – это не только друг и помощник, но и профессионал своего дела, постоянно ищущий то ценное и необходимое, что позволяет лучше понять и погрузиться в атмосферу урока, раскрыть тему, выполнить работу.

И каждый раз в начале учебного года задаешь себе один и тот же вопрос: а как сделать так, чтобы дети работали с наибольшей отдачей, заинтересованностью, чтобы их творчество радовало как их самих (как авторов), так и других (как зрителей)? И опять поиски, новые варианты подачи содержания урока, новые методы, техники… А как иначе?

В 4-м классе целью художественного воспитания учащихся по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Это достаточно серьезная и важная тема, способствующая осознанию себя и культуры своего народа как части культуры всего человечества…

В этом классе художественные представления учителю нужно подавать как зримые сказки о культурах.

Дети в этом возрасте пытливы, любознательны, им присуща чуткость к образному пониманию мира, поэтому нет необходимости в детальном рассмотрении исторической конкретности. Главное здесь – правда художественного образа.

Соприкасаясь с истоками культуры своего народа и других народов Земли, дети ощущают себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры. Сегодня это актуально как никогда. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Путешествуя с детьми на занятиях изобразительного искусства по различным странам, погружая их в культуру другого народа, необходимо помнить о создании особой атмосферы урока, которая создает целостное представление о культуре народа, его обычаях, духовном мире.

Этому способствует не только показ слайдов произведений искусства и природы, но и возможность соприкоснуться с подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства, литературой, музыкой.

Каждый учитель вправе решать самостоятельно, с образом каких стран он будет знакомить детей. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского предлагает знакомство с культурой Древней Греции, Японии, Западной Европы, Средней Азии, Крайнего Севера...

Мне бы хотелось более подробно остановиться на образе культуры Японии. Надо отметить, что эта тема всегда находит большой отклик у детей, и имеет множество вариантов раскрытия.

Остановимся на одном из них. Он посвящен природе Страны восходящего солнца.

Япония – очень древняя страна, истоки её искусства восходят к VIII тысячелетию до н.э. Японское искусство выросло под сильным воздействием корейской и, особенно, китайской культур. Японией были усвоены китайская письменность и многие черты китайского мировосприятия. Однако она всегда сохраняла свой самобытный характер, который складывался под воздействием исторических и климатических особенностей. Япония – страна гор, морей и многих действующих вулканов. Её горные пейзажи, туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Ты рассматриваешь произведения мастеров японской живописи и отмечаешь какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость. Еще в далекой древности у японцев возникло умение видеть красоту каждого маленького кусочка жизни, всматриваться и любоваться, ощущать себя частью природы, переживать вместе с ней.

Любимые мотивы – горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии.

Детям предлагается побывать в роли японского мастера, умеющего наблюдать и всматриваться, а затем передавать на плоскости бумаги свои образы. А чтобы максимально можно было сконцентрироваться на передаче бережного и чуткого отношения к природе, маленьким живописцам предлагается выполнить рисунок на небольшом вытянутом листе тонированной бумаги одной белой краской. Такая ограниченность палитры не случайна, ведь белый цвет может давать множество различных оттенков на тонированной бумаге (от плотно насыщенного до прозрачного, нежного), что позволяет передать различные нюансы состояния природы, атмосферу таинственности. Проделав предварительно небольшое упражнение по растяжке белого цвета, и получив навыки составления необходимого по насыщенности тона, ребята выполняют задуманные композиции, в которых изображают величественные пагоды и дворцы, цветущие ветви и насекомых, журчание ручьев и отражение камней в воде, уходящие в даль горы и сидящих на веточках птиц – в общем, все то, что смогло взволновать и побудить к изображению.

Соперничая с белизною снега,
Упавшего с небесной высоты,
У дома моего
На ветке сливы зимней
Цветут сегодня белые цветы.
Отомо Якомоти

Как правило, выводя тонкой послушной кистью различные изображения природы, ребята всегда создают утонченные и изысканные работы.

Приглашаем вас на мастер-класс Оксаны Анатольевны Кобловой, который состоится 19 апреля 2005 года на Дне учителя начальной школы.