© Данная статья была опубликована в № 05/2005 журнала "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Начальная школа"
  •  Содержание № 05/2005
  • «К тайнам нашего языка»

    ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

    Л.Д. МАЛИ,
    О.С. АРЯМОВА,
    С.А. КЛИМОВА,
    Н.И. НАУМОВА,
    г. Пенза

    Продолжение. Начало см. в № 4/2005

    «К тайнам нашего языка»

    1-й класс

    Какие бывают слова? (6 уроков)

    Урок 2

    Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».

    Оборудование. Учебник «К тайнам нашего языка» (1-й класс); Методические рекомендации.

    I. Введение в тему урока

    До начала урока учитель помещает на доску две таблицы: со с. 15 учебника (с пустыми графами) и со с. 13 (без слов-примеров и вопросов).

    Учитель. Вам знакомы эти таблицы?

    Дети. Да.

    У. Мы заполняли их на прошлом уроке. Как вы думаете, сможем ли мы снова собрать таблицы? Попробуем. Примеры слов ставить не будем, а вот вопросы постараемся вернуть на место. Давайте работать так: вы рассказываете по таблице, называете вопросы, а я вписываю их.

    Учащиеся по наводящим вопросам учителя повторяют уже знакомые им сведения. Постепенно таблицы заполняются.

    – Теперь, когда таблицы готовы, вернемся к рисунку на странице 16 и поищем примеры слов для наших таблиц.

    Устно собираются примеры разных групп слов.

    – Сегодня мы продолжим разговор о словах-названиях. А вот какие слова мы будем учиться разграничивать, я думаю, вы скажете сами в конце урока.

    II. Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?

    У. На странице 17 учебника вверху прочитайте хором строчку из известного вам произведения и узнайте его.

    Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

    У. Кто ее автор?

    Д. Александр Сергеевич Пушкин.

    Учитель показывает книгу Пушкина с этой сказкой.

    У. Перечитайте строку из сказки и найдите слово, которым названо животное.

    Д. Рыбка.

    У. Сколько «опасных» мест в слове? Отметьте их.

    Дети выполняют задание.

    – Это слово мы будем списывать, но сначала поработаем над красотой букв. Пропишем буквы б и к.

    Обсуждают написание и пишут по одному разу.

    – А теперь напишем те же буквы, правильно их соединяя.

    Дети прописывают один раз.

    – Готовимся к списыванию. Какие действия нам осталось выполнить?

    Вывешиваются карточки с рисунками из памятки 1 начиная с третьей, и слово орфографически проговаривается.

    – Пропустите одну строчку в тетради и на следующую запишите это слово по правилам списывания.

    Дети выполняют задание.

    – С кем еще мы встречаемся в сказке Александра Сергеевича Пушкина?

    Д. Со стариком и старухой.

    У. Запишем эти слова-названия в столбик под словом рыбка. Какой памяткой будем пользоваться?

    Д. Памяткой 2.

    У. Проговорим и запишем первое словостарик.

    На доске карточки, напоминающие о самодиктовке и проверке.

    – Прежде чем записать второе слово – старуха, уточним элементы буквы, которая нечасто встречается, – буквы х.

    Буква один раз прописывается на той же строке, где были написаны предыдущие.

    – Теперь проговорите и, диктуя себе, запишите слово старуха.

    Дети записывают.

    – Вспомним, что просила и получила старуха от золотой рыбки. Я буду читать строки из сказки (с. 17 учебника, упр. 21), а вы хором дочитывайте выделенные слова.

    Прочитываются все три отрывка.

    – Нет ли в отрывках слов, о значении которых вы хотели бы спросить?

    Д. Нет.

    У. Тогда у меня к вам вопрос: «Что называют слова изба и терем

    Д. Это дома, где живут.

    У. Найдите на рисунке избу и терем. Чем они отличаются?

    Д. Терем красивый, а изба не очень.

    У. Хотите проверить, точно ли мы объяснили значение этих слов? Это можно сделать, обратившись к странице 135 учебника. Откройте ее, и пока прочитаем только последнюю строчку. Какое уточнение надо сделать?

    Д. Терем – красивый дом с башней.

    – А про слово изба написано, что это деревенский дом.

    У. Сейчас мы с вами узнали точные значения слов. Так всегда нужно поступать, встречаясь со словами, которые не понятны или не совсем понятны. Дома прочитайте совет авторов в голубой рамке на странице 18.

    А теперь вернитесь к тетради и запишите слова изба и терем во второй столбик. Не забудьте пропустить строку и действовать по правилам списывания.

    Пока дети работают, учитель пишет на доске два вопроса: кто? что?

    – Прочитайте вопросы. Нам надо решить, к какому столбику слов какой из этих вопросов подходит.

    Перечитайте слова первого столбика. Кого они называют? Какой вопрос вы для них выберете?

    Д. Кто?

    У. А на какой вопрос отвечают слова второго столбика?

    Д. Что?

    У. Давайте проверим наш выбор. Прочитаем, что пишут авторы в рамке на странице 19. Я читаю, а вы следите и помогайте – дочитывайте хором то, что напечатано жирным шрифтом.

    Правильное ли решение мы приняли? Впишите вопросы на оставленную строку – каждый над своим столбиком. Проговариваем их.

    Дети пишут под коллективную самодиктовку.

    – Какие же слова-названия отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?

    III. Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

    У. Я буду называть слова, а вы решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто? или что? Если на вопрос кто?, хлопните в ладоши один раз, а если на вопрос что? – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, сколько раз хлопнете? А если людей, животных?

    Слон, клетка, дрессировщик, клоун, шляпа, качели.

    Посмотрите на рисунок на странице 19 и сами подберите как можно больше слов-названий, которые отвечают на вопрос кто?

    Д. Мальчик, девочка, дети, ребята, котята, котенок.

    У. А теперь – на вопрос что?

    Д. Трава, дерево, мячик.

    У. Как вы думаете, а слово хвост на какой вопрос будет отвечать? А слова лапа, ушки?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Вот какой хитрый русский язык! Слово котенок отвечает на вопрос кто?, а слова хвост и лапа – что?

    Переверните страницу. Прочитайте слова в первой строчке и найдите одно, отвечающее на вопрос кто?, которое мы, рассматривая рисунок, не назвали.

    Д. Малыши.

    У. Отметьте в нем «опасные» места, подготовьтесь и запишите в тетрадь. В какой столбик вы его поместите?

    Д. В первый.

    У. Посмотрите вокруг. Назовите еще слова, которые можно было бы записать в тот же столбик. Какие слова вы будете искать?

    Д. Те, которые отвечают на вопрос кто?

    Были названы слова: ученики, учительница, Сережа. К последнему слову, естественно, пока особое внимание не привлекалось, поскольку понятие «имена собственные» еще не обсуждалось.

    У. А теперь приведите примеры слов-названий, которые отвечали бы на вопрос что?

    IV. Подведение итогов урока

    У. Какие же слова-названия мы сегодня учились разграничивать?

    Дети отвечают.

    – Дома выполните совет авторов, выделенный желтой рамкой.

    Обобщение по таблице на с. 20 перенесено на предпоследний урок темы. Составление предложений по рисунку из «рассыпанных» слов оставлено на последние уроки учебного года, где предусмотрена небольшая тема под названием «Перелистаем учебник». (См. о ней: Методические рекомендации, с. 125.)

    Урок 3

    Тема. «Имена собственные».

    I. Введение в тему урока

    Учитель. Кто выполнил совет авторов учебника и рассказал дома о том, какие бывают слова в русском языке? О каких группах слов вы рассказали?

    На какой вопрос отвечают слова, которые называют людей и животных?

    Сегодня мы с вами откроем еще один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? О том, что для вас будет новым, вы сами скажете в конце урока.

    II. Повторение и знакомство с новым материалом. Работа над каллиграфией

    У. Найдите страницу 21 учебника, а на ней столбик слов. Хором прочитайте первое слово так, как оно написано. Кого называют этим словом?

    Дети. Человека, который пишет книги.

    У. На какой вопрос отвечает слово?

    Д. Кто?

    У. Впишите вопрос на приготовленную строку во второй столбик. Старайтесь писать не только аккуратно, но и красиво.
    Шепотом прочитайте второе слово и отметьте в нем все «опасные» места. Не забудьте и о буквах парных согласных.
    Хором прочитайте это слово так, как оно написано, старайтесь запомнить буквы на месте «опасностей».
    На какой вопрос отвечает слово?

    Д. Кто?

    У. Почему?

    Д. Оно называет человека.

    У. Впишите вопрос на строку. Но сначала посмотрите, все ли вам удалось при первой записи вопроса.

    Учитель показывает на доске одну из увиденных им каллиграфических погрешностей и исправляет ее.

    – Постарайтесь записать вопрос еще лучше, чем первый.
    Прочитайте третье слово и решите, на какой вопрос оно отвечает. Почему на вопрос кто? (Называет животного.) Впишите вопрос.
    Самостоятельно поработайте с двумя последними словами: прочитайте их и отметьте «опасные» места, стараясь запомнить буквы.
    На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Впишите его.
    Найдите на странице слова, которые напечатаны ниже. Они отделены друг от друга звездочками. Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похоже их написание.

    Д. Все они написаны с большой буквы.

    У. А почему во всех этих словах нужна большая буква?

    Д. Они называют имена, фамилии людей и клички животных.

    У. Прочитайте фамилии. Выберите имена. А теперь клички.
    Давайте попробуем некоторые из этих слов по смыслу соединить со словами первого столбика. Например, какое слово подойдет к слову писатель?

    Д. Чуковский.

    У. Что вы им назвали?

    Д. Фамилию писателя.

    У. Вам знакомы произведения этого писателя? Какие?

    Дети отвечают.

    – Впишем фамилию писателя в первую строку третьего столбика, но сначала подготовимся. Назовите буквы первого слога, которые вам понадобятся.

    Д. Большая буква Ч и буква у.

    У. Вспомним, как пишется заглавная буква Ч и как соединяется со следующей буквой.

    Учитель прописывает букву и соединяет ее с у.

    – Пропишем этот слог в воздухе, мысленно представляя строку.

    Дети прописывают два раза.

    – Вернемся к учебнику и вслух прочитаем слово, которое нужно записать.

    Д. Чуковский.

    У. Раз мы видим слово написанным, по какой памятке будем действовать?

    Д. По памятке списывания.

    У. Что надо сделать?

    Д. Отметить «опасные» места.

    У. Какие два из них вы подчеркнете, так как уже знаете правила, по которым написаны буквы?

    Д. Большую букву Ч и букву у в сочетании чу.

    У. Отметьте другие «опасности» и самостоятельно выполните оставшиеся действия.

    Учитель вывешивает в качестве плана рисунки-подсказки из памятки 1: № 3, 4, 5. Учащиеся, руководствуясь ими, готовятся, а потом записывают слово.

    – Вместе проверим. Читайте по своей записи так, как написано.

    Выберите подходящие по смыслу слова к двум последним из первого столбика.

    Д. Настя, Жучка.

    У. Самостоятельно подготовьтесь и впишите их в третий столбик. Перечитывайте те слова, к которым вы их добавляете.

    Перед записью слова «Жучка» учитель остановил детей и напомнил, как пишется заглавная буква Ж. Ученики прописали ее в воздухе.

    – Давайте сравним слова, записанные в первом и третьем столбиках. Кого все они называют?

    Д. Людей или животных.

    У. На какой вопрос отвечают?

    Д. Кто?

    У. Но смотрите: одни названия людей и животных пишутся с маленькой буквы, а другие – с большой. Откройте этот секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Да, если слова называют имена, отчества или фамилии людей, клички животных, то эти слова, чтобы отличать их от других названий людей и животных, пишут с большой буквы. Такие слова даже имеют свое особое название. Хотите узнать его? Тогда на странице 23 в рамке вместе читаем...

    Учитель читает первый абзац, а ребята следят.

    – Какое же новое научное название вы узнали?

    Д. Собственные имена.

    У. Что называют этими словами?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Громким шепотом дочитайте вторую часть сведений в рамке. Что нового встретите в знакомом правиле?

    Д. Новое научное название – собственные имена.

    У. Теперь мы можем говорить правило не как маленькие, а как взрослые, как ученые. Давайте хором перечитаем правило письма.

    III. Освоение нового понятия

    У. Как вам кажется, вы хорошо поняли, какие слова называют собственными именами?

    Д. Хорошо.

    У. А хотите проверить себя?

    Д. Да.

    У. Тогда выполним одно хитрое задание, которое есть в учебнике. Оно отмечено смешным вопросительным знаком на странице 22.
    Хором прочитаем первые три пары слов. Читаем, как написано первое слово из первого столбика.

    Д. Мальчик.

    У. А теперь первое слово из второго.

    Д. Девочка.

    У. Читаем вторую строку.

    Д. Сын. Дочь.

    У. Третью.

    Д. Внук. Внучка.

    У. Скажите, кого называют все эти слова?

    Д. Людей.

    У. А среди этих слов есть собственные имена? Объясните свой ответ.

    Д. Нет имен, фамилий, а значит, нет и собственных имен.

    У. Прочитайте громким шепотом так, как они написаны, два последних слова первого столбика.

    Дети читают.

    – А теперь так же прочитайте два последних слова из второго столбика.

    Дети читают.

    – Встаньте все те, кто считает, что слова из первого столбика называют его.

    Робко, неуверенно начинает вставать кое-кто из мальчиков. Учитель поддерживает, и постепенно встают все мальчики.

    – Молодцы, садитесь. Теперь встаньте те, кто относит к себе слова второго столбика.

    Встают девочки.

    – Тоже молодцы. Садитесь. Каждый из вас отнес к себе какие-то из прочитанных слов. Может быть, эти слова – имена собственные? Как вы считаете?

    Д. Нет, это тоже не имена, не фамилии, которые принадлежат определенным, конкретным людям. Этими словами можно назвать многих.

    У. Посмотрите, в учебнике после каждого столбика оставлено по две пустые строчки. Догадайтесь: какие слова, называющие каждого из вас, нужно на них записать, чтобы наконец появились собственные имена?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Конечно, чтобы в столбиках слов появились собственные имена, нужно добавить имя и фамилию. Впишите их. Но сначала проговорите вслух так, как вы будете писать. Какая памятка поможет не допустить ошибок?

    Д. Памятка 2.

    Один из учеников добавил, что можно посмотреть, как написаны слова на обложке тетради, и тогда писать по памятке 1.

    Запись проводится под самодиктовку. Учитель следит за действиями детей и помогает им.

    У. Что называют слова, которые вы записали? Какое их научное название вы теперь знаете? С какой буквы вы их написали?

    IV. Совершенствование умения отличать собственные имена от других слов и писать их с заглавной буквы. Работа над каллиграфией

    У. Откройте страницу 24 учебника, упражнение 28. Посмотрите на группы слов, приведенные в рамках. Как вы думаете, почему авторы учебника в скобках в начале некоторых слов указали две буквы: большую и маленькую?

    Д. Авторы предлагают нам выбрать буквы.

    У. Как вы будете действовать, выбирая нужную букву?

    Д. Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя – выберем большую букву.

    У. Читаем первую группу слов. Что называют слова, в которых предстоит выбрать буквы?

    Д. Имя, отчество и фамилию человека.

    У. Какое название для таких слов есть в языке?

    Д. Имена собственные.

    У. Какую букву нужно выбрать при их записи?

    Д. Заглавную.

    У. Писать эти слова мы не будем, но еще раз прочитаем их. Закройте пальчиками ненужные буквы так, чтобы правильные были хорошо видны. Читаем.

    Дети читают.

    – Прочитайте слова в третьей рамке и решите, какую букву из двух в скобках вы выберете при записи слов. Объясните ответ.

    Дети отвечают.

    – А не нужна ли большая буква в первом слове – дядя? Почему?

    Д. Это не имя собственное.

    У. А если бы с этого слова начиналось предложение?

    Д. Тогда нужна была бы, но по другому правилу – по правилу записи предложения.

    У. Подготовимся к записи слов. Сначала потренируемся в написании буквы я и ее соединении со следующей буквой д.

     Вспоминается и один раз прописывается буква я в соединении с д.

    – Потренируемся и в написании буквы ж.

    Буква тоже прописывается.

    – Прочитайте слова так, как они должны быть написаны, и запишите их в тетрадь. Следите и за красотой букв.

    Прочитайте слова в предпоследней рамке и подумайте, какую букву выберете из тех двух, что указаны в скобках. Какую же? Почему?

    Дети отвечают.

    – Вспомним, как пишется заглавная буква З и как ее надо соединить с буквой о.

    Буква и ее соединение прописываются.

    – Подготовьтесь к списыванию и под уже имеющимися словами в столбик запишите эту пару слов.

    Учитель вновь адресует детей к плану списывания в рисунках, помещенному на доске. Учащиеся отмечают «опасные» места, проговаривают слова, повторяют и пишут, не глядя в книгу. Для проверки слова хором прочитываются по сделанной записи.

    – Какие буквы надо закрыть, а какие оставить из тех, что даны в скобках в словах из двух оставшихся рамок? Почему вы так считаете?

    Ответы детей.

    V. Подведение итогов урока

    У. Какие особые слова-названия вам сегодня на уроке открылись? Что называют эти слова? С какой буквы они пишутся?

    Ответы детей.

    – Дома расскажите взрослым, какое новое научное слово вы узнали, и вместе соберите «копилку» собственных имен родных и близких: имена и отчества ваших родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; узнайте, как пишется ваше отчество. А если захотите, вместе со старшими прочитайте на странице 23 вопрос Антона и ответ на него.

    Продолжение следует.

     

    TopList