Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина НИВИНА,
учитель окружной СОШ № 5,
г. Нарьян-Мар, Архангельская обл.

Урок обучения грамоте

1-й класс

Тема. «Продолжение работы по анализу звуков [ф], [ф’], [ш], по ознакомлению с их буквами. Шутки удачные и неудачные».

Цели. Закреплять умения давать характеристики звуков, знания о буквах ф и ш, включить их в активное чтение; учить правильно вести спор; развивать внимание, артистичность; воспитывать культуру поведения.

Оборудование. Книги: Волина В.В. Занимательное азбуковедение (физкультминутки); Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Самара: Корпорация «Федоров», 2002; таблички с закодированными словами и их отгадками.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

(чтение текста «Спортивный праздник» на с. 66)

Учитель. О чем вы прочитали дома в тексте?

Дети. О спортивном празднике.

У. Докажите, что это был не просто праздник, а спортивный праздник.

Д. Он проходил на стадионе. Дети соревновались в беге. На стадионе были болельщики.

У. Найдите и прочитайте предложения, которые доказывают, что праздник проходил на стадионе.

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

У. Дима, прочитай, кто болел за ребят.

Дима. На трибунах – мамы и папы, дедушки и бабушки, много друзей. И вот – финиш.

Учитель вопросительно смотрит на класс.

Д. Финиш – это конец бега. Это предложение не надо читать.

У. А как называется место, с которого начинается забег спортсменов?

Д. Старт.

У. Прочитайте предпоследнее предложение и вопрос в конце текста. Как вы на него ответите?

Д. Последний – Слава Кузин.

У. Докажите.

Д. Тут написано: «На старте команда первого класса: Слава Кузин, Саша Зотов, Миша Разик», а дальше: «Первым стал Миша, вторым – Саша». Остается Слава.

Комментарий Н.В. Нечаевой

Главное при работе с текстом – не только прочитать его, но и понять смысл, расширить словарный запас. Поэтому учитель отказывается от привычного чтения по цепочке, а посредством системы вопросов заставляет детей осмыслить описанную ситуацию. В результате весь текст был прочитан не только восемью учениками (по количеству предложений), но всем классом и индивидуально четырьмя учениками. Дальше слова текста дети анализируют с фонетической точки зрения, то есть чтение продолжается. Читая дальше протокол урока, отмечайте, над какими проблемами размышляют дети, как учитель меняет виды деятельности обучаемых, не забывая об основной теме урока.

У. Поработаем по вариантам. Те из вас, кто выполняет работу по первому варианту, будут искать слова с буквой ф, а кто по второму – слова с буквой ш. Заданную букву нужно подчеркнуть. Начинаем работать по сигналу в течение одной минуты.

После работы подсчитать количество найденных слов и выяснить, кто нашел больше.

У. Прочитайте слова с буквой ф, которые вы нашли.

Д. Флажками, форме, финиш.

У. Прочитайте слова с буквой ш.

Д. Пришли, украшен, шарами, марш, шумит, дедушки, бабушки, Миша, Саша, финиш.

У. Сравните звуки, которые обозначаем с помощью ф и ш.

Д. Они согласные, глухие.

У. Докажите.

Дети произносят звуки.

Д. [ф] может быть твердым: фо-орма – и мягким: фи-иниш, а [ш] – всегда твердый.

У. Какие слова вам встретились на тему «Спорт»?

Д. Стадион, бегуны, команда, прыгуны, гимнасты, финиш, форма, трибуна.

Учитель записывает слова на доске.

У. Что вы заметили?

Д. В слове финиш есть буква ф и буква ш.

II. Работа в парах

У. Составьте схему к любому из этих слов, обозначьте в ней звуки. Предложите угадать это слово своему соседу по парте.

Первого ученика учитель просит выйти к доске и составить самостоятельно звуковую схему к слову стадион в схеме предложения на месте первого слова.

На доске:

_______ ________ _________, _______ ________ _______.

После работы в парах – угадывание слов, записанных схемами: учитель предлагает обратить внимание на схему предложения.

У. Что можно сказать о предложении, которое записано с помощью схемы?

Д. Оно повествовательное. Оно состоит из шести слов. После третьего слова стоит запятая.

У. Найдите и прочитайте это предложение в тексте. Но у нас есть еще одна подсказка: первое слово в предложении записано с помощью схемы.

На доске:

ССКЗККС ________ _________, _______ ________ _______.

Д. Это слово стадион.

У. Найдите предложение, которое начинается со слова стадион.

Д. Стадион шумит.

У. Это предложение подходит?

Д. Нет.

У. Что необходимо сделать, чтобы схема подходила?

Д. Убрать три слова и запятую.

У. Как вы понимаете предложение «Стадион шумит»?

Д. На стадион пришли болельщики. Они все болеют за спортсменов. Все шумят, кричат, вскакивают со своих мест, машут руками. Кругом движение.

III. Физкультминутка

У. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

IV. Правила ведения спора

У. Представьте, что скажут друг другу одноклассники после праздника.

Д. Я думаю, что победителя поздравят, а тех, кто проиграл, успокоят и скажут, что они потренируются и выиграют в следующий раз.

– А я думаю, что мальчик, который проиграл, поссорится с другими, потому что проигрывать всегда неприятно.

У. Давайте представим себе, как это могло произойти.

Выходят три мальчика и разыгрывают ситуацию спора.

– Болельщики, помогите спортсменам найти выход из этой ситуации.

Ребята дают советы.

– Сейчас мы прочитаем три слова. Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?

RCZПОWР

Д. Спор.

У. Среди набора букв найдите слово.

КЛАПВОССОРАВ

Д. Ссора.

У. Прочитайте только те буквы, которые находятся между согласными.

ВДЛАОКРПАСКФАШ

Д. Драка.

У. Я выстрою их в такой последовательности: спор > ссора > драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?

Д. Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.

У. Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?

Д. Когда возник спор.

У. Сейчас мы выясним, как лучше вести себя при споре, чтобы он не перерос в драку. Откройте «Азбуку» на странице 70. Прочитайте.

Д. Ты вступил в спор. Выбирай: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность.

У. Что вы для себя выберете?

Д. Спокойный тон, доброжелательность.

У. А может, лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать свое!

Д. Нет, если в споре кричать и топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится такое поведение.

У. Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно еще что-то учитывать?

Д. Не махать руками.
– Мне говорили, что когда говоришь с человеком, нужно смотреть ему в глаза.
– А еще когда доказываешь что-то свое, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.

У. Молодцы! Все это верно. Все, что вы сейчас сказали, – это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не перешел в драку.

V. Физкультминутка

У. Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в сторону развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Шутки уместные и неуместные

У. Ребята, а из-за чего может возникнуть спор?

Дети рассказывают случаи из жизни.

Дима. Я однажды поссорился с братом. Он решил пошутить – спрятал мой портфель, а мне нужно было приготовиться к следующему дню.

У. Вот как, оказывается, можно поссориться из-за шутки – ведь шутки бывают разные. Давайте прочитаем об одной такой шутке на странице 70 в «Азбуке» рассказ «Ну и пошутил!».

Дети читают.

– Так как ответил Фома на вопрос Маши?

Д. «Не знаю. Компот-то соленый. Это ты насыпал соли».

У. Да, затруднительное положение! Значит, эта шутка была плохой. Какая же шутка будет хорошей?

Д. Такая, чтобы всем стало весело и никому не было обидно.

У. Говорят, что шутки бывают уместные, то есть хорошие, и неуместные, то есть плохие. А шутка с портфелем какая?

Д. Неуместная, потому что Дима расстроился и долго искал портфель. Ему было невесело.

У. Тогда посмотрите на иллюстрацию к рассказу со страницы 70 «Ну и пошутил!». Она подходит к тексту? Почему?

Д. У героя глаза круглые, так как он не ожидал выпить соленый компот. Волосы встали дыбом от испуга. Руки развел в стороны от неожиданности.

У. Давайте попробуем инсценировать рассказ о Фоме и Маше.

VII. Итог урока

У. Что вы узнали для себя нового и интересного? Какие правила спора вы узнали?

Выслушиваются ответы детей.