Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна ГОЛЫШЕВА,
учитель средней школы № 3,
г. Кострома

Большая или маленькая буква

Интегрированный урок чтения и письма в 1-м классе

Тема. «Большая буква в названиях населенных пунктов. Чудеса народных промыслов».

Цели. Познакомить учащихся с правилом написания слов, обозначающих названия городов, сел; повторить правило написания слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных; развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование. Карточки с названиями населенных пунктов; Физическая карта России; карточки с заданиями для групп.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель. Сегодня на минутке чистописания мы вспомним написание заглавной и строчной буквы р.

Учитель записывает образец буквы на доске. Дети прописывают буквы в тетрадях.

III. Повторение пройденного материала

У. Ребята, для чего нам нужны заглавные буквы?

Дети. Заглавные буквы нужны для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имени, отчества людей, кличек животных.

У. Давайте проверим, как вы это запомнили. Поиграем. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, поднимайте руки вверх, а если со строчной – хлопайте в ладоши.

Роман, ромашка, Россия, Рыбин, рыжик (если это гриб), Рыжик (если это кличка кота), Романович.

– Молодцы!

IV. Сообщение темы урока

У. На прошлом уроке мы учились писать имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Сегодня наш урок тоже посвящен именам собственным. Будем учиться правильно писать названия городов, сел, то есть населенных пунктов. Что такое город?

Д. Город – крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики, заводы, учебные и культурные заведения.

У. Мы уже умеем правильно писать это слово. А с какой буквы мы его напишем с маленькой или большой? Почему?

Д. С маленькой, так как городов очень много.

V. Работа по теме урока

У. Мы сказали, что городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому городу люди дали свое название. Какие города вы знаете?

Дети отвечают.

– Какой город является столицей нашей Родины?

Д. Москва.

Если у учителя есть возможность, то он показывает на физической карте страны расположение всех географических объектов, называемых на уроке.

У. Запишем в тетради: город Москва.

Учитель делает образец записи на доске.

– С какой буквы мы напишем эти слова? Почему?

Д. Слово город – с маленькой буквы, слово Москва – с большой, так как это название города.

У. Подчеркните заглавную букву.

Дети выполняют задание.

– А у нашего города есть свое имя – название?

Д. Кострома.

У. Запишите название в тетради. С какой буквы напишем это слово? Почему? Подчеркните заглавную букву.

Дети выполняют задание.

– Давайте познакомимся с нашими соседями. Севернее от Костромы расположен город Вятка.

На доске учитель записывает в первый столбик: «город Вятка».

– Как напишем название города? Почему? Запишите. Подчеркните заглавную букву.

Интересно, что в России есть два города Новгорода: один – Великий Новгород (недалеко от Санкт-Петербурга), другой – Нижний Новгород (недалеко от Костромы, вниз по реке Волге).

На доске учитель записывает: «город Нижний Новгород».

– Название города состоит из двух слов. Запишите. Как напишем название города? Почему? Подчеркните заглавные буквы.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Вот сколько названий городов мы записали. Давайте сделаем вывод.

Д. Названия городов пишутся с заглавной буквы.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по теме урока (продолжение)

Класс делится на группы.

У. Каждая группа представляет собой населенный пункт. Ваша задача – прочитать текст и ответить на вопросы к нему.

Группы выполняют задание, осуществляется проверка.

Группа 1. Карточка 1

СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ

Недалеко от Москвы находится село Гжель. Живущие там мастера любят делать изделия из фарфора и расписывать их диковинными птицами, цветами.
Все рисунки разные по сюжету, но одинаковые в цвете – бело-синие. Каждая поделка мастеров Гжели интересна по исполнению, радует глаз.

Вопросы

1. Назови место, где зародился данный промысел.
2. Какой материал используют в своей работе народные мастера?

У. Откуда вы к нам пожаловали?

Д. Из села Гжель.

У. Что такое село?

Д. Село – небольшой населенный пункт, расположенный недалеко от города. В нем обязательно есть церковь.

У. В селах в старину люди занимались народными промыслами. Давайте в тетради во второй столбик запишем: «село Гжель». А где находится это село?

Д. Оно находится недалеко от Москвы.

У. Теперь покажите нам свой товар.

Дети на столе учителя находят изделия народных мастеров из села Гжели и ставят на отдельную парту.

У. А из чего сделаны все эти предметы?

Д. Из фарфора.

У. Чем они отличаются от других?

Д. Они отличаются бело-синим цветом, так как художники используют только одну синюю краску.

У. Как мы пишем слово Гжель?

Д. С заглавной буквы.

У. Подчеркните заглавную букву.

Красива и нежна гжельская керамика, как синее ясное небо. А мы отправляемся дальше.

Группа 2. Карточка 2

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Недалеко от города Вятка есть село Дымково. Там народные мастера делают игрушки из глины.
Сказочные фигурки зверей, птиц, людей расписаны яркими красками всех цветов, каких и в жизни не встретишь. Они очень веселые и забавные.

Вопросы

1. Назови место, где зародился данный промысел.
2. Какой материал используют в своей работе народные мастера?

– А вы откуда к нам пожаловали?

Д. Из села Дымково.

У. Где находится ваше село?

Д. Оно находится недалеко от города Вятка.

У. Запишем название села во втором столбике. Подчеркнем заглавную букву.

Дети выполняют задание.

– Какой товар вы нам привезли? Покажите его.

Дети на столе учителя выбирают изделия дымковских мастеров.

– Из чего сделаны ваши игрушки?

Д. Из глины.

У. Кто мне подскажет, почему ваше село называется «Дымково»?

Д. Раньше к весенней ярмарке крестьяне обжигали свои игрушки в русской печи, и клубились над избами голубые дымки. Поэтому село стали называть Дымково.

У. Какие веселые и забавные эти игрушки! Наша ярмарка в самом разгаре. Много красивого и интересного товара привезли мастера. А сейчас мы подходим к третьей группе.

Группа 3. Карточка 3

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Всем известно село Хохлома, которое находится рядом с Нижним Новгородом. Его народные мастера изготавливают из дерева посуду: ложки, чашки, ковши. Расписывают ее красными, черными, желтыми и зелеными красками. Затем изделия покрывают лаком и помещают в печь, будто пироги пекут. От жары лак желтеет, и посуда становится золотистой.
Красива, удобна деревянная посуда! Когда ешь из нее горячие щи, она рот не обжигает.

Вопросы

1. Назовите место, где зародился данный промысел.
2. Какой материал используют в своей работе народные мастера?

– Откуда вы, мастера?

Д. Из села Хохлома.

У. Где находится ваше село?

Д. Недалеко от Нижнего Новгорода.

У. Запишите название села во второй столбик рядом с названием города Нижний Новгород. Подчеркните заглавную букву.
– Какой товар вы привезли? Покажите нам его.

Дети находят хохломские изделия на столе учителя и показывают их всем.

– Из чего изготовлены ваши изделия?

Д. Из дерева.

У. Вот сколько населенных пунктов мы узнали! Ребята, а чем знаменит наш город?

Д. Недалеко от Костромы есть село Красное- на-Волге. В народе его называют просто село Красное. Природа там удивительная и удивительные мастера. Красносельские ювелиры делают серьги, кольца из золота, серебра, скани.

Учитель показывает детям образцы ювелирных изделий.

У. Вот какие чудеса они творят! Слава об умельцах Красного села идет по всей России. Запишем название этого села рядом с названием города Кострома. Подчеркните орфограмму.

Дети выполняют задание.

– Любо-дорого смотреть на изделия мастеров! Они прославили свои города, деревни, села. Весь мир знает дымковскую игрушку, хохломскую роспись, изделия села Гжель. Сегодня на уроке они помогли нам познакомиться с написанием названий населенных пунктов. Давайте повторим хором новое правило.

Д. Названия городов, сел, деревень пишутся с заглавной буквы.

VIII. Самостоятельная работа

У. А сейчас поработаем в парах. Мы узнаем, чем же знамениты другие города и села России. Ваша задача – прочитать слова и составить из них предложения.

Учитель открывает на доске запись деформированных предложений. Дети выполняют задание, осуществляется проверка.

Д. Город Вологда знаменит своими кружевами.
– В селе Семенове расписывают матрешек.
– Город Смоленск славится изделиями из бересты.
– В селе Жостово делают расписные подносы.
– Город Оренбург славится пуховыми платками.

У. Как вы напишете слова: Вологда, Семеново, Смоленск, Жостово, Оренбург?

Д. С заглавной буквы.

У. Почему?

Д. Это названия населенных пунктов.

У. Вот сколько предложений у нас получилось! И сколько чудес могут сделать простые человеческие руки!

IХ. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке? Что вы запомнили?

Дети отвечают.

Х. Домашнее задание