Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык

Контрольные работы по программе Н.В.Нечаевой

На написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут от урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Задание 1

а) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются

1) Количество записанных слов; 2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

 ж и е о н т с к ь

 б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять, можно использовать не все буквы.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются

1) Количество выполненных заданий; 2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

Задание 3

Возможные формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места.

Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.

Пример текста:

Начал Мишка хвосты примерять,
Начал Мишка перед зеркалом гулять.

(К.Чуковский)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются следующие недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода фиксируются как искажение замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: спиши текст.

Примеры текстов:

– Что ты, кошка, сторожишь?
– Сторожу у норки мышь.
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу её на чай.
(15 слов)

(В. Лунин)

Солнечные Зайчики

С утра Солнечные Зайчики играли в траве, а днём побежали к пруду.
В пруду Зайчики прыгали и плавали до самого вечера...
Им хорошо – обсохнуть на солнце они всегда успеют! (31 слово)

(В. Хмельницкий)

После списывания возможны и другие задания, например: а) сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первых двух предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: проверяемые безударные гласные в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

билет, летать, налетел, летний, балет, полёт, лётчик

В выписанных словах поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Орфографический диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен с большой буквы, оформление предложения.

Летом Яша Щукин жил в деревне. Он часто ходил на речку удить рыбу. Дома мальчика ждал кот Васька. Яша дал любимцу свой улов. (23 слова)

Грамматические задания

1. В словах последнего предложения поставь ударение.
2. В этом же предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова третьего предложения, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений.

Максим ловить и рыба Игорь Барсик

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности).

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 5 вариантов предложений, например:

Максим и Игорь ловят рыбу Барсику.
Максим, Игорь и Барсик ловят рыбу.
Максим, Игорь ловят Барсика и рыбу.

  • 3-й уровень – составлено 2–4 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Сидит серый, грызёт!
Хозяин идёт!
Забрался заяц в огород.
Берегись, длинноухий!
Нашёл косой морковку. (14 слов)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Расставь в словах знак ударения.

доска, звонят, понял, повторить, по слогам, в шарфе

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

обед, ванна, заяц, лестница, трамвай

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Юная Жирафа пощипывала листья на деревьях.

Нашли в лесу мы ёжика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!

(И. Пивоварова)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

бер...за, кра..., ...бед, паль...о, в...сна, со...нце, клас..., я...ык, вост...к)

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты (см. с. 4, задание 4).

Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием: правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста:

Волки и Луна

Зашло солнце и наступил вечер. На небе зажглись звёзды, вышла Луна...
Волки любят выть, глядя на Луну, будто она одна их понимает.
О чём они воют?
Иногда Волки, наверное, воют:
– Какой красивый в-в-вечер, какой чудесный в-в-вечер, какой удивительный, а всё потому, что такой же с-с-серый, как мы!..
(50 слов)

(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, в первом предложении исправь ошибки, если они есть. б) В первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первых двух предложениях подчеркни все орфограммы).

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задание 4 (диктант)

Проверяются правописание Ь и Ъ, отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, оформление предложения.

Порядок работы: 1) написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам; 2) самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть; 3) орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом другого цвета.

Диктант оценивается двумя отметками: первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ученика сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Летом

Наступило лето. Наша семья выехала на дачу в деревню Ильинку.
Веет тёплый ветерок. С поля доносится чудесный запах полевых цветов.
Вдруг большая туча затянула небо. Неужели будет гроза? Начался дождь. Скоро небо стало ясным. Солнышко осветило луг и рощу.
Как хорошо после дождя! (43 слова)

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: не колышется, не шелохнётся, не двигается.

На посту часовой _____________________ .
Сегодня ни одна травинка ______________ .
На этих часах стрелка _________________ .

Составление предложений из данных слов

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

попугай, учить, стихи, Люда

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Люда учит стихи о попугае. Попугай учит стихи о Люде. Люда учит стихи с попугаем), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (учат, учила, учил, выучила, заучила).

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

Белка шмыг на дерево.
Запечалился Зайчонок.
И поскакала по ёлочкам.
Не привыкла Белочка по земле бегать.
Позвал Зайчонок Белочку в догонялки играть.
Надо другого товарища искать.
Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!»
(31 слово)

(По Э. Шиму)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, учитель не учитывает качество их выполнения.