Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА

Русский язык

Контрольные работы по программе А.В. Поляковой

1-й класс

На восстановление деформированного текста

Работа 1

Красивая, в чёрной шубке, в белом фартучке.
Сорока стала стрекотать.
Он звонко залаял.
На забор села сорока.
Сорока улетела.
Тут выскочил пёс Пушок. (23 слова)

Порядок работы

Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
2. Раздели для переноса слово сорока.

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 2

земля, рысь, дорога, клюв, птица, полёт

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Запиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([л’], [ ], [ ]).

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 3

плечо, рельсы, этаж, стройка, доска, осень

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 4 (орфографический диктант)

Приятели Витя Чайкин и Толик Дружинин пошли в рощу. Там пели чижи. Цвели ландыши. Как они душисты! Хороша роща. Чудесная была прогулка.

(22 слова)

Порядок работы

Текст вначале читает учитель по орфографическим нормам. Потом диктует орфографически по два-три слова с паузами между ними. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написание.

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах второго и предпоследнего предложений.

Работа 5 (диктант)

1. Задача была трудная. 2. Гриша Щукин решил задачу. 3. В речке живут ерши. 4. Рыбы прячутся от хищницы – щуки. 5. Кот Рыжик любит рыбку. 6. Котята пищат. 7. Мурка кормит котят молочком.

(26 слов)

Порядок работы

Учитель читает предложения. Потом диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются ошибкоопасные части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. Поставь ударение в словах третьего предложения.
2. Раздели для переноса слово трудная.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Текст составили с помощью учителя
В слове сорока указали не все варианты

Работа 2

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных
Не записали мягкие согласные звуки

Работа 3

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 4 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Выделили не все буквы твердых шипящих звуков

Работа 5 (диктант)

Не во всех словах проставили знак ударения
В слове трудная указали не все варианты переноса     

 

2-й класс

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 1

В начале апреля ребята встречали птиц весёлой гурьбой пришли они в парк школьники решили взять птиц под свою охрану на высоком клёне сидит скворец он объявляет птицам о празднике в руках у ребят домики для птиц окошко служит и дверью удобно будет в новой квартире семье синиц.

(По Н.Сладкову)

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Запиши слова скворец, семья и подчеркни в них орфограммы. Подбери проверочные слова к словам с безударными гласными.

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Вот и весна. Ребята с радостью спешат к ручью. Уже готовы кораблики к пуску. Кругом веселье и смех. Но вот и дождь. Дети побежали к дому.
Скоро дождик кончился. Солнечный луч играет на земле. Муравьишки под елью стали чинить своё жильё. Закричали галки. Щенок Кутька вылез из-под крыльца.

(48 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его: Муравьишки под елью стали чинить своё жильё.

Грамматические задания

1. Подчеркни во втором предложении подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные вместе с предлогом, если они есть.
3*. К слову жильё запиши близкое по значению слово (синоним), подходящее к слову муравьишки.

На выявление умения составлять словосочетания и определять части речи

Работа 3

Весна    (какая?)     ... , ...
Дождь    (какой?)     ... , ...
Солнце    (какое?)     ... , ...
Дни    (какие?)     ... , ...

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни известные орфограммы в именах существительных.
3. Раздели для переноса слово солнце.

Работа 4 (диктант)

Речка Быстрянка течёт в крутых бережках. Любит Костя Дроздов ходить в школу через эту речку. На воде гуси. Гусь плывёт к мосту. Костя кинул в воду хлеб. А хлеб схватила щука.
За рекой дубовая роща. Звонко поют чижи. Дети часто гуляют в роще. Хорошо там! Но пора в школу.

(49 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Ясно (орфографически) диктует слова с выделенными орфограммами.
После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. В первом предложении проставь над словами знак ударения.
2. Выпиши из третьего и пятого предложений формы родственных слов. Подбери к ним два-три однокоренных слова.
3. Подчеркни орфограммы в словах речка, хлеб.
4*. Запиши синоним к слову крутых (бережках).
5. Какие ты знаешь названия рек?

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Выделили не все предложения
Не подчеркнули орфограммы
Не подобрали проверочные слова

Работа 2 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не подчеркнули неодушевленные имена существительные* 
Не подобрали синоним

Работа 3

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных
Не разделили слово для переноса

Работа 4 (диктант)

Не проставили знак ударения
Не выписали формы родственных слов
Не подобрали однокоренные слова
Не подчеркнули орфограммы* 
Не подобрали синоним к слову крутых (бережках)
Не указали названия рек 

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв
2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
3. Родовые окончания прилагательных
4. Большая буква в именах собственных
5. Гласные после шипящих
6. Оформление предложения
7. Парные согласные на конце слова
8. Перенос слов
9. Раздельное написание предлогов
10. Разделительный мягкий знак
11. ь в конце и в середине слова

 

3-й класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Весенние почки пахнут душистой смолой.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. Возможен другой вариант предложения.

Проворный дятел клювом долбит шишку ёлки.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

В лесу ещё были островки снега. Он прятался под кустами, деревьями, в ямках. Там солнцу трудно достать снег.
А птицы уже прилетели. Они порхали, прыгали по земле и пели. Птицы пели на сучьях, на макушках деревьев, в воздухе.
На тропинках синие лужи, как осколки зеркала, сверкают, искрятся под солнцем. Пташки попьют водички и снова щебечут.

(55 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши предложения с однородными членами.
2. Укажи падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения.
3. Напиши названия однородных членов предложения, выраженных глаголами.
4. Подчеркни образное сравнение.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Весеннее утро в лесу. Роса ещё не обсохла. Водяные капли висят на листьях и цветах. Выглянуло солнце. Оно осветило всю окрестность. В каждой капле росы заблестел яркий фонарик. Весь лес засиял. Это был праздник весны. В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой тростник.

(49 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст про себя.

Грамматические задания

1. Выпиши из текста имена существительные в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе) по склонениям.
2. Подчеркни известные орфограммы в корне этих слов.
3. Разбери по составу слова: утро, цветок, фонарик, тростник. Укажи нулевое окончание.

Работа 4 (диктант)

У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки. Малыши первый раз вылезли из корзинки. Один залез под шкаф. Другой дополз до двери. У двери плашмя лежали сапожки сестры Люды. Пушистый котёнок залез в сапог и заснул.
А их мама Дымка – особенная кошка. Любит сладкий мёд. Раз Дымка грелась на солнце. А вот лакомка почуяла знакомый запах, открыла зелёные глаза и двинулась к улью.

(63 слова)

Порядок работы

Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Орфографически проговариваются ошибкоопасные части слов с неизученными орфограммами.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. В написании глаголов учитываются только ошибки в приставках.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корне слов: глазки, зубки, сапожки, сладкий, солнце, улью.
2. Из третьего и шестого предложений выпиши существительные. В словах укажи склонения, обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи

Работа 2

Выписали не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных
Не надписали названия однородных членов предложения, выраженных глаголами (сказуемое)

Работа 3

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Выписали не все существительные 3-го склонения
Неверно разобрали слова по составу

Работа 4 (диктант)

Не подчеркнули орфограмму в словах: глазки, зубки, сапожки, сладкий, солнце, улью
Выписали не все существительные из указанных предложений
Не указали 2-е склонение
Не обозначили нулевое окончание   

  

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Непроверяемое написание в корне слова
3. Парные согласные в середине слова, в конце слова
4. Разделительный мягкий знак
5. Гласные после шипящих
6. Падежные окончания существительных
7. Приставки и предлоги
8. Родовые окончания прилагательных
9. Удвоенные согласные
10. Непроизносимые согласные
11. Знаки препинания в предложении с однородными членами
12. Прочие ошибки

 

4-й класс

На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов

Работа 1 (диктант)

НАШ ЛЕС

В нашем лесу растут сосна, ель, береза, осина, дуб, ольха. Живут в лесу лисы, волки, зайцы, белки.
Белка скачет с ветки на ветку, прыгает с вершины дерева на землю. Питается она древесными почками, зёрнами, орехами.
Заяц к зиме оденется в новую шубку. Серая шерсть у зайца вылезает. Светлая, пушистая шёрстка отрастает.

(53 слова)

Порядок работы

Текст читает учитель, орфографически проговаривая ошибкоопасные части слов.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
3. Выдели безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.
4*. Глагол оденется в третьем абзаце употреблен в переносном значении? Выдели окончание.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (выборочный диктант)

Издали луг кажется чудным зелёным ковром. Везде виднеются цветы, а между ними поднимаются кормовые травы. Все сливается в красивые узоры. Они переливаются, колышутся, как только пронесётся над лугом лёгкий ветерок.
Пташки вольные всюду носятся. Соловей любит прятаться в густых зарослях.
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

Порядок работы

Сначала учитель читает выразительно весь текст, затем диктует выделенные части предложения. На доске выписать слова: каже... , поднимаю... , кормовые, нося... , прята... , зарослях, пробира... .
Ученики записывают группу слов каждого предложения через запятую.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Разбери по составу слова ковром, ветерок, дорожке.

На определение спряжения глаголов

Работа 3

1. Лёжа хлеба не добудешь. 2. Упустишь огонь – не потушишь. 3. В решете воду не удержишь. 4. Ляжешь – свернёшься, встанешь – встряхнёшься. 5. Чего не знаешь, о том не говори. 6. Одна ласточка весны не делает. 7. Из песни слов не выкинешь. 8. Спустя лето по малину не ходят. 9. В лес не съездишь – так и на печи замёрзнешь. 10. Здоровья не купишь.

Порядок работы

Пословицы записываются на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов (они подчеркнуты).

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы по спряжениям.
2. Напиши неопределенную форму данных глаголов I спряжения.
3. Есть ли здесь глаголы-исключения? Выпиши, если есть.

Работа 4 (диктант)

КАРЛУХА

Живёт во дворе воронёнок Карлуха. Он без конца прячет разные предметы. Положит в укромное местечко и травкой прикроет.
Раз Карлуха пуговку нашёл. Сунул её в траву и стал прикрывать. Пригнул колосок, а он распрямился.
Рассердился воронёнок, стал ромашками и колокольчиками закрывать пуговицу. А цветы поднимаются.
Растерялся Карлуха. Так вещицу может любая сорока украсть. А сороки уже близко. Они шумят, стрекочут.
Воронёнок скорей пуговицу под кирпич спрятал. Пусть теперь сороки попробуют её украсть!

(73 слова)

(По Н. Сладкову)

Порядок работы

Учитель читает текст, обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы, правильно расставить знаки препинания.
Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки, орфографически проговаривает отдельные места в словах.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий и местоимений в косвенных падежах не учитываются.

Грамматические задания

1. Второе предложение разбери по членам предложения.
2. Над глаголом положит надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слово местечко.

На выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению

Работа 5*

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.

Порядок работы

Задание требует рассмотрения изученных в начальных классах частей речи с разных точек зрения – изменяемости/неизменяемости и классификации слов по общности этих признаков.
Учитель записывает на доске строчки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Грамматические задания

1. Запиши строчки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
2. Выпиши через запятую название каждой части речи, учитывая последовательность слов в этом предложении.
3. Выпиши только те слова, которые можно перевести в начальную форму или изменить.
4. Выпиши слова, которые нельзя изменить.
5. По пунктам 3 и 4 распредели названия частей речи в отдельные столбики.
6. Сделай вывод: на какие две группы делятся все известные тебе части речи? Надпиши над каждой группой частей речи (над столбиками) их общий признак.
7. В какую группу ты можешь добавить еще названия частей речи? Запиши их.

Примечание. В результате группировки частей речи по изменяемости/неизменяемости должна получиться следующая запись в работах учеников.

Неизменяемые

существительные (сущ.)
местоимения (мест.)
прилагательные (прил.)
глаголы (гл.)

Неизменяемые

предлоги (предл.)
наречия (нар.)
союзы (союзы)
междометия (межд.)

Уровни выполнения работы

4-й уровень – выделены две группы частей речи по признаку изменяемости/неизменяемости, записаны названия частей речи по группам. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания;

3-й уровень – наблюдается пропуск 1–2 изученных частей речи или приведены вместо названий конкретные слова, относящиеся к той или иной части речи. Хотя ответ носит неполный или конкретный характер, можно говорить о зачатках обобщения;

2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении их к группам. В этом случае ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их изменяемости/неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этим признакам;

1-й уровень – ответа не дано. Ученик не в состоянии подвести знания о частях речи под общий признак изменяемости/неизменяемости, то есть обобщающая деятельность в данном случае отсутствует.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работы 1 и 2 (диктанты)

Выделили не все окончания прилагательных
Указали не все падежи прилагательных
Выделили не все безударные окончания глаголов 3-го лица
Не выделили предложения с однородными членами
Не разобрали слова по составу

Работа 3

Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не написали неопределенную форму данных глаголов I спряжения
Не написали глагол-исключение

Работа 4 (диктант)

Подчеркнули не все члены предложения
Над глаголом не надписали время
Над глаголом не надписали спряжение
Неверно разобрали слово по составу

  

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные в середине слова
3. Приставки
4. Предлоги
5. Падежные окончания существительных
6. Падежные окончания прилагательных
7. Безударные личные окончания глаголов
8. Орфограмма -тся(-ться)
9. Ударные согласные
10. Перенос слов
11. Пропуск, замена, вставка букв
12. Прочие ошибки