Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2005

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Контрольные работы составила
учитель литературы
НОУ «Школа Бакалавр»
Светлана ФЕТИСОВА,
консультант — автор программы
Зинаида НОВЛЯНСКАЯ

Литературное чтение

Контрольные работы

Данные контрольные работы предназначены для классов, работающих по программе «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской. Предлагаемые задания можно использовать и в других образовательных системах, в том числе и в традиционной.
В дополнение к контрольным работам даны ключи к тем заданиям, при выполнении которых возможны затруднения. В ряде заданий на акцентное вычитывание ответы отсутствуют неслучайно. Личная точка зрения учащегося имеет право на существование, если она подтверждена текстом.

1 класс

Задание

1. Прочитай текст.

ЕЖИНКА

(в сокращении)

В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живётся Ежинке,
Единственной внучке Ежа. (…)
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ёжик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слёз:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унёс!

Мелькали берёзы и ёлки,
Зелёный кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж! (…)
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!

И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдёшь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.

(В. Осеева)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

Вариант 1

Есть ли в этом произведении рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова прямой чертой.
Найди слова, которые говорят герои. Подчеркни их волнистой чертой.
Найди в тексте слова, которые помогают понять настроение каждого из героев. Обведи их цветным карандашом.
Какие ещё произведения про ежей вы читали на уроках литературы?
Запиши их названия и авторов.
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________

Вариант 2

Представь, что тебе надо организовать чтение этого стихотворения по ролям.
Сколько чтецов для этого понадобится?
Обведи кружком нужное число: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Объясни свой выбор.

________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________

Слова каждого чтеца подчеркни карандашом определённого цвета.
Найди в тексте слова, которые помогут чтецам понять настроения героев.
Подчеркни их волнистой линией.

2 класс

Задание 1

1. Прочитай текст.

МУХА

— Ты куда попала, муха?
— В молоко, в молоко.
— Хорошо тебе, старуха?
— Нелегко, нелегко.
— Ты бы вылезла немножко.
— Не могу, не могу.
— Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
— Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей,
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.

(О. Мандельштам)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Как построен этот текст? Обведи правильный ответ: ГГ, РГ, РП, Р с п. т. з.
Сколько героев в стихотворении? ______
Кто они? _____________________________
Как они относятся друг к другу?___________
_________________________________________

Подчеркни прямой чертой слова, которые подтверждают твоё мнение.

Задание 2

Вариант 1

1. Прочитай текст.

ПАМЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

В детстве я любил ходить пешком.
У меня не уставали ноги.
Помню, как однажды с вещмешком
Весело шагал я по дороге.

По дорогам даже в поздний час
Я всегда ходил без опасенья,
С добрым настроеньем в этот раз
Я спешил в далёкое селенье…
Но внезапно ветер пролетел!
Сразу тьма сгустилась! Страшно стало!
Хмурый лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало!

Вижу: что-то чёрное вдали
Сквозь метель маячит… Нет, не ёлки!
Ноги будто к месту приросли!
В голове мелькнуло: «Волки, волки!..»

Волки мне мерещились не раз
В обгоревших пнях. Один без друга,
Я дрожал от страха, но тотчас
Шёл вперёд, опомнясь от испуга.

Шёл я, спотыкаясь, а метель,
Мне сугроб под ноги наметая,
То вдруг: «У-у-у!» — кричала в темноте,
То вдруг: «А-а-а!» — кричала, как живая!

…После всё утихло. Рассвело.
Свет зари скользил по белым склонам.
Я пришёл, измученный, в село,
И друзья спросили удивлённо:

— Что случилось? Ты не заболел?
— Ничего,— ответил я устало, —
Просто лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало…

(Н.М. Рубцов)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

Какой рассказчик в этом произведении? ______ Подчеркни в тексте прямой чертой слова, подтверждающие твоё мнение.
Какое настроение выражено в тексте? _____ ____ Меняется ли оно от начала к концу произведения?_______________________________________________________
Подчеркни волнистой линией слова, которые яснее других доказывают твоё мнение.

Вариант 2

1. Прочитай текст.

ДНЕВНИК ФОКСА МИККИ

(отрывок)

Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызёт сахар, совсем как собачонка. Всё думаю – нет ли у неё хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, — уж я бы посмотрел.
Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у меня тетрадок! Арифметика – диктовка – сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь.
Гав! Я умею думать, — и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! – писать я тоже научился.
Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ёрзала, — и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только я не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стула отточенные людьми огрызочки.

(Саша Чёрный)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

Какой рассказчик в этом произведении? ______
Подчеркни в тексте прямой чертой слова, которые подтверждают твоё мнение.
Кто он? ______________________________
Какими словами он ярче всего выражает свою точку зрения? Подчеркни эти слова волнистой чертой.
Как герои относятся друг к другу? Найди и подчеркни цветной линией слова, которые показывают это отношение.

Задание 3

Напиши сочинение с одним из предложенных названий: «Воспоминания портфеля», «Сны медвежонка».

3 класс

Задание 1

1. Прочитай тексты.

* * *

Ой ты, быська-бысенька,
Ой ты, мой бычок, –
Золотая лысинка,
Смоляной бочок,
Рожки шаловливые,
Ножки торопливые, –
Ты тихонечко ходи,
Наших деток – не буди!..

(Пер. с белорусского И. Мазнина)

ШЛА ЛИСИЦА

Шла
Лисица
Вдоль
Тропинки
И
Несла
Грибы
В корзинке:
Пять

Опят
И пять
Лисичек
Для
Лисят
И
Для
Лисичек

(И. Мазнин)

* * *

Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Только на гору взобрался,
Ему красный повстречался.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской,
Не замазкой –
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

РАКИ И РЫБЫ

Раз спросили у меня:
– Раки рыбам – родня?

Думал я четыре дня:
– Рыбы ракам – родня?

А по-твоему
Как:
Не родня ли рыбе рак?

(Г. Сапгир)

* * *

Встала красна девица рано,
Встала бела да румяна,
Умылась ясною росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

Определи жанр каждого из прочитанных произведений. Приведи доказательства, подтверждающие твоё мнение.
Жанр какого из произведений тебе было труднее всего определить? Почему?

Задание 2

Сочини произведение в одном из малых жанров (по выбору).

4 класс

Задание 1

1. Прочитай текст.

ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать – но куда?..
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! – ответила она, желая обмануть кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

(Мексиканская сказка)

2. Ответь на вопросы письменно.

К какому роду и жанру относится это произведение? Почему? Какими чертами отличаются герои? Как относится к ним рассказчик?

3. Найди в тексте доказательства, подтверждающие твоё мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

* * *

Вейся ты, вейся, берёзка,
Завивайся, белая.
Что ж тебе, берёзке, не виться?
Чего ж мне с милым не водиться?
Вечор на берёзку, вечор на белую
Сильный дождик поливает,
Белую, зелёную ломает.

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

К какому роду и жанру относится это произведение? ____________________ Почему? _________
___________________________________________
Какое настроение в нём выражено? ________
___________________________________________
Приведи доказательства, подтверждающие твоё мнение. _________________________________
______________________________________________________________________________________

Задание 3

Вариант 1

Сочини отрывок «Чудесное происшествие» или «Находчивый», пользуясь выразительными средствами волшебной или бытовой сказки.

Вариант 2

Сочини сказку, заголовком которой может служить одна из пословиц (на твой выбор):

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
По одёжке встречают, а по уму провожают.
Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

Какого типа сказка у тебя получилась? Докажи.

КЛЮЧИ

1 класс

Задание

Вариант 1

Ответь на вопросы и выполни задания.

Есть ли в этом произведении рассказчик? Да.
Какие ещё произведения про ежей вы читали на уроках литературы? Запиши их названия и авторов. М. Пришвин – «Ёж»; Е. Чарушин – «Страшный рассказ»; И. Пивоварова – «Ёжик»; И. Пивоварова – «Ежовый тулупчик».

Вариант 2

Представь, что тебе надо организовать чтение этого стихотворения по ролям. Сколько чтецов для этого понадобится? Объясни свой выбор. Четыре чтеца: рассказчик, Зайчишка, дети, Ёж.

2 класс

Задание 1

Ответь на вопросы и выполни задания.

Как построен этот текст? Правильный ответ: ГГ.
Сколько героев в стихотворении? Два. Кто они? Мальчик, муха.

Задание 2

Вариант 1

Ответь на вопросы и выполни задания.

Какой рассказчик в этом произведении? Рассказчик-герой.
Меняется ли настроение от начала к концу произведения? Да.

Вариант 2

Ответь на вопросы и выполни задания.

Какой рассказчик в этом произведении? Рассказчик-герой.
Кто он? Собака – фокс Микки.

3 класс

Задание 1

Определи жанр каждого из прочитанных произведений. Приведи доказательства, подтверждающие твоё мнение. 1 – колыбельная песня; 2 – считалка; 3 – небылица; 4 – скороговорка; 5 – загадка.

4 класс

Задание 1

К какому роду и жанру относится это произведение? Эпос, сказка о животных.

Задание 2

Ответь на вопросы и выполни задания.

К какому роду и жанру относится это произведение? Лирика, протяжная песня.
Почему? Потому что задача этого произведения – выразить настроение лирического героя.