Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2005

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Михаил КУДЕЙКО,
г. Минск

«Настоящие Робинзоны»

Игра-конкурс

Подготовка к игре

Воспитатель (или вожатый) заранее находит удобную просторную полянку или лужайку на берегу реки, на которой и развернутся соревнования Робинзонов. Отряд заранее делится на команды из расчета 5–10 человек в каждой. Команды подбирают себе названия («Пятница», «Робинзон», «Удача» и т.д.) и создают отличительный флажок с характерной символикой.

Воспитатель обязательно должен оговорить условия тех конкурсов, для проведения которых необходима специальная подготовка.

Исходя из количества команд воспитатель берет с собой нужные наборы инструментов и приспособлений в расчете на каждую команду: веревка, котелок, лупа, перочинный ножик, спичечный коробок с тремя спичками, саперная лопатка, ножовка, фонарик, топорик и др.

Проведение игры стоит начинать с самого утра, так как большое количество конкурсов может занять много времени. В игре могут участвовать не только дети, но и взрослые. Обязательно должно быть соблюдено условие равных сил.

Условия игры

Вся игра – это состязание между командами за почетное звание «Настоящие Робинзоны». Как известно, пребывание Робинзона на необитаемом острове было осложнено отсутствием необходимых инструментов и приспособлений. Условия игры должны быть приближены к реальным. Для этого воспитатель предлагает командирам выбрать из предложенных инструментов и приспособлений только по пять предметов. Ребята, зная конкурсную программу, выбирают то, что им необходимо для «выживания» в лесных условиях. Когда с инструментами и приспособлениями вопрос решен, начинается выполнение конкурсной программы.

Основные задачи, которые ставятся перед игроками:

1) «выжить» в сложных погодных условиях;
2) «не умереть от голода»;
3) защитить себя от незваных гостей.

Именно поэтому каждая команда делится на три подгруппы:

1) спасатели;
2) кормильцы;
3) телохранители.

Каждая подгруппа должна с помощью имеющихся у них инструментов и приспособлений выполнить следующие задания:

1) спасатели – построить жилище (шалаш, навес), которое сможет укрыть Робинзонов от непогоды.

Условие: для построек использовать только сухостой и валежник. Ломать деревья и кустарники запрещается!

2) кормильцы – разжечь костер и сварить в котелке кашу для всей команды.

Условие: для костра подготовить место и разжигать костер только с помощью выбранных приспособлений (лупа, спички);

3) телохранители – изготовить средства защиты от незваных гостей: копье, лук, стрелы и шляпы из газет.

Условие: для изготовления данных изделий использовать только выбранные инструменты.

Как только начинается игра, каждая подгруппа в своей команде приступает к работе.

С условиями этих заданий дети должны быть знакомы задолго до отправления в поход, для того чтобы успеть подготовиться и потренироваться.

Подводя итоги данного конкурса, жюри оценивает качество, скорость, оригинальность выполнения задания.

Командные соревнования

1. Лучший стрелок из лука.

На дереве вывешивается нарисованная на бумаге круговая мишень с проставленным количеством баллов. Каждый участник команды имеет три попытки. Выбирается один лучший результат у игрока. Определяется средний балл команды. Команда, получившая больший средний балл, становится победителем в этом соревновании.

2. Поражение цели.

В качестве цели нужно найти старый пень. Если у него гладкий срез, на нем можно нарисовать мелом круги и определить количество баллов. Если же он сучковатый, то можно за попадание по мелким сучкам дать большее количество баллов, а за попадание в более крупные сучки или основание пня – соответственно меньшее. Каждый участник имеет право на одну попытку.

Второй вариант конкурса.

Веревку с кольцом повесить на сук дерева. Участникам необходимо попасть копьем в кольцо с определенного расстояния. Воспитателю нужно быть очень внимательным, чтобы при броске на траектории полета копья никого не было.

3. «Острый глаз».

Это интересная игра, развивающая глазомер. Из каждой команды выбирается по одному игроку. Воспитатель указывает на объект, а участники конкурса должны определить расстояние (в шагах) до него. Чье предположение оказалось ближе всего к действительности, тот получает балл. Таких попыток может быть от 5 до 10.

Для большей точности и справедливости можно кого-то из детей назначить измерителем. Пройдя расстояние от точки отсчета до объекта, он сообщит всей команде точный результат.

4. Конкурс примет.

В этом конкурсе будут участвовать по три человека от каждой команды. Воспитатель заранее пишет на листочках совершенно одинаковые задания для команд (но они об этом не знают). Перед началом конкурса он разводит участников в разные стороны лужайки, на которой проводится игра. По команде игроки разворачивают листочки и выполняют задания. Задания могут быть следующие:

  • подписать значения топографических знаков;

  • определить на местности стороны света, написать, по каким приметам участники их определили;

  • определить время дня по солнцу или по солнечным часам, которые можно соорудить самим;

  • на предложенной топографической карте обозначить настоящее местонахождение отряда, а также стороны света и т.д.

5. Конкурс капитанов.

Для конкурса капитанов воспитатель заранее готовит вопросы по книге Д. Дефо. Капитаны записывают ответы на вопросы на листочках. Вот примерный перечень вопросов:

  • Кто написал книгу «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»?

  • Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?

  • Как звали попугая Робинзона?

  • Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей?

  • Сколько лет провел Робинзон на острове?

Когда дети ответят на все вопросы, игра закончится. Воспитатель подведет итоги всех конкурсов и определит победителей. Обязательно должны быть награды! Их можно выпечь из слоеного теста или изготовить из древесины, сделав на них памятную надпись.

Воспитатель может расширить программу игры, включив в нее другие конкурсы, которые подходят к сюжету замечательной книги Д. Дефо.

По ходу игры запрещается:

1) наносить вред природе и загрязнять окружающую среду;
2) использовать неразрешенные приспособления и инструменты;
3) нарушать технику безопасности при работе с острыми инструментами.

Перед началом игры надо обязательно:

1) определиться с местом ее проведения;
2) рассказать о ходе и условиях игры;
3) провести инструктаж по технике безопасности во время игры и при работе с острыми инструментами;
4) проверить наличие всего инвентаря, необходимого для проведения игры.