Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

МАСТЕРСКИЕ

Ольга КРЫЛОВА,
г. Салехард,
Тюменская обл.

Аппликация «Березка»

Тема. «Работа с разными материалами. Аппликация “Березка”».

Цели. Учить детей работать с различными материалами – цветной бумагой, картоном, поролоном, а также экономно расходовать бумагу, правильно пользоваться ножницами и клеем; развивать воображение, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Образец готовой аппликации, слайды с изображением берез, диапроектор; опорные схемы выполнения работы, шаблон ствола березки; инструкционные карты; картон, цветная бумага; цветной поролон или губки для мытья посуды зеленого и желтого цветов; ножницы, клей ПВА; линейки, простые карандаши, черные фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Подготовленный ученик читает стихотворение Романа Ругина «Береза».
Чтение сопровождается демонстрацией слайдов с изображением берез.

Всех деревьев ты нарядней
В шали нежно-золотой,
Всех красивей, всех приглядней
На ветру шумишь листвой.
Ведь недаром, в самом деле,
Предки наши столь мудры –
Стали делать колыбели
Из березовой коры.
Я б тебя укрыл, береза,
Белоствольная сестра,
От метели, от мороза,
От шального топора.

Учитель. О каком дереве идет речь в стихотворении?

Дети. О березе.

У. Какой она выглядит в этом стихотворении? Что изготавливают люди из березовой коры?

Дети отвечают на вопросы учителя.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы будем выполнять аппликацию. Объектом для работы выбрана белоствольная береза.

IV. Анализ образца

У. Рассмотрите готовую работу. Какой материал нам потребуется для ее выполнения?

Д. Картон для основания, цветная бумага, кусочки поролона.

У. Какие инструменты мы будем использовать на уроке?

Д. Ножницы.

V. Повторение правил техники безопасности

У. Вспомните основные правила работы с ножницами.

Д. Брать ножницы в руки только тогда, когда они требуются для выполнения работы.
– Передавать или подавать ножницы соседу можно только кольцами вперед.

У. Вспомните основные правила пользования клеем.

Д. Необходимое количество клея надо наносить кисточкой.
– Слой клея должен быть ровным.
– Для данной работы эффективнее использовать клей ПВА.

VI. Выполнение работы

Учитель раздает детям инструкционные карты, которыми ученики пользуются во время работы.

Выполнение окантовки

1. Вырезать прямоугольник из картона белого цвета 25 х 15 см для основания.
2. Из бумаги зеленого цвета вырезать травку и приклеить ее на основание.
3. Начертить прямоугольники шириной 25 х 2 см – 2 шт., 15 х 2 см.
4. Согнуть полоски окантовки по длине пополам.
5. Выполнить окантовку.

Выполнение аппликации

1. Обвести шаблон березки на белом листе бумаги черным фломастером.
2. Вырезать ствол березы.
3. Наклеить ствол березы.
4. Оформить черным фломастером.
5. Нарезать поролон зеленого и желтого цветов мелкими кусочками.
6. Наметить простым карандашом места, где будет располагаться листва.
7. Нанести клей на намеченные места ровным слоем.
8. Разложить кусочки поролона, прижимая их к основанию пальцами рук.
9. Для изготовления травки можно использовать плотное основание от губки для мытья посуды.

Дети работают самостоятельно по опорным схемам.

На доске: