Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Зачем нужна художественная литература?

Повесть «Среди слов»

Перед очередным занятием по словесности несколько ребят на всякий случай принесли с собой книги.
– Какая у тебя книга? – спросит Юлик Диану.
– У меня – «Дети капитана Гранта».
– А я принес «Приключения Гекльберри Финна». Сейчас читаю.
– Интересно?
– Ой, да это так смешно! Смешнее, чем «Том Сойер». Особенно когда там он... то есть Гек... выдает себя за Тома, а Том – за Сида...
Тут вошла Анна Александровна.
– Да здесь уже что-то, как я слышу, оживленно обсуждают, – сказала она.
– Мы книги принесли, – отозвалась Диана.
– Вот как раз сегодня мы и поговорим о книгах, о литературе. Подумайте: почему я употребила друг за другом эти два слова?
Ребята предположили:
– Литература – это и есть книги! Все равно – что книги, что литература...
– То, что вы говорите, в общем-то правильно, – заметила Анна Александровна. – Слово «литература» произошло от древнего латинского «литера» – «буква». То есть по смыслу литература – это...
– Книги! – воскликнули ученики. – То, что написано буквами.
– Но литература, как и книги, бывает разная. Вот что, по-вашему, можно увидеть в разных книгах?
– В книгах бывают рассказы, стихи, сказки, – начала Агаша справа. – Еще бывают учебники, учебные книги...
– А еще законы выпускают в книгах, – продолжил Федот. – И ученые свои исследования в книгах описывают...
– Стоп! – воскликнула Анна Александровна. – Вы уже назвали разную литературу. Так вот, исследования, законы, отчеты – это документальная литература. А еще – дневники, воспоминания. Кстати, вы не пробовали вести дневник?
– Я пробовал, – сказал Юлик. – Так, немного.
– Советую вам попробовать. Вы опишете каждый прошедший день, его события для вас. И это будет воспроизведение того, что было в нашей жизни. Есть еще научно-популярная литература и публицистика. Если вам сразу трудно понять, что это такое, посмотрите на экран.
Компьютер засветился, и под понятием «научно-популяная литература» выдал фамилии Брема, Даррелла, Хейердала, Кусто...
– Знаете ли вы что-то об этих людях? – спросила Анна Александровна.
– Брем и Даррелл писали о природе, – сказал Юлик. – А Хейердал – это такой путешественник, кажется.
– А часто ли вы читаете такие книги – о природе, о научных исследованиях? – последовал вопрос педагога.
– Да нет... Не очень часто, – стали отвечать ребята.
– Все-таки часто интереснее читать какую-нибудь повесть или рассказ, – заметила Диана.
– А повести, рассказы, стихи, а еще романы, сказки, легенды, поэмы, пьесы называются художественной литературой. Вот, посмотрите, – показала Анна Александровна на экран компьютера. – Сейчас вы увидите, что нужно для того, чтобы книга была художественной.
На экране рядом со словами «Признаки художественного произведения» появился столбик. Ребята прочитали, что там было написано: «Художественный вымысел, сюжет, герои (персонажи), особая выразительность авторской речи».
– Это главные признаки художественной литературы, – уточнила преподавательница. – Наверно, вы можете сами попробовать расшифровать каждое из этих понятий. Ну что, кто может?
– Давайте попробую я, – продолжил Юлик. – Вымысел – это когда писатель что-то придумывает. Ну, иногда не совсем придумывает, а пишет о том, что было, но меняет имена, название места, вводит героев, которых не было...
– В общем ты мыслишь в правильном направлении. В художественном произведении автор не пересказывает кого-то, а сам домысливает, как поступают, говорят, думают действующие лица.
– И при этом особенно красочно обо всем пишет, – заметил Юлик. – Так не пишут просто какие-нибудь заметки или документ...
– Наверно, поэтому вас прежде всего и привлекает именно такая литература, ведь верно? Часто автор также высказывает свое отношение к происходящему и налагает свои размышления. Это называется авторскими отступлениями. А что такое сюжет?
– Наверно, это все, что происходит в книге, – ответили Диана и Юлик.
– Посмотрим на компьютер. Действительно так:
«Сюжет – действие в литературном произведении, развивающееся по своим законам с завязкой, кульминацией и развязкой. Иногда в произведении могут переплетаться разные сюжетные линии».
– Например, сюжет романа «Дети капитана Гранта», – вспомнила Диана. – Там находят письмо в бутылке и ищут по нему капитана Гранта.
– А герои, – поспешила сказать Агата, – это те, кто действует в книге. Например, Буратино, Том Сойер, Робинзон Крузо...
– Есть главные и второстепенные персонажи, – уточнила Анна Александровна. – Главные – это те, кому посвящена вся книга, а второстепенные – те, которые появляются там время от времени...
Юлик вновь вернулся к вопросу достоверности книги.
– Но мне кажется, что лучше получается книга, где автор пишет о том, что было в действительности. Ведь, например, Марк Твен жил в таком же маленьком городе на реке Миссисипи, что и Том Сойер, и знакомые у него были похожие. Я в предисловии это прочитал.
– Кстати, если был человек, черты и события жизни которого отразились в образе литературного героя, то такого человека называют прототипом, или прообразом. Например, прототипом героя повести Льва Толстого «Детство» Николеньки Иртеньева был сам Толстой в детстве.
– А почему Толстой назвал мальчика другим именем? – спросила Агаша слева.
– Николенькой Иртеньевым звали друга Толстого в детские годы, который рано ушел из жизни. Итак, запомним понятие «прототип». Есть и понятие «сюжетная основа» – реальные события, на основании которых написана книга. Скажем, события из жизни какой-нибудь реальной семьи, исторические события – войны, общественные выступления – все вместе могли стать основой большого «семейного» романа. А какие произведения могут быть полностью основаны на вымысле?
– Например, сказка, а еще фантастика, – ответил Юлик. – Люди же не летали в другие галактики, а раньше вообще не летали в космос – а об этом писали писатели...
– Но зачем некоторые писатели придумывают то, чего никогда не было и даже никогда не могло быть? – вставил реплику Федот.
– Как это зачем? А сказки? Про чудеса читать интересно, – отозвалась Агафья.
– Одно дело – сказки, а другое – всякие выдумки, – продолжал настаивать Федот.
– Вот, например, книга о бароне Мюнхгаузене, – сказала Диана. – Он придумывает разные истории, которые уж точно никогда не происходили – о том, как он летал на пушечном ядре на Луну, как вытащил себя из болота за волосы. Но читать это интересно – ведь Мюнхгаузен так смешно врет, так придумывает...
– Неправда! – вдруг раздалось в классе.
Откуда ни возьмись, перед ребятами возник пожилой человек в парике с косичкой, камзоле и треуголке. Он повторил:
– Неправда! Весь мир знает, что я самый правдивый человек на свете! Поэтому люди и читают мои истории! Честное слово барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена!
Ребята так и застыли от удивления на своих местах. Нашелся один Юлик:
– Вы? Как же! Ведь вы, барон Мюнхгаузен, всё выдумываете! Сырного острова не существует, в Турции нельзя услышать, что делается в Китае, ухом, по крайней мере...
– Друзья мои, вы еще очень молоды и не знаете жизни! Вырастете и поймете, что все может быть в этом мире! Надо только верить, что в любой ситуации могут происходить самые чудесные вещи! Не так ли, уважаемая, – обратился Мюнхгаузен к Анне Александровне.
– Так, господин барон. Все ваши истории очень жизненны и правдивы. Мне даже подумалось в детстве, что, найдя человека, который слышит все в мире, прислонясь ухом к земле, вы в восемнадцатом веке изобрели телефон!
– Анна Александровна, и вы ему верите? – удивилась Диана.
– Барон, если вы так красочно и убедительно рассказываете, почему бы не поверить!
– Я скажу вам, юные друзья, даже больше, – продолжал Мюнхгаузен. – Если бы в детстве ваша наставница не переживала, читая книгу обо мне, не восхищалась бы тем, как я выходил из любого трудного положения, и не поднимала бы этим себе настроение, то она вряд ли бы отважилась вести у вас занятия! Ведь это она позаботилась, чтобы я появился в классе вот через эту маленькую штучку. – И барон показал на... дискету.
– Да, вот это уже чистая правда! – подтвердила учительница.
– Я бы еще рассказал вам о моих новых поразительных приключениях, но что я вижу! С утра шел сильный снег, и я привязал свою лошадь за какой-то крючок. А сейчас, смотрите, снег быстро тает, и этот крючок оказался на крыше школы вместе с лошадью! Я вынужден вас покинуть, чтобы спасти моего верного коня! – И Мюнхгаузен исчез – вероятно, через компьютер.
На некоторое время в классе наступила тишина.
– Вот видите, – сказала Анна Александровна, – сам барон Мюнхгаузен явился сюда, чтобы защитить «выдуманную» литературу. Кстати, у него был тоже реальный прототип, известный как выдумщик всяких россказней о себе. И он тоже, между прочим, служил в России. Ну представьте себе, что не было бы книги о его приключениях...
– И было бы скучно, – продолжила Агаша слева.
– Читать о приключениях Мюнхгаузена интересно. И занимательно – так, кажется, говорят, – проговорил Юлик. – Он выдумывает, но это смешно и остроумно. Он показывает, что человек должен что-то придумывать и верить в чудеса.
– Ты хорошо сказал, Юлик. А я еще добавлю, что многие – придуманные, литературные герои становятся для читателей любимыми спутниками жизни, – сказала Анна Александровна. – А истории было всё не совсем так, как в романах Дюма. Тем не менее мушкетеры – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – очень давно стали любимейшими литературными героями для многих людей.
– Я фильм про мушкетеров смотрел, – сообщил Федот.
– Да кто его не смотрел! – заметила Диана.
– Уже через некоторое время вы прочитаете, я надеюсь, и роман «Три мушкетера», и когда-нибудь мы, возможно, поговорим о секрете популярности этой книги. Наверно, любой человек находит там своего героя, близкого по возрасту, темпераменту, интересам и вкусам. Были любимые литературные герои у великих писателей: у Тургенева – Дон-Кихот, у Блока – Гамлет. И вообще у многих великих людей. А у вас, интересно, есть любимые герои книг?
– У меня любимая героиня – Пеппи Длинныйчулок, – сказала Агаша справа.
– У меня – Незнайка, – призналась Диана.
– А мой любимый герой – домовенок Кузя, – сообщил Федот.
Агаша слева немного подумала и сказала:
– У меня, наверно, Винни-Пух.
– И Все-Все-Все? – переспросил Юлик.
– Достаточно Винни-Пуха, – улыбнулась преподавательница. – Ну, а у тебя, Юлик?
– У меня много. Но теперь, конечно, Том Сойер и Гек Финн.
– А вот сейчас сделаем так. Я напечатаю имена всех этих героев на компьютере, включу программу, и увидите, что будет...
И когда Анна Александровна включила программу, рядом с ней вдруг появились, выпрыгнув сзади, все, кого назвали ученики. Все они держали в руках какие-то листки. Незнайка раскланялся, сняв шляпу, Пеппи подпрыгнула и скорчила дружескую гримасу, Винни-Пух запыхтел... И все передали «своим» ребятам по листку!
Ребята развернули перед собой листы с текстом песни и спели вместе с литературными героями:

Что было б, если вымыслы
И выдумки вослед
Из головы бы выбросил
Однажды целый свет?
Учебники бы только
Писались для детей,
Но не было б нисколько
Романов, повестей.
Все только бы писали
Про то, что достоверно,
Но люди бы не знали
Дюма и Жюля Верна.
И разве кто-то в странном
Каком-то чудном сне
Летел в чужие страны
На сказочном коне?..
Не брали с Дон-Кихота бы
Подвижники пример,
А рослых отчего-то бы
На звали «Гулливер».
И не играли б дети
В пиратов, в марсиан,
И цветик-семицветик
Для них был лишь обман.
Малыш не знал бы Карлсона,
Жил Дядя Федор дома.
Всё ясно, всё указано,
Всё навсегда знакомо.
Но правильный и точный мир
С законами науки
Был так бы прост, что свет не мил,
И выли б все от скуки.
Так пусть живут фантазия
И персонажи книг!
Ведь просто безобразие
На свете жить без них!

Продолжение следует