Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

 

Лес – это
целый мир

 

«Лес – природное
сообщество» – одна из тем,
с которой школьник
знакомится в программе
курса «Окружающий мир».
Посетив несколько
занятий по этой теме,
можно увидеть,
что каждый педагог
выстраивает урок по-своему.
Сегодня у вас появилась
возможность сравнить
три урока разных учителей,
посвященные этой теме.

Урок 1

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитный плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

Дети. Лес.

У. Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

Дети отвечают.

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

Ученик читает текст.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»

У. Итак, что же такое лес?

Д. Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют природным сообществом.

У. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже?

Д. На слово общество.

У. Как образовано слово сообщество?

Д. С помощью приставки со-.

У. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

Лес – природное сообщество.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

Дети записывают.

– Как вы сами думаете, что же это такое?

Дети высказываются.

– Какой ярус самый высокий?

Д. Деревья.

У. Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: «Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса:

  • деревья;

  • кустарники;

  • травы;

  • мхи, лишайники.

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)
Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово?

Д. Растения.

У. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Береза, осина, рябина, растения.

У. Есть и вторая часть кроссворда 1, но мы к ней вернемся позже.

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д. Кустарники.

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

Учитель прикрепляет на доску магнитную карточку.

У. Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь через запятую.

Дети работают самостоятельно.

На доске:

Таблица

1
КА

2
СК

3
НА

4
ШИ

5
Т

6
ЛЕ

7
РЕ

8
БЕ

9
ЛИ

10
К

11
ЩИ

12
РУ

Ключи:

1) 6–11–3;
2) 1–9–3;
3) 8–7–2–6–5;
4) 10–12–4–3;

Ответы:

1) лещина;
2) калина;
3) бересклет;
4) крушина.

Параллельно с ответами детей (в процессе проверки) на магнитный плакат вывешиваются иллюстрации кустарников, названных учениками.

– Постарайтесь запомнить полученные названия.
Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

Д. Травы.

Дети делают запись в тетради под цифрой 3.

У. Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

Учитель прикрепляет на плакат рисунки растений.

– Переходим ко второй части кроссворда.

Дети разгадывают загадки 9–12.

9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

10. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (Земляника)

11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)

12. Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)

– Какая фраза получилась?

Д. Растения леса.

У. Еще раз внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно? Нет ли какой-то неточности?

Д. Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

У. Почему так назвали этот гриб?

Д. Чаще всего он растет рядом с осинами.

У. Какой корень в этом слове?

Д. -осин-.

У. С помощью чего образовалось это слово?

Д. С помощью приставки под-, суффиксов -ов- и -ик-.

У. Название какого гриба образовано похожим способом?

Д. Подберезовик.

У. Какие еще грибы вы знаете?

Дети отвечают. Иллюстрации названных грибов крепятся к плакату.

– Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с. 179.

Дети читают текст статьи.

– Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.

Дети называют правила сбора грибов. Желающие могут изобразить эти правила с помощью рисунков – как дорожные знаки.

– Все ли ярусы мы рассмотрели?

Д. Остался еще один ярус.

У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Запишите в тетрадь под цифрой четыре: мхи, лишайники. Где они растут?

Д. На земле, на корнях деревьев.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

Д. Да. Это почва.

У. А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

Д. Четыре.

У. Перечислите их.

Д. Деревья, кустарники, травы, мхи.

У. Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?

Дети отвечают.

– Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

Д. О животных.

У. Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
– Животные питаются растениями.
– Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
– С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

У. Давайте назовем представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.

Дети называют животных и крепят их изображения к магнитному плакату.

– Представителей какого класса легче всего увидеть в лесу?

Д. Насекомых.

У. А услышать?

Д. Птиц.

У. Давайте послушаем голоса птиц.

Звучит фонограмма голосов птиц.

– Кроссворд 2 посвящен животным, обитающим в лесу. Какая фраза будет в нем ключевой?

Д. Животные леса.

У. Ваше домашнее задание – подобрать слова к кроссворду 2, а их определения должны быть загадками, как в кроссворде 1. Загадки запишите в тетрадь.
Мы уже сказали, что в природе в целом и в природном сообществе леса в частности все взаимосвязано.
Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере каких-либо цепей питания. Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе леса.

Дети пишут в тетради.

Шишки <–– белка <–– ястреб.
Трава <–– олень <–– волк.

– Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.

Несколько детей зачитывают вслух свои варианты и составляют их на доске с помощью магнитных карточек.

VI. Итог урока

У. Давайте подведем итог урока. Что же такое лес? Какие ярусы существуют в лесу? Как взаимосвязаны растения и животные в лесу?

Выслушиваются ответы детей.

– Какое вы получили домашнее задание?

VII. Домашнее задание

У. Заполните кроссворд «Животные леса», подберите загадки к полученным словам. Правила сбора грибов изобразите на рисунках. Прочитайте в учебнике статьи на с. 175–181 и ответьте на поставленные к ним вопросы.
– Как вы думаете, существуют ли другие природные сообщества?
Узнайте, с каким природным сообществом мы будем знакомиться на следующем уроке на с. 182 учебника.

Урок 2

Тема. «Лес – природное сообщество. Животные леса».

Цель. Уточнить и расширить представления учащихся о животных леса, познакомить с приспособленностью животных к условиям окружающей среды.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (4-й класс, часть 1), (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова); таблицы «Смешанный лес», «Хвойный лес»; рисунки с изображениями животных; видеоаппаратура; видеозапись «Кто в лесу живет»; кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда – отгадайте.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.

Дети. Лес.

У. Правильно, мы отправимся в лес, для того чтобы познакомиться с его жителями, узнать, как они приспособились к жизни в нем.

III. Повторение изученного материала

На доске таблицы: «Смешанный лес», «Хвойный лес».

У. Что такое лес?

Д. Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками и животными, живущими в нем.

У. Какие вы знаете типы лесов?

Д. Хвойные, широколиственные, смешанные.

У. Какие деревья растут в хвойных лесах?

Д. Хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.

У. Какие деревья растут в широколиственных лесах?

Д. Широколиственные деревья: дуб, береза, клен, липа, осина и другие – с листовыми пластинами.

У. Какие деревья растут в смешанных лесах?

Д. В смешанных лесах растут и хвойные, и широколиственные деревья.

У. Каково значение леса в природе?

Д. Лес – «легкие нашей планеты».
– Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.
– Лес – источник древесины.
– Лес – место для отдыха человека.
– Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.
– Лес – дом для растений, животных и грибов!

IV. Знакомство с новым материалом

У. Сейчас вы просмотрите видеофильм, после чего ответите на несколько вопросов. Прочитайте их на доске.

На доске:

  • Какие животные живут в лесу?

  • Как животные приспособились к жизни в лесу?

  • Почему лес называют природным сообществом?

Учитель включает запись видеофильма «Кто как в лесу живет».

– Итак, кого из живых существ, обитающих в лесу, вы увидели в фильме?

Д. Шмелей, дроздов, ворон, белок, зайцев, лис, диких уток, волков, енотовидную собаку, лань, ежей.

У. На какие группы можно их всех разбить?

Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске. В результате работы появляется запись.

На доске:

  • Птицы: дрозд, ворона, дикая утка.

  • Насекомые: шмели.

  • Звери: белка, заяц, лиса, енот, волк, еж, лань

– Как животные приспособились к жизни в лесу?

Д. Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мед, им и питаются.
– Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.
– Заяц питается растительностью, живет под кустами.
– Волк живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

У. Почему лес называют природным сообществом?

Д. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

У. Приведите примеры пищевых цепей.

Д. Растительностью питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, ее останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни.
– Растениями питаются насекомые – гусеницы, гусеницами питаются птицы, птиц поедает волк, он умирает, его останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют для своего роста растения.

У. Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять ее?

Д. Нет, не должен. В лесу все идет по законам природы.

У. Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

Д. В природе не существует полезных и вредных животных.

У. Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Д. Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

У. Чтобы убедиться в том, что вы запомнили животных леса, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Отгадывая загадки, вы еще раз вспомните, кого из животных увидели во время просмотра видеофильма.

На доске:

1. Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

(Белка)

2. У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней?

(Лиса)

3.  Другое имя косули.

(Лань)

4.  Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?

(Ворона)

5.  Какие птицы в фильме прогнали ворону?

(Дрозды)

6.  На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.

(Волк)

7. Собирает мед, опыляет растения, но не пчела и не оса.

(Шмель)

У. Молодцы! Вы справились с заданием – правильно заполнили кроссворд. А теперь откройте учебник на с. 175.

Сильные ученики по цепочке читают текст на с. 175–180. Дети отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные в книге.

V. Итог урока

Подготовленные ученики читают стихотворение «Это называется природа» Михаила Пляцковского.

Ученик 1.

Светит солнце с высоты.
Рады солнышку цветы,
Рады рощи и поля,
Рада вся земля.
Веселей в лесу шумят
Птичьи голоса,
Песни звонкие летят
Прямо в небеса.

Ученик 2.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ученик 3.

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик 4.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

У. Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?

Д. Надо любить природу! Беречь ее! Охранять и приумножать ее богатства.

У. Чему вы научились на уроке?

Д. Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества.

У. Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?

Д. Птицы поселились на деревьях, кустарниках и в траве.
– Звери обитают на траве, (на земле) и на деревьях.
– Насекомые живут во всех ярусах леса.

У. Почему лес называют природным сообществом?

Д. Лес называют природным сообществом, потому что все его обитатели тесно связаны между собой.

У. Каких животных леса вы знаете?

Д. В лесу обитает много животных: дрозды, дятлы, вороны, дикие утки, шмели, жуки, белки, зайцы, лисы, еноты, волки, ежи, лоси, медведи и другие.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

VI. Домашнее задание

У. Дома еще раз прочитайте материал на с. 175–181, составьте пищевые цепочки леса. Желающие могут придумать и написать свои правила поведения на природе.

Ольга ХОЗОВА,
учитель начальных классов школы № 49,
г. Белгород

Урок 3

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Дать представление о лесе как о природном сообществе; познакомить детей с «этажами» леса, с наиболее типичными для них представителями растительного и животного мира, формировать бережное, ответственное отношение к природе, понимание экологических проблем своего края.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (4-й класс, часть 1), (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова), динамическая таблица (иллюстрации с изображениями леса, грибов, цветов, насекомых, птиц, зверей); карточки для составления цепей питания; книги В. Бианки «Сова», Ю.Дмитриева «Рассказы старичка-лесовичка» (накануне учитель провел урок внеклассного чтения по произведению Ю. Дмитриева «Рассказы старичка-лесовичка».); грамзапись «Голоса птиц в природе».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. О чем говорится в загадке?

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.

Дети. О лесе.

У. Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

У. Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре?
1. Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно заросшее деревьями.
2. Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.
– Какое из этих объяснений подходит для нашего урока?

Д. Первое.

У. Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше. Какое значение имеет лес?

Дети называют, учитель записывает их ответы и вывешивает на доске иллюстрации к ним.

На доске – схема.

Схема

– Мы живем в лесной зоне (показ на карте). Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Найдите и покажите на карте наш город. Какие леса встречаются в Московской области?

Д. Лиственные, хвойные, смешанные.

III. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы будем говорить о лесе как природном сообществе.

Учитель дополняет составленную ранее картину иллюстрациями грибов.

– Грибы не относятся ни к растениям, ни в животным. Это особая группа живых существ. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков, пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

– Вспоминаем содержание рассказа. Несмотря на наличие в лесу «этажей», лес все равно погибал. Почему?

Д. В лесу не было насекомых.

Учитель помещает на доску изображения насекомых.

У. Для чего нужны насекомые лесу?

Д. Они помогают опылению растений.

У. Теперь вроде бы все в порядке, но… что опять случилось? Расскажите.

Д. Цветы, деревья через некоторое время оказались густо покрытыми полчищами жуков и гусениц.

У. Почему лес стал голым?

Д. Насекомых развелось так много, что они съели всю листву на деревьях.

У. Кто поможет справиться с полчищами насекомых?

Д. Птицы.

У. Поместим в наш «лес» птиц, живущих в нашей местности. Чтобы наша картина ожила, послушайте голоса птиц.

Учитель включает запись.

– И все-таки Лесовичок не угомонился. Ненастоящий лес! Почему?

Д. Мы поселили в него только птиц, а еще нет зверей, земноводных, пресмыкающихся.

На магнитной доске – рисунки с изображениями животных: белка, жираф, лягушка, ласка, заяц, белый медведь.

У. Выберите животных лесной полосы.

Дети выполняют задание.

– Населяем лес животными. Расскажите, что вы о них знаете? Как они передвигаются? Чем питаются? Как защищаются от врагов?

Дети отвечают.

– Как вы понимаете выражение «природное сообщество»?

Выслушиваются ответы детей.

– В природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни. Чтобы убедиться в том, что это действительно так, обратимся снова к рассказу Юрия Дмитриева «Что такое лес?» и, конечно, к материалам учебника.

Каждый из вас живет в доме, на каком-либо этаже. В природе тоже существуют лесные «этажи».

Давайте вспомним того художника из рассказа Дмитриева, который рисовал лес. Какое первое замечание получил он от лесовичка?

Д. Одни деревья – это еще не лес.

У. Давайте исправлять ошибки вместе с художником. Назовите наиболее распространенные деревья в нашем лесу.

Д. Ель, сосна, дуб, береза, осина, липа, клен, ясень.

У. Это верхний ярус.

На доске появляются иллюстрации с изображениями названных деревьев.

– Да, одни деревья – это еще не лес. За ними художник не увидел леса. Почему?

Д. Он не нарисовал кусты, траву, цветы, а без этого нет леса.

У. Какие вы знаете кустарники?

Д. Малина, шиповник, орешник, бузина, калина, брусника.

У. Это средний ярус.

На доске появляются иллюстрации кустарников.

– Какие вы знаете травянистые растения?

Д. Кислица, ландыш, копытень, мох, земляника, папоротник, вороний глаз.

На доске появляются иллюстрации травянистых растений.

У. Но Лесовичок опять хмурится. Почему ему не нравится лес? Чего не хватает?

Д. Грибов.

У. Да, лес не может быть без грибов. Какие съедобные грибы вы знаете?

Д. Подберезовики, подосиновики, опята, лисички, боровики.

У. Составим хотя бы одну цепь питания, которая складывается в нашем лесу.

На доске:

лист ––> гусеница ––> синица

– Откройте учебник на с. 180 и прочитайте стихотворение «О лесной подстилке и микробах».

Дети читают текст про себя.

– Что образует лесную подстилку?

Д. Опавшие листья, отмершие части растений.

У. Итак, у нас получился настоящий лес. Лесовичок остался доволен, потому что в этом лесу есть все: и деревья, и кусты, и трава, и животные. И мы убедились, что лес – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и все живет сообща.

IV. Итог урока

У. Как вы понимаете термин «природное равновесие»? Ответить на этот вопрос вам поможет прочитанный на уроке чтения рассказ Виталия Бианки «Сова». Почему старику нечем стало чай белить?

Д. У коровы не стало молока.

У. Почему корова стала тощая?

Д. На лугу не рос клевер.

У. Почему не рос клевер?

Д. Некому было его опылять. Исчезли шмели.

У. Почему исчезли шмели?

Д. Их гнезда разорили мыши.

У. Почему так много развелось мышей?

Д. Сова не ловила их. Она рассердилась на деда.

У. Составим цепь питания.

Д. Клевер ––> шмель ––> мышь ––> сова.

У. В природе разные растения и животные существуют не сами по себе, они связаны между собой. Можно сказать, они соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, нарушится вся цепочка, то есть природное равновесие.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что лес – место обитания птиц и зверей. Лес – поставщик кислорода, который сохраняет жизнь на земле. В лес мы приходим в часы отдыха. Древесину заменить можно, а лес, живой лес, заменить ничем нельзя. Я хочу, чтобы с этой мыслью вы ушли с сегодняшнего урока.

V. Домашнее задание

С. 175–181 учебника.

Галина ЧИНДЯЕВА,
учитель школы № 125,
г. Москва

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Тема: «Растения и животные луга»

1. Как ты представляешь себе луг?

2. Назови растения луга.

3. Опиши животный мир луга.

Насекомые
_________
_________
_________

Птицы
_________
_________
_________

Звери
_________
_________
_________

4. Почему крупные звери не живут на лугах?

5. Составьте 1–2 цепи питания, складывающиеся на лугах.

6. Что будет, если на лугу уничтожить жаб?

7. Выбери животных, обитающих только на лугу.

1) Крот
2) Махаон
3) Луговой чекан
4) Хомяк
5) Шмель
6) Аист
7) Капустная белянка
8) Коростель

8. Как животные приспособились к жизни на лугу?

9. Как человек использует луга?

10. Как охраняют луга?

 

Тема: «Растения и животные сада»

1. Как ты представляешь себе сад?

2. Назови растения, которые можно встретить в саду.

Деревья
_________
_________
_________

Кустарники
_________
_________
_________

Травы
_________
_________
_________

3. Назови животных – друзей сада.

Насекомые
_________
_________
_________

Птицы
_________
_________
_________

4. Назови животных – врагов сада.

Насекомые
_________
_________
_________

Звери
_________
_________
_________

5. Назови растения. Какое понятие объединяет их?

6. Составь цепь питания, складывающуюся в саду.

7. Почему люди разводят сады?

8. Как люди ухаживают за садами?

 

Тема: «Растения и животные поля»

1. Как ты представляешь себе поле?

2. Подпиши названия растений. Дай общее понятие, объединяющее их.

3. Растения, которые человек специально выращивает, называются...

4. Какие овощи выращивают в поле?

5. Назови известные тебе сорняки, растущие в поле.

6. Какие животные обитают в поле?

Насекомые
_________
_________
_________

Птицы
_________
_________
_________

Звери
_________
_________
_________

7. Какие птицы прилетают на поля и уничтожают вредителей?

8. Почему крупные животные не живут в поле?

9. Какие работы люди выполняют на полях?

Елена БАЙДЕК,
учитель школы № 7, г. Москва

Тема: «Водоем – природное сообщество»

1. Как ты представляешь себе водоем?

2. Какие виды водоемов ты знаешь?

3. Назови животных водоемов.

4. Как приспособились млекопитающие к условиям жизни в водоемах?

5. Составь две цепочки питания, которые сложились в водоеме.

6. Подпиши названия этих растений. Что объединяет эти растения?

7. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах.

1) бабочка-капустница; 2) лягушка; 3) комар; 4) муха; 5) акула; 6) линь; 7) окунь; 8) щука; 9) тритон; 10) карась; 11) стрекоза; 12) плавунец; 13) катушка; 14) шмель; 15) минтай; 16) клоп-водомерка.

Укажи самого прожорливого хищника планеты.

8. Если в водоеме исчезнут лягушки, как это повлияет на жизнь комаров и аистов?

9. Надо ли охранять водоемы? Как охраняют водоемы?

 

Тема: «Болото – природное сообщество»

1. Что такое болото?

2. Какие бывают болота?

3. Назови животных болота.

4. Как приспособились растения и животные к условиям жизни на болоте?

5. Составь одну-две цепочки питания животных болота.

6. Докажи, что болото лечит не только человека, но и нашу землю.

7. Как человек использует болото?

8. Какое растение болота называют хищником?

9. Как надо охранять болота?

10. Подпиши названия болотных растений.

11. Напиши названия растений и животных болота, взятых под охрану.

 

Тема: «Лес – природное сообщество»

1. Как ты понимаешь, что такое лес?

2. Какие виды лесов ты знаешь? Напиши, какие деревья растут в этих лесах.

1. _____________ лес 2. ___________ лес 3. ________ лес

Деревья Деревья Деревья

3. Почему растения в лесу растут «этажами»?

4. Какую роль в жизни леса играют грибы?

5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?

6. Как люди используют лес?

7. Как люди охраняют лес и животных леса?

8. Назови животных леса.

9. Почему мир животных леса так разнообразны? От чего это зависит?

10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами, крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».

11. Подпиши названия лесных растений.

Елена ГАЛАКТИОНОВА,
село Малышево Владимирской области

Ответы на контрольные вопросы

Растения и животные луга

1. Большой участок земли с травянистой растительностью.

2. Клевер, лютик, мышиный горошек, колокольчик, тимофеевка.

3. Насекомые: мухи, пчелы, бабочки, осы, шмели, кузнечики. Птицы: перепел, коростель, луговой чекан, трясогузка. Звери: мыши, кроты.

4. На открытой местности трудно скрываться от врагов.

5. Нектар растений – бабочка – трясогузка; муха – луговой чекан.

6. Растительноядные насекомые начнут размножаться в больших количествах и погубят много растений.

7. № 1, 2, 3, 5, 8.

8. «Жилье» – на земле, в земле; защитная окраска, небольшой размер.

9. Пастбища; заготовка корма для скота, сбор лекарственных трав.

10. Очищают от кустарников, охраняют некоторые виды растений, животных.

Растения и животные сада

1. Территория, на которой выращивают плодовые деревья, ягодные кустарники и травянистые растения.

2. Деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Кустарники: облепиха, смородина, малина, рябина, крыжовник. Травы: земляника.

3. Насекомые: божья коровка, жужелица, пчела. Птицы: горихвост, славка, соловей, синица, поползень, трясогузка.

4. Насекомые: тля, долгоносик, плодожорка. Звери: зайцы, мыши, кроты.

5. Смородина, рябина, малина, облепиха – кустарники.

6. Яблоко – яблочная плодожорка – славка.

7. Плоды растений полезны и вкусны, содержат много витаминов и других полезных для организма человека веществ.

8. Обрабатывают почву, подкармливают, пересаживают растения, защищают деревья от грызунов, вредителей, обрезают сухие ветки.

Растения и животные поля

1. Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными растениями.

2. Пшеница, овес, гречиха – зерновые хлебные культуры.

3. Картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох.

4. Культурными.

5. Василек, овсюг, осот, пырей, сурепка.

6. Насекомые: капустная белянка, колорадский жук, жужелица. Звери: мыши, хомяки, суслики. Птицы: жаворонок, перепел.

7. Канюк, пустельга, грач, сова.

8. На открытой местности трудно спрятаться.

9. Обработка, подкормка, полив почвы, уход за посадками, прополка, уничтожение вредителей.

Водоем – природное сообщество

1. Водоем – углубление в поверхности земли, заполненное водой, населенное разнообразными жителями.

2. Естественные (ручей, река, озеро, море), искусственные (водохранилище, пруд, канал).

3. Насекомые: стрекоза, жук-плавунец, клоп-водомерка. Птицы: утка, цапля, аист. Рыбы: щука, карась, окунь. Звери: бобр, выдра, ондатра.

4. Млекопитающие умеют плавать; с гладкой шерстью; питаются растениями и животными, обитающими в водоеме, жилье – по берегам водоемов.

5. Муха – лягушка – цапля.
Водоросли – карась – щука.

6. Рогоз, ряска, кувшинка, стрелолист. Подземные части растений находятся в илистом дне или под водой. Листья и стебли поднимаются над водой, плавают на поверхности воды.

7. Лягушка, комар, муха, мышь, окунь, щука, тритон, карась, стрекоза, плавунец, катушка, минтай, клоп-водомерка.

8. Комаров будет избыточное количество. Аисты должны будут искать другое место обитания, так как у них не будет пищи.

9. Не загрязнять водоемы, расчищать родники и ручьи, не мусорить на берегах, оберегать животных и растения водоемов.

Болото – природное сообщество

1. Болото – топкое место (сырой участок земли), часто с застаивающейся водой.

2. Низинные и верховые.

3. Комар, слепень, чибис, аист.

4. Растения – опушенные, с восковым налетом на листьях. Животные (птицы) – длинные ноги, тонкие вытянутые пальцы, длинный клюв.

5. Комар – лягушка – аист.

6. Болота – хранилища воды. Здесь берут начало ручьи и реки. Болота фильтруют воду.

7. Добыча торфа; сбор клюквы, голубики, черники.

8. Росянку.

9. Не осушать, не уничтожать растения и животных.

10. Стрелолист, багульник, пушица, клюква, росянка.

11. Журавль, аист, бобр, росянка, белокрыльник.

Лес – природное сообщество

1. Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.

2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные (березы, осины, рябины, липы, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).

3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние «этажи», а те, кому меньше – нижние.

4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду. Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства для животных.

5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почва пополняется перегноем.

6. Место для отдыха; сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений; заготовка древесины; охота.

7. Контроль вырубки лесов. Посадки новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.

8. Паук, мышь, лось, рысь, жук-олень.

9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.

10. Семена растений – мышь – медведь.

11. Кислица, кукушкин лен, папоротник, брусника, копытень, ландыш.