Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2005

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Елена ГАЙДАЕНКО,
учитель средней школы № 58
г. Улан-Удэ

Дневник лагерной смены

Дневник – это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях.
Можно вести личный дневник (только для себя) или общий (для всех).
Такой дневник – увлекательное занятие, общее дело, простор для творчества…
Самая распространенная форма ведения дневника – это книжка или книжка-раскладушка. Но главное, конечно, содержание!
Предлагаем отвлечься от обычных форм ведения дневников и рассмотреть нестандартные...

Правила ведения дневника

В дневнике вы отразите
Всё, что только захотите —
В рисунках или коллажах,
В письмах, комиксах, стихах,
В схемах, ребусах, таблицах,
В разных символах и лицах!

Пишите понятно!
Пишите опрятно!

Пишите о том, что самим интересно.
Скука, занудство здесь вовсе не к месту!

Пишите о светлом, пишите о добром!
Пусть стиль будет кратким, веселым и бодрым!

За орфографией строго следите!
И с запятыми, конечно, дружите!

Дневник заполняйте очень старательно!
Даты проставьте везде обязательно!

ЧУДО-ДЕРЕВО

1. Склейте два листа ватмана (по меньшей стороне).

2. Нарисуйте ствол дерева и вырежьте его.

3. Нарежьте 100—120 квадратов из бумаги зеленого цвета (используйте обложки от тетрадей). Сложите из квадратов листья (см. рис. 1.):

Рис. 1

Рис. 1

а) сначала согните и разогните квадрат по диагонали;
б) затем две нижние стороны согните к намеченной диагонали;
в) переверните фигурку на другую сторону.

Лист готов!

Квадраты можно разделить между двумя-тремя командами и устроить соревнование «Кто быстрее?».

4. Приклейте скотчем ствол дерева на доску или стену.

На дерево прикрепите табличку со словами:

Наблюдайте за деревом странным,
Что стоит сейчас перед вами…
Очень скоро оно, как листьями,
Всё покроется новостями!

5. Добавляйте каждый день по листочку с новостями.

АКВАРИУМ

1. Склейте два-три листа ватмана (по большей стороне).

2. Нарисуйте большой аквариум и вырежьте его.

3. Проведите «озеленение» аквариума. Для этого из маленьких квадратов зеленого цвета сложите «листья» и наклейте их друг на друга, меняя наклон и получая длинные полоски «водорослей».

4. Сложите рыбок по схеме (см. рис. 2.):

Рис. 2

Рис. 2

а) сложите квадрат пополам по диагонали. Получится «треугольник»;
б) левый и правый уголок согните так, чтобы они лежали перекрестно.

Переверните фигурку на другую сторону. Рыбка готова.
Рыбок можно складывать либо вырезать из цветной бумаги, используя шаблон.
Каждый день в аквариум запускается новая рыбка. Издалека надписи на рыбках будут казаться чешуей. Дату или номера дней смены ставьте на хвосте.
Рыбки – прекрасный материал для проведения игр и конкурсов. Можно сложить много разноцветных рыбок. К каждой из них присоедините металлическую скрепку. Разложите рыбок на коврике, в детском манеже, на столе, на полу, на траве. Можно бельевой веревкой очертить контуры «озера» и запустить в него рыбок.
Удочки легко сделать, привязав к палочке магнит на веревке. Устройте конкурс на самый богатый улов.

ПИРАМИДКА

Дневник отряда может быть представлен в виде пирамиды, высота которой 0,8–1 м.

1. Вырежьте заготовки из цветной бумаги.

2. Складывание пирамидки начните не снизу вверх, как в детской игрушке, а наоборот: сверху вниз. На верхушке – название отряда. Каждое кольцо содержит описание одного дня.

3. Ближе к окончанию смены выполните фотоколлаж всего отряда и расположите его вокруг пирамиды.

БУСЫ

Если делать описание дней лагерной смены на кругах цветной бумаги, то их можно «нанизать» на нитку, как бусы.

1. На листе ватмана нарисуйте веревочку, на которой поместится количество кругов, равное количеству дней смены. Или нарисуйте мальчика и девочку под радугой или зонтом, на котором написано название отряда. Концы веревочки мальчик и девочка держат в руках.

2. Каждый день добавляйте по одной «бусинке».

Можно представить дневник отряда и в виде связки бубликов.

ЗАМОК

Если все события записывать на «кирпичиках», то к концу смены будет возведен замок или целый город! (Или «графские развалины».)

1. Нарежьте из цветной бумаги прямоугольники, равнобедренные треугольники и трапеции (для башен). Цвет «кирпичей» может быть любым.

2. Каждый день укладывайте несколько «кирпичиков», на которых могут быть описания самых ярких событий дня, чьи-то личные впечатления, фотографии, шаржи и др.

3. В последний день смены проведите «сдачу объекта» с разрезанием ленточки и коллективным фотографированием на память у стен построенного замка.

ВЕЕР

1. Склейте три листа ватмана (по меньшей стороне), сложите гармошкой и опять разверните.

2. Напишите по верхнему краю веера название отряда.

3. События лагерной жизни описывайте на отдельных листах бумаги в форме звездочек (или листиков, горошин, рыбок, птичек, цветов и т.п.) и наклеивайте на веер.

4. Затем сложите веер по намеченным линиям, скотчем соедините основание, перевяжите ленточкой и сфотографируйтесь всем отрядом.

РОЗОВЫЕ ИДЕИ

Взгляд на рулон бумаги розовой
Рождает идеи розовые…

Розовые облака

На стенке расположите розовые облака – обычные или «белогривые лошадки». Ведите дневник на стене или потолке, если сможете до него дотянуться (соблюдая правила техники безопасности).

Розовые скалы

Нравится нашим детям рисовать на стенах и писать на заборах! Дайте им такую возможность!
Из листов ватмана или обоев вместе с детьми оформите на стенах скалы. Устройте конкурс «наскальной живописи», а затем на пустых местах прикрепляйте листочки с описанием самых важных событий смены. «Скалы» можно добавлять и добавлять. Детям «пятиминутки у скал» запомнятся надолго.

КОСМИЧЕСКИЙ

Первый вариант

На листе ватмана нарисуйте или сложите солнышко.
Дневниковые записи ведите на лучах. Сколько дней в смене – столько лучей.

Второй вариант

В углу листа располагается солнце в кепке с названием отряда. Вокруг по орбитам – планеты, а дальше – кометы, звезды. Каждое космическое тело содержит информацию об одном из дней.
«Космические идеи» хороши для изготовления больших и маленьких открыток на память. Например, на синий фон наклейте звезды и другие космические тела, а на них фотографии детей и надпись:

Отряд – это просто собрание звезд…
Об этом пока знаем только мы сами…
Но скоро, но скоро засветят в Галактике
Звезды с нашими именами!

(Слово «отряд» в первой строчке можно заменить на «наш класс».)

ПАВЛИН

Дневник отряда может быть выполнен в виде павлина, распустившего хвост.

1. Заготовьте перья: вырежьте равнобедренные треугольники, количество которых равно количеству дней лагерной смены. Для того чтобы определить величину угла, противолежащего основанию, нужно 180 разделить на количество дней смены. Например: количество дней смены – 15.

180 : 15 = 12

Длина стороны а выбирается произвольно, причем чем больше, тем лучше. Закруглите углы. Перо готово!

2. Вырежьте из цветной бумаги круги, напишите на них порядковые номера дней смены, наклейте на перья. Перья можно не вырезать, а нарисовать на листе ватмана.

3. Отдельно нарисуйте и вырежьте туловище павлина, наклейте его на хвост. Фигурка павлина готова!

Ведите дневник! Украшайте перышки!

ПАЗЛЫ

Сделайте заготовки из плотной цветной бумаги. Один элемент – это один день.
Можно классифицировать мероприятия: связанные с экологией описывать на элементах зеленого цвета, с водой – голубого цвета и т.д. Самые яркие дни – желтого (солнечного!) цвета.

ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ!

Замечательная идея – дневник в форме киноленты!
Сделайте заготовки – листы прямоугольной формы с дырочками по краям. Для имитации дырочек можно использовать ленту с клейкими ценниками. Как правило, такие наклейки очень яркие.
Кадр – это один день или одно событие!
Дневник можно свернуть рулоном или сложить «гармошкой».

Дневник можно вести не только в летнее время в лагере, но и в течение учебного года в классе. Достаточно только попробовать – и начнется цепная реакция, появится столько идей!