Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина ШИПОВСКАЯ,
пос. Самойловское Саратовской обл.

Словарная работа

на уроках русского языка в начальных классах

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными,
как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых
в школьной практике «словарными».
Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов. Первым шагом
в этой работе является введение нового слова.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1-го по 10-й класс.

А.В. Текучев
«Методика русского языка в средней школе»

Предъявление нового слова

Здесь я использую следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признaаков предмета или предъявление слова-синонима.

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

Работа над слуховым образом слова

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Запись слова с «окошком»

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее САМ.

Работа над зрительным образом слова

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Проиллюстрирую все сказанное примером из практики. Приведу фрагмент урока во 2-м классе. Проводится работа над словом береза.

Учитель. Отгадайте загадку.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

Дети находят отгадку, сообщают признаки, по которым они определили предмет.
Учащиеся проговаривают слово «береза» орфоэпически, называют ударный и безударные слоги.
Перед учащимися я ставлю следующую задачу.

– В тетрадь самостоятельно запишите слово береза, пропустив орфограмму («трудное» место).

Дети записывают слово.

– Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что написано о березе в книге Успенского «Почему не иначе?».
«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но название его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – береста – носит название, связанное с тем же корнем».
Итак, слово береза образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?

Дети сверяют правильность ответа по словарю учебника.

– Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву.

Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, делится на слоги и для переноса (оба варианта).

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

У. Прочитайте пословицы, объясните их значение.

На доске:

1. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.

2. Березой обогреешься, а не оденешься.

3. Где дубняк, там и березняк.

– Когда так говорят: «Дать березовой каши»?

Дети. Когда хотят наказать розгами, выпороть, высечь.

У. Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

На доске:

Сделанный из б.резы –
Б.резовый лес –
Гриб, который растет под б.резой.

– Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.

На доске:

За березу – (спрятаться)
За березой – (ухаживать)
На березу – (влезть)
На березе – (сидеть)
Под березу – (сесть, лечь)
Под березой – (сидеть)
С березы – (слезть, упасть)

– Опишите березу: какая она?

Д. Огромная, тонкая, маленькая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая...

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов.
К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например, показанным ниже.

Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского.
Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии определенного слова, например, слова «собака».
Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».

У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?

К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.

Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.

Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)

Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой О.

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать? (Д.Хармс)

Петуха спросили дети
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я. (И.Коньков)

Вот дети учатся писать правильно слово лимон. На доске стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут
– Лимон ... –
Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно:

«Что за «ли»?
Что за «мон»?»

Значит, в этом слове ошибок не будет.
Завершающим этапом в работе становится закрепление нового слова. На этом этапе дети подбирают и записывают однокоренные слова. Эта работа может сочетаться с грамматико-орфографическим анализом предложений и другими упражнениями. После знакомства с новым словом в уголке русского языка (если такой есть в классе) постепенно может заполняться «страничка слова» (см. Приложение).

Приложение