Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда ВЫГОРЕНКО,
учитель начальных классов г. Белгорода

Память и ее значение

Как устроена наша память? Почему некоторые события мы помним долго, а некоторые сразу забываем? Можно ли улучшить свою память?
На эти вопросы отвечает Надежда ВЫГОРЕНКО, учитель начальных классов г. Белгорода, на своем уроке по курсу «Окружающий мир».

Тема. «Память и ее значение».

Цель урока. Дать детям представление о памяти и ее значении в жизни человека.

Оборудование. Рисунки и таблица для проверки внимания учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. Что такое внимание? Считаете вы себя внимательными или нет? Давайте проверим.

Учитель помещает на доску рисунок.

1.gif (13386 bytes)

2.gif (11603 bytes)

– Посмотрите внимательно на рисунок.

Учитель закрывает первый вариант и прикрепляет другой.

– Постарайтесь найти пять различий.

Дети. Белка, облако, ежик, гнездо, птица.

Учитель помещает на доску таблицу:

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39

У. В эту таблицу в случайном порядке внесены числа от 1 до 40. При этом 15 чисел пропущено. Ваша задача заключается в том, чтобы отыскать пропущенные в таблице числа и по порядку записать себе на лист в течение одной минуты. Каждое правильно найденное число дает 1 балл.

Д. Пропущены: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Тема сегодняшнего урока: «Память, ее значение в жизни человека». Какие цели исходя из этой темы поставим перед собой?

В ходе обсуждения темы выводятся цели урока, котоые учитель записывает на доске:

1. Узнать, что такое память.

2. Какое значение имеет память в жизни человека?

3. Можно ли тренировать память?

IV. Работа по теме урока

У. Прочитайте статью «Зачем человеку память?».

Дети читают.

– Каким вы можете представить себе человека без памяти? Что такое память?

Д. Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

У. С чем можно сравнить память?

Д. С магнитофоном.

Учитель помещает на доску таблицу, по которой рассказывает о памяти:

ПАМЯТЬ

Свойства

а) объем;
б) прочность
в) точность
г) организованность

По длительности хранения информации

а) кратковременная
б) долговременная

По степени активности человека в процессе запоминания

а) непроизвольная
б) произвольная

Виды

а) наглядно-образная (лицо, звуки, цвет и др.)
б) словесно-логическая (понятия, схемы, термины)
в) эмоциональная (чувства)

По виду анализатора, через который поступает информация

а) слуховая
б) зрительная
в) двигательная (моторная)
г) смешанная

V. Физкультминутка

У. Давайте поиграем в игру «Повторяем движения».

Учитель говорит о каком-либо движении и показывает его. Дети должны его повторить. Но учитель ставит «ловушки»: говорит об одном движении, а делает другое.
Дети, которые ошиблись, садятся. Побеждает тот ученик, который остался последним.

VI. Применение знаний и способов деятельности

У. Давайте проверим, правильно ли высказывание: «Чтобы лучше запоминать слова, нужно объединить их по смыслу».

Класс делится на 3 группы. Первая группа запоминает слова с карточки  1, вторая группа – с карточки 2, третья группа засекает время, потраченное на запоминание обеими группами.

Карточка 1

Бритва – чай
Крючок – борода
Рыбалка – иголка
Нитка – печенье

 

Карточка 2

Рыбалка – крючок
Печенье – чай
Борода – бритва
Нитка – иголка

– Какая группа затратила на запоминание больше времени? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Вам никогда не приходило в голову, что для того чтобы запомнить слово, его можно «увидеть»? К примеру, слово «шмель».
Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля.
Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите на самом деле. Может быть, сразу это и не получится, нужно потренироваться.
Этого шмеля можно увидеть по-разному:

– ты думаешь о шмеле, стараешься его представить, но не видишь его четко. Перед глазами просто какое-то пятно;
– можешь увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке;
– шмель в твоем воображении оживает. Ты видишь, как он летает, садится на цветок... Да, он живой!

Теперь давайте попробуем «увидеть» слово «елка».
Не торопитесь, сосредоточьтесь как следует. Ну, что у вас получилось? Как вы видите эту елку?
Поднимите руку те, кто:

– ничего не видит;
– видит какое-то пятно;
– видит как на картинке или как на фотографии;
– настоящую елку. Кажется, что если протянуть руку, то она уколет своими иголочками.

А теперь попытаемся представить себе следующие слова и запомнить их в той же последовательности, в которой они записаны на доске.

На доске:

Бабочка
Озеро
Дерево
Лестница
Облака

Через минуту учитель стирает слова. Дети самостоятельно пишут их по памяти.

– Сколько слов вы запомнили?

Дети отвечают.

– Оказывается, слова можно не только видеть, их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать. Вспомним шмеля. Его можно и видеть, и слышать. Слышите, жужжит?
Постарайтесь «услышать» слова. Какие ассоциации возникают у вас со словами, написанными на доске?

На доске:

Колокольчик
Машина

Д. Колокольчик звенит.
– Машина гудит.

У. Слова можно «потрогать», например слово «подушка».
Чувствуете, какое оно мягкое?
Если сразу не удается это представить, то потрогайте дома настоящую подушку и запомните, что вы при этом чувствуете.
«Потрогаем» слова. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите такие слова: колесо, стакан, шарф?

Дети отвечают.

А теперь еще раз самостоятельно постарайтесь «потрогать» или «услышать» такие слова.

На доске:

Колокольчик
Машина
Ваза
Колено
Стакан
Шарф

Через минуту закрывается таблица и дети пишут слова по памяти.

– Мы рассмотрели несколько упражнений на развитие памяти, но их очень много.
Какая память считается хорошей?

Дети отвечают, затем читают вывод на с. 39.

– Хорошая память – это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.
Давайте послушаем сообщение о том, как лучше запоминать материал.

Ученик. Есть правила, которые развивают память. Послушайте их.

  • Любой текст запоминается быстрее, если разделить его на смысловые части, то есть составить план.

  • Заучивание стихов развивает память. Поэтому читайте больше стихов и старайтесь их запомнить.

  • Помните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Нужно несколько раз повторять то, что хочешь хорошо запомнить.

  • Лучше запоминать постепенно. Например, чтобы выучить стихотворение, нужно отдельно и вдумчиво перечитывать его в течение нескольких дней, а не зубрить целый вечер накануне поставленного учителем срока.

У. А теперь, ребята, я хотела бы у вас спросить: как лучше запомнить текст? Что развивает память? Давайте запомним следующие принципы.

На доске:

1. Все люди имеют память.
2. Память – это функция мозга.
3. Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
4. Чем больше память работает, тем она лучше; чем больше данных у вас в памяти, тем проще запоминать другие.

VII. Итог урока

У. Вернемся к целям нашего урока. Что такое память? Какое значение она имеет в жизни человека? Можно ли тренировать память?

Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем в начале урока и записанные на доске.