Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила ПРИЧИПИЙ,
Елена СОКОЛОВА,
педагоги школы № 326,
г. Москва

Речевые десятиминутки

Каждому учителю известно, какое огромное значение в обучении русскому языку придается развитию речи, обогащению словарного запаса детей. Начинать эту работу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе.
Урок ограничен временными рамками, и, к сожалению, не всегда у педагога есть возможность посвятить развитию речи 45 минут. Но выделить 5–10 минут может каждый.
Многолетний опыт работы показал, что систематические наблюдения за изменениями в природе дают возможность ребенку анализировать, сравнивать и сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Учитывая возрастные особенности первоклассников, учителя используют в своей деятельности сюжетно-ролевые игры, драматизацию произведений, прослушивание музыкальных фрагментов. Таким образом создалается модель: музыка – движение – речь. Через эту модель у детей происходит развитие мышления и речи.
Перед вами примеры «речевых десятиминуток», которые можно провести осенью.

Занятие 1

Тема. «Рабочий день слова».

Цели. Учить детей вдумываться в смысл слов и употреблять их по назначению; напомнить о необходимости соблюдать режим дня.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Просмотр слайдов «Режим дня»

Дети внимательно рассматривают слайды и рассказывают, что происходит в каждом кадре.

Учитель. Ребята, все эти моменты входят в понятие «Распорядок дня». Почему надо соблюдать режим дня?

Выслушиваются высказывания детей. Учитель уточняет и дополняет их ответы.

– Но кто бы мог подумать, что и у слов есть свой распорядок дня? Хотите узнать, какой?

Дети. Хотим.

II. Работа с текстом «Рабочий день слова»

Учитель читает стихотворение. Дети по ходу чтения узнают вежливые слова.

У. 

Утром рано мы встаем,
Настроенье создаем.

Какие слова создают вам по утрам настроение?

Д. «С добрым утром! Здравствуйте!»

Учитель выставляет на доску карточки со словами.

У.

Детей в школу, в детский сад
Проводить всегда мы рады.

– С какими словами родители провожают вас в школу?

Д. До встречи! Не скучай. Старайся!

У. 

Приглашаем всех за стол –
С аппетитом ешьте, мол.

Какие слова говорят за столом и после еды?

Д. Приятного аппетита! Спасибо! На здоровье.

У.

Вас предупредим всегда,
Где удача, где беда,
Что вам делать,
Как вам быть,
Как о главном не забыть.
Вечером встречаем вас
Добрым словом всякий раз,
Про здоровье и успех
Срочно узнаем у всех,
Веселим вас, развлекаем,
Доброй ночи всем желаем.

Какие слова вы говорите близким, когда ложитесь спать?

Д. Спокойной ночи, сладких снов.

У. Давайте прочитаем слова, которые помогают нам провести день.

Дети по одному читают слова на карточках.

– Вот какую большую работу выполняют слова. У каждого из них в жизни есть свое место и свое назначение. Словом можно огорчить человека, а можно вселить в него силу и уверенность.

III. Физкультминутка

Под мелодию песни «Вместе весело шагать» дети повторяют движения за учителем.

IV. Создание проблемной ситуации

Ситуация 1

Утром Маша часто опаздывает в школу. Что вы ей посоветуете?

Ситуация 2

У вашей соседки по парте не получаются красивые буквы. Она очень переживает. Помогите ей поверить в себя.

Ситуация 3

Вася весь день гулял и забыл сделать уроки. Что ему скажет учитель?

V. Итог работы

У. Режим дня надо соблюдать обязательно, и нельзя заменять дело бездельем. А вот когда кончил дело – гуляй смело!

Дети с помощью учителя объясняют смысл пословицы и проговаривают ее хором за учителем.

Занятие 2

Тема. «Сентябрь-листопадник».

Цели. Познакомить учащихся с народными приметами, относящимися к сентябрю; продолжить работу над словом как единицей речи; формировать чувство любви к родной природе, гордости за красоту родного края.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Прослушивание осенней песни

Учитель. 

У нас во дворе листопад.
Рябины в окошко стучатся.
Осенние листья летят
И в лужи тихонько садятся.
Дождик плывет по лужицам
К синей реке.
Листики кружатся, по ветру кружатся,
Лето уже вдалеке.

О какой осенней примете рассказывает песня?

Дети. О листопаде.

У. В каком месяце начинается листопад?

Д. В сентябре.

У. Посмотрите, сколько осенних листьев принес сентябрь.

На доске – разноцветные листья из бумаги. На каждом из них написаны слова: лист, листок, листочек, листопад, листопадник.

– Расположите листья по порядку начиная с самого короткого слова.

Дети выходят к доске и устанавливают порядок слов с помощью учителя.

– Чем похожи эти слова?

Д. В каждом есть слово лист.

У. От какого слова родились эти слова?

Д. От слова лист.

У. Значит, все эти слова родные, родственные.

II. Пальчиковый игротренинг

У. Ветер северный подул (подуть на пальцы),
«С-с-с», – все листья с липы сдул (произнести звук «с-с»).
Полетели, закружились
И на землю опустились (ладони обеих рук зигзагами плавно опустить на стол).
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу).

III. Рассказ учителя

Учитель показывает слайды с изображениями осенней природы.

У. Пришел сентябрь. По народному календарю с этого месяца начинается осень.
Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Сыплет осенний нудный дождь.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси. Длинноногие журавли собираются на болотине уговор держать – каким путем-дорогою на теплые воды лететь.
Но, бывает, расщедрится осень и подарит еще немного погожих дней. В народе тогда говорят – наступило бабье лето (с 14 по 21 сентября). Начинались бабьи посиделки, игры, хороводы.
Завершаются летние работы. Первая встреча осени.
С 27 сентября медведь залегает в берлогу. Змеи под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.

IV. Игра «Когда это бывает?»

У. А теперь я послушаю, как вы запомнили приметы сентября.

Дети отвечают хором:

– Очень резко холодает...

Д. ...в сентябре.

У. Лист осенний опадает...

Д. ...в сентябре.

У. Бабье лето наступает...

Д. ...в сентябре.

У. На болоте журавлей осень в стаи собирает...

Д. ...в сентябре.

У. Медведь в спячку залегает...

Д. ...в сентябре.

V. Итог работы

У. Молодцы! За правильные ответы осень дарит вам разноцветные листья.

Учитель раздает детям осенние листья.

Занятие 3

Тема. «Сочинение истории об осенних листьях».

Цель. Формировать навыки самоконтроля при работе с текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная беседа

У каждого ученика на парте лежат осенние листья.

Учитель. Сегодняшний урок мы начнем с красивых стихотворных строк:

Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте да шорохе
Наш осенний сад,
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.

Почему на дорожках лежат пестрые ворохи листьев?

Дети. Листья опали. Их сорвал ветер.

У. Где можно наблюдать это явление?

Д. В саду, в лесу, в парке.

У. Как падают листья в тихую погоду?

Д. Медленно, плавно.

У. А при сильном ветре?

Д. Кружатся, вертятся, летают в воздухе, сталкиваются друг с другом.

Ученики имитируют движения листьев в тихую и ветреную погоду, а также звуки ветра.

У. Сегодня мы будем сочинять историю об осенних листьях.

Послушайте мой рассказ.

Учитель рассказывает историю об осенних листьях, активно воздействуя интонацией на эмоциональное состояние детей.

Жили-были листья. У них был один дом – дерево, одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с летним добрым ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди. И листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето. Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья с дерева, кружил их в воздухе и разгонял по белому свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого листочка была своя дорога.

II. Творческая работа

У. Попытайтесь вообразить, что чувствовали, думали листья. Что бы мог рассказать нам листик о своем путешествии? Что он видел на своем пути, прежде чем оказался в школе на вашей парте?

У детей на парте лежат листья. Учитель предлагает потрогать их, поднести к уху и «послушать» их рассказ, закрыв глаза. Ученики сочиняют историю под музыку из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

III. Итог работы

У. Какую же историю поведали вам наши путешественники?

Заслушиваются ответы 2–3 учеников.

– Все остальные ребята расскажут истории листьев дома родителям.

Занятие 4

Тема. «Собираем урожай».

Цели. Развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению; формировать умение владеть речью-описанием; обогащать словарный запас.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы

Учитель. Сегодня мы будем говорить о труде людей осенью. Посмотрите, как идет уборка овощей.

Учитель показывает диапозитивы № 5 – 8 из серии «Славная осень».

– В садах созрели сливы, яблоки, груши.

Что еще растет на участке? Как вы помогаете взрослым выращивать урожай?

Дети отвечают.

– Вырастить богатый урожай овощей и фруктов очень нелегко. Надо много трудиться. И осень щедро отблагодарит нас своими дарами. Вот сегодня часть урожая она уложила в корзину и принесла нам на урок.

Учитель показывает корзину с овощами и фруктами. Дети рассматривают и называют предметы, которые лежат в корзине.

II. Поисково-исследовательская деятельность

У. Кто из вас может описать яблоко?

Учитель дает ученику, вышедшему к доске, яблоко. Ученик гладит плод, нюхает. Учитель разрезает яблоко, ученик пробует его на вкус и рассказывает о свойствах фрукта:

Ученик 1. Яблоко круглое, красное, румяное, гладкое, душистое, ароматное, на вкус сочное, сладкое, спелое, медовое. Едят его не только в сыром виде. Из яблок еще варят компот, варенье.

У. На что похоже яблоко?

Дети. На мяч, шар, круглый фонарик.

Яблоко остается у ученика как приз.

У. Кто найдет в корзине любимый овощ и сможет рассказать о нем?

Вышедший к доске ученик выбирает овощ и рассказывает о нем.

Ученик 2. Морковь продолговатая, рыже-оранжевая, гладкая, сочная, сладкая. Ее едят в сыром виде и варят, кладут в суп. Она похожа на сосульку, на ствол дерева, на елочную игрушку.

Ученик получает в награду морковь. По аналогии проводится работа с другими овощами и фруктами.

III. Игра «Отгадай и покажи»

Дети отгадывают загадки об овощах и фруктах, стоя около парты.
Если плоды созревают на ветках, дети хлопают в ладоши над головой, если на грядках – присаживаются на корточки.

IV. Итог работы

У. Зачем люди выращивают овощи и фрукты?

Д. Чтобы их есть.

У. Чем овощи и фрукты полезны для нас?

Д. Овощи и фрукты содержат особые вещества – витамины, необходимые для здоровья.

У. Овощей и фруктов надо употреблять в пищу как можно больше.
Если у вас вечером устают глаза, надо съесть морковь.
Чтобы всегда быть бодрым и веселым, не забывайте о яблоках и грушах.
Много сил подарят вам слива, вишня, смородина.

Занятие 5

Тема. «Октябрь-грязник».

Цели. Словом привлечь внимание к краскам и звукам октября; изучать характерные признаки октября; формировать чувство гордости за красоту родной природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя

Учитель. Дети, прочитайте тему сегодняшнего урока.

На доске:

Октябрь-грязник.

– Как вы думаете, почему месяц так называют?

Дети. Потому что на улице грязно.

У. Про октябрь говорят: «Ни колеса, ни полоза грязник не любит».

Учитель записывает текст поговорки на доске.

Учитель объясняет значение слова «полоз».

У. Ребята, прочитайте еще раз эту поговорку. Как ее понять? Почему грязник не любит ни колеса, ни полоза?

Учитель уточняет ответы детей.

– Чем же живет этот месяц?

Дети отвечают.

II. Рассказ учителя о характерных признаках октября

У. Дуют ветры-листобои. Люди собирают шиповник. Ульи убирают в погреб (уточняется значение слова). Пчела слыла в народе наимудрейшим существом: «От пчелы ничто ни на земле, ни под землей не укроется: все она слышит, все видит, обо всем Богу говорит!» 17 октября– Ерофеев день. На Ерофея буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются под землю. В этот день в лес не ходят. В конце октября заготавливают дрова для русской печки. Телегу в сарай ставят, сани на свет вытаскивают. Часто идут дожди, иногда со снегом. Отгадайте загадку:

По небу гуляет,
Дождь рассыпает.

Д. Туча, дождливое облако.

На доске появляется рисунок тучи с капельками-словами: Дождевик, Дождь, Дождливый, Дождик.

У. У нашей тучи необычные капли: они словесные. Мы их сейчас соберем.

Учитель предлагает прочитать слово в каждой капле.

– Как вы думаете, какое слово родилось первым, а из него выросли все остальные?

Д. Дождь.

Дети с помощью учителя располагают капельки-слова по порядку: дождь – дождик – дождевик – дождливый.

Учитель обращает внимание детей на многозначность слова дождевик (гриб, плащ).

У. А сейчас давайте спрячемся от дождя в сенях (объясняется смысл слова «сени») и отдохнем.

III. Физкультминутка

Дети танцуют под музыку русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени...».

У. Вот и кончился дождик.

IV. Итог работы

У. А теперь, ребята, расскажите о приметах октября по иллюстрациям.

Учитель помещает на доске иллюстрации с изображением природы в октябре. Дети составляют рассказ по цепочке.

– Молодцы!

Занятие 6

Тема. «Разноцветный привет».

Цели. Развивать эмоциональное восприятие детей; расширять представление о приметах последнего осеннего месяца; воспитывать в детях чувство отзывчивости и сострадания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя

Учитель. Послушайте сказку.

Сидит старик Ноябрь на завалинке, грустную думу думает.
Тоска его съедает: с солнышком давно не встречался, а вот тяжелые облака так и ходят над головой – норовят холодным дождем осыпаться. Грязно, выходить из дому не хочется. Серо и мрачно кругом.
Воробьи увидели, как он тоскует, и рассказали все соседним месяцам.
А те решили старика порадовать, свой привет ему передать: сентябрь – корзину с овощами и фруктами, Октябрь – букет из кленовых листьев, Декабрь – голубые снежинки.
А как бы вы утешили старика?

После ответа детей учитель предлагает всем вместе передать утешение Ноябрю: «Не грусти, не грусти, твои друзья уже в пути!»

II. Творческая работа

У. Мы поможем приготовить подарки Ноябрю, раскрасим их.
Учитель раздает детям трафареты-формы: овощи, фрукты, листья, снежинки. После выполнения задания учитель предлагает детям описать свои подарки и расположить их в уголке «Времена года. Ноябрь».

Дети выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «На тройке» («Ноябрь»).

III. Итог работы

У. Как вы думаете, изменится ли настроение у Ноября после того, как он получит наши подарки?

Дети. Да.

У. Почему?

Дети отвечают.

У. Помните: доброе дело и в стужу согреет!