Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Екатерина ЩУЛЬКИНА,
СОШ № 25, г. Крымск

Праздник урожая

Тема. «Праздник урожая».

Цели. Исследовать два вида сравнения чисел и величин; совершенствовать вычислительные навыки; упражнять детей в умении составлять и решать задачи данного вида, ставить вопросы к условию.

Оборудование. Учебник «Математика. 1 класс. 3 часть» (под редакцией М.И. Моро  и др. М.: Просвещение, 2004); памятка с правилом; карточки с числами и примерами; наглядный материал (заяц, медведь, фрукты, овощи, банки, яблоня); карточки для индивидуального опроса учащихся; магнитофон; кассета с записью музыки А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»; корзина с муляжами фруктов и овощей; 21 «яблоко» из бумаги с текстами домашних заданий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас будет урок-праздник. Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Дети. Решение задач на разные виды сравнений.

У. Мы будем исследовать два вида сравнения чисел и величин.

III. Введение в тему

У. Угадайте, кто будет царицей нашего урока? Для этого нужно заполнить кроссворд.

Задания сформулированы в виде загадок. Учитель заполняет строки кроссворда после каждого ответа учащихся.

Кругла да гладка!
Откусишь – сладка!
Засела крепко
На грядке...

(Репка)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды снуют
И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.

(Листья)

– Найдите в вертикальных колонках спрятанное слово.

Д. Осень.

У. Именно она будет царицей нашего урока!

IV. Работа по теме урока

Звучит музыка. Входит Осень с корзинкой фруктов и овощей.

Осень. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Осень. Я буду вместе с вами на уроке учиться решать задачи на сравнение чисел и величин. Самых активных я награжу необычными угощениями.

Осень садится на свое место.

У. Заполните магический квадрат.

На доске.

– Решите задачу.

Тетрадь стоит 2 руб. Сколько стоят 7, 3, 10 таких тетрадей?

Учитель рисует на доске три прямоугольника.

У. Как называются эти фигуры? Какое свойство у прямоугольников?

Проведите в каждом из них один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника; 1 квадрат и 1 прямоугольник; 2 одинаковых прямоугольника.

Дети выходят к доске и показывают варианты решений.

Во время работы класса у доски по индивидуальным карточкам работают три ученика.

Карточка 1

Реши примеры.

28 : 7 . 5
21 : 3 . 5
36 : 4 . 5
8 . 2 : 4

Карточка 2

Реши примеры.

(100 – 75) : 5
(14 + 22) : 4
4 . 5 : 10
3 . 6 : 2

Карточка 3

Найди периметр квадрата со стороной 5 см.

В конце устного счета – коллективная проверка.

У. Ребята, какой осенний праздник скоро будут отмечать горожане и селяне в городе Крымске и Крымском районе, в нашей школе?

Д. День осени, Праздник урожая.

У. Скажите, почему этот праздник отмечают именно в середине осени?

Д. Весь урожай собран. Подводят итоги сбора.

У. Какие пословицы и поговорки об осени и ее дарах вы знаете?

Дети читают заранее подготовленные поговорки, пословицы, приметы осени.

  • Осенью серенькое утро, красненький денек.

  • Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

  • Осень – запасиха, зима – подбериха.

У. Почему так говорят?

Дети объясняют смысл пословиц.

V. Игра «Сколько банок запасли на зиму в школьной столовой?»

У. Все хорошие хозяйки готовят припасы к зиме. В школьной столовой тоже приготовили для вас джем и мед, а вот сколько и какого вида заготовили – узнайте.

На доске – схема с банками.

Дети «ставят» банку с ответом над соответствующим выражением.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

На доске открывается рисунок яблони.

У. Ребята! Что это за дерево?

Д. Яблоня.

У. Это необычная яблонька. А почему, вы сейчас узнаете. Сорвите яблоко № 1. Прочитайте задание.

Задание взято из № 1 на с. 39.

«С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг.

На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй?»

Во сколько раз меньше?

– Найдите верное решение.

На доске – карточки с вариантами решений.

40 – 10

40 + 10

40 : 10

40 . 10

– Почему вы выбрали именно эти выражения? Как вы сравнивали величины 40 кг и 10 кг в первом случае? Во втором случае? Запишите решение и ответ в тетради.

Д. – 40 – 10 = 30 (кг) яблок больше собрали с первой яблони.
40 : 10 = 4 (р.) меньше собрали килограммов яблок со второй яблони.

Ответ: на 30 кг; в 4 раза меньше.

У. Какой вы сделали вывод?

Д. Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего вычесть меньшее.

– Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого, нужно большее число разделить на меньшее.

Учитель вывешивает на доску памятку.

Во ? раз б (м) = > (:)

На ? б (м) = > (–)

VII. Физкультминутка

У. Представьте, что мы идем в осенний сад.

Д. (хором). Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VIII. Работа по теме урока (продолжение)

У. Продолжаем работать. Сорвите яблоко № 2. Прочитайте задание.

Д. «Реши задачу № 2 на с. 39».

«Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила?»

Дети самостоятельно записывают решение.

40 : 8 = в 5 (р.) – больше.

У. Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

Д. На сколько килограммов картофеля меньше посадила бабушка, чем собрала?

У. Запишите самостоятельно решение.

Дети записывают решение:

40 – 8 = на 32 (кг) меньше.

– Как рассуждали в первом случае? Во втором случае?

Дети проговаривают правило.

IХ. Повторение и закрепление пройденного материала

У. Смотрите, к нам на урок-праздник из осеннего леса прибежали за овощами Медведь и Заяц. Они принесли с собой письмо.

Учитель вскрывает конверт и достает карточку с заданием.

– Как записать короче?

10 . 2 + 10 . 4

2 . 4 + 2 . 3

Дети записывают решение на доске.

10 . 2 + 10 . 4 = 10 . 6 = 60

2 . 4 + 2 . 3 = 2 . 7 = 14

– Составьте задачи на два вида сравнения, используя данные о продолжительности жизни зверей.

На доске.

Медведь – 50 лет.
Заяц – 10 лет.

– Какие вопросы можно задать к условию? Устно ответьте на них. Скажите, всегда ли можно сравнивать двумя способами любые пары чисел?

Выслушиваются ответы детей.

– Сорвите яблоко № 3. Прочитайте задание.

В первый столбик запишите те пары чисел, которые можно сравнить двумя способами, а во второй – которые можно сравнить только одним способом.

Учитель прикрепляет на доску карточки с числами.

На доске.

28 и 7

33 и 9

45 и 5

40 и 7

24 и 5

18 и 3

Дети записывают выражения в тетрадь, выполняют взаимопроверку.

– Какие пары чисел вы записали в первый столбик? Во второй столбик? Кто допустил ошибки? Почему во втором столбике 33 и 9, 40 и 7, 24 и 5? Чему учились при выполнении этого задания?

Д. Сравнивать любые пары чисел.

У. Какой сделаем вывод?

Д. Сравнивать, на сколько больше (меньше) – всегда можно вычитанием, а во сколько раз больше (меньше) – можно, когда большее число делится нацело на меньшее число, делением.

Х. Итог урока

У. Сорвите яблоко № 4. Прочитайте задание. Решите примеры.

На доске.

28 : 7
40 – 7
45 – 5

33 – 9
45 : 5
18 : 3

28 – 7
24 – 5
18 – 3

– Выпишите ответы в порядке возрастания. Воспользуйтесь ключом и прочитайте слово.

9

19

21

4

6

33

15

24

Л

Д

Ц

М

О

!

О

Ы

На доске.

4

6

9

15

19

21

24

33

40

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

!

 

– Какое слово получилось?

Д. Молодцы!

Звучит музыка, выходит Осень с корзинкой фруктов и овощей.

Осень. Молодцы все ребята! Принимайте от меня необычные угощения!

Осень раздает «яблоки» с домашним заданием.