Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
 

Новое пособие по математике

Недавно вышла в свет новая программа по математике и новый комплект учебников «Математика» авторского коллектива под руководством М.И. Моро.
В данный момент к ним вышли контрольные работы и поурочные разработки (Экзамен, 2005).
Контрольные работы (пока вышли только для первых трех классов) представлены В.Н. Рудницкой, а поурочные разработки (пока вышли только для первого класса) С.В. Бахтиной.

Рассмотрим подробнее содержание этих книг.

Тексты контрольных работ распределены по четвертям учебного года. Тематические работы проводятся в течение четверти, итоговые — в ее конце.

В целях обеспечения дифференциации обучения и самостоятельности детей каждая контрольная работа дана в шести вариантах трех уровней сложности. Варианты 1–2 рассчитаны на минимальный уровень требований к первоклассникам и предлагаются слабо- и среднеуспевающим учащимся; варианты 3–4 даются учащимся с хорошей математической подготовкой; варианты 5–6 рассчитаны на учащихся с отличными математическими способностями и возможностями.

В тех случаях, когда проверяются обязательные для каждого ученика знания и умения (например, знание таблицы умножения), уровень трудности заданий во всех вариантах одинаков.

В текст каждого варианта итоговых контрольных работ включены доступные для учащихся задания повышенной трудности. Они отмечены звездочками и являются дополнительными (необязательными для выполнения).

Пособие имеет печатную основу, экономящую время на выполнение работ. Продолжительность тематической контрольной работы может варьироваться от 5 до 15 минут; на итоговую работу целесообразно отводить не более 30 минут урока.

Учителю предоставляется право самостоятельного выбора как числа контрольных работ, так и их содержания и объема. Кроме того, учитель по своему усмотрению может осуществлять и выбор числа вариантов той или иной работы. Всё зависит от уровня математической подготовки детей каждого конкретного класса, скорости работы детей. Так, если в классе большинство учащихся со средними способностями, им могут быть предложены только первые два варианта (отдельным детям можно дать: 3—4 или даже 5—6 варианты); в сильном по составу классе первые два варианта можно не использовать; в классах с существенно различающимся уровнем подготовки детей между учащимися можно распределить все шесть вариантов работы.

Если по каким-либо причинам тот или иной материал, включенный в контрольную работу, к моменту ее проведения не был пройден, он исключается или заменяется другим материалом по усмотрению учителя.

После проверки работы учитель может провести разбор ее результатов со всеми учащимися на одном из последующих уроков.

Оценивание контрольных работ отметкой (в баллах) производится учителем в соответствии с существующими нормами оценок.

Поурочные разработки даны очень подробно, построены методически правильно, учтены все этапы урока; к каждому уроку даны цели.

В поурочных разработках сделана попытка максимально использовать в работе на уроке и дома учебник и тетради по математике. Так как данные пособия содержат избыточный материал, то учитель фактически освобождается от поиска дополнительных заданий и упражнений. На усмотрение педагога остаются задания (их объем и содержание), связанные с обучением детей письму цифр.

Уроки построены таким образом, что домашние задания, выполняемые в тетрадях, обязательно проверяются детьми в классе под руководством учителя, задания из учебника, которые дети делают в рабочих тетрадях, проверяет учитель в обычном режиме.

Несколько в другом ракурсе предлагается использовать самостоятельные работы: дети не только их самостоятельно выполняют, но и проверяют.

Контрольные работы (как и все поурочные разработки) даны в соответствии с планированием, представленным в «Методическом пособии к учебникам М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.В. Степановой. Отличие можно найти только в итоговом контроле (1-й класс), который предлагается провести в середине IV четверти, разбив его на пять небольших тематических блока:

1. Задачи на основной смысл сложения и вычитания (урок № 104).

2. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (урок № 106).

3. Понятие последующего и предыдущего числа (урок № 108).

4. Линии и фигуры (урок № 111).

5. Сложение с нулем и единицей, вычитание нуля и единицы, счет в пределах 10. Сравнение чисел (урок № 114).

На всех уроках присутствует интеграция с другими предметами и дифференцированный подход.