Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Анастасия МАРКИНА,
учитель начальных классов
школы № 902,
г. Москва

Знатоки сказок

Тема. «Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з».

Цель. Познакомить учеников со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает; учить отличать звуки [з], [з’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквы.

Оборудование. Учебник «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др.); телевизор; видеомагнитофон; аудиомагнитофон; видеокассеты с фрагментами сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью»; аудиокассеты с мелодиями «Сказки гуляют по свету», «Нянина сказка», «Вальс цветов», «Маленькая страна»; ребус; большая книга сказок; рисунки героев сказок и сказочных предметов; иллюстрации домиков согласных и гласных букв; костюм для Золушки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Звучит мелодия «Сказки гуляют по свету».

Учитель. Сейчас вам надо будет представить себя экспертами – знатоками сказок. Вы посмотрите три фрагмента из разных сказок. Первый ряд угадывает название первой сказки, второй – второй, третий – третьей. Знатоки, будьте внимательны!

Учащиеся смотрят фрагменты из сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью» и отвечают на вопрос учителя.

– Вы все справились с заданием и оправдали свое звание «знатоки сказок». Кто из вас догадался, куда мы сегодня совершим путешествие? Мы отправимся в Страну сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.

III. Знакомство с новыми звуками

Звучит мелодия из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Нянина сказка». Учитель открывает большую книгу сказок.

У. Вот наш путеводитель по Стране сказок – волшебная книга сказок. В нашем путешествии нас будет сопровождать экскурсовод. Отгадайте его имя.

Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь.

– Кто же это?

Дети. Золушка.

Появляется Золушка.

У. Несмотря на то что эта девушка очень хрупкая и нежная, она очень трудолюбивая. Золушка приготовила различные задания, чтобы ваше путешествие стало незабываемым. Помните, что сегодня вы – знатоки сказок, а значит, к выполнению заданий должны подойти ответственно. Слушаем первое задание Золушки.

Золушка. Произнесите мое имя и посчитайте, сколько в нем слогов.

У. Ставим руку под подбородок и произносим слово.

Д. Зо-луш-ка.

Золушка. Сколько слогов?

Д. Три слога.

Золушка. Назовите первый слог.

Д. Зо...

Далее называют второй и третий слоги.

Золушка. Произнесите еще раз мое имя, но выделяя голосом только первый звук.

Д. З-з-з-олушка.

У. Какой звук мы выделили?

Д. Звук [з].

У. Какой он?

Д. Согласный.

Золушка. Охарактеризуйте звук [з].

Д. Звук [з] – согласный, звонкий, твердый.

Золушка. Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.

Д. Возьмем квадратик синего цвета, так как этот звук согласный, твердый.

У. Вы справились с первым заданием Золушки, и она приглашает вас проследовать дальше по ее стране.

Звучит «Вальс цветов». Учитель прикрепляет на доску рисунки героев сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью».

У. Кого вы видите? Из каких сказок эти герои?

Д. Мы встретили Емелю из сказки «По щучьему веленью», Настеньку из сказки «Морозко» и Падчерицу из сказки «Двенадцать месяцев».

У. Вы очень внимательны. А теперь послушайте второе задание Золушки.

Золушка. В какое время года происходит основное действие во всех этих сказках?

Д. Зимой.

Золушка. Произнесите слово зима и посчитайте, сколько в нем слогов.

У. Ставим руку под подбородок и считаем.

Д. Зи-ма.

У. Сколько слогов?

Д. Два слога.

Золушка. Произнесите это слово еще раз, выделяя голосом первый звук.

Д. З-з-з-има.

У. Какой звук мы выделили?

Д. Звук [з’].

У. Какой он?

Д. Согласный.

Золушка. Охарактеризуйте звук [з’].

Д. Звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий.

Золушка. Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.

Д. Возьмем квадратик зеленого цвета, так как этот звук согласный, мягкий.

IV. Физкультминутка

У. Вы справились и со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы, наверное, устали?

Д. Да.

У. Тогда все дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру. Золушка будет называть слова, а вы, если услышите в них звук [з], делайте наклон вперед, если [з’] – хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо.

Золушка. Слова: стрекоза, зебра, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик.

У. Мы поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше – ведь время нашего путешествия ограничено. Путешествие продолжается.

V. Знакомство с новой буквой

Учитель прикрепляет на доску рисунок замка.

У. Как называется сооружение на данной иллюстрации?

Д. Замок.

У. Разгадав ребус, вы узнаете, возле чьего замка вы остановились.

На доске.

Д. Около замка Кота.

У. Молодцы! А теперь давайте послушаем Золушку.

Золушка. Ребята, так как вы сегодня в Стране сказок и являетесь знатоками, то вы должны вспомнить, в какой сказке Кот имел замок, как называется сказка и кто ее написал.

Д. Сказка называется «Кот в сапогах», а написал ее Шарль Перро.

Учитель на доску прикрепляет рисунок Кота в сапогах.

Золушка. Молодцы! Вы действительно настоящие знатоки сказок. Теперь послушайте следующее мое задание.
В замке Кота ровно столько окон, сколько вы изучили букв. В каждом окне спрятана буква. Назовите номер окна, в котором спрятана буква, обозначающая звуки [з’], [з]. Как называется эта буква?

Д. Окно № 4. Буква называется «зэ».

Золушка. На что она похожа?

Дети предлагают свои варианты.

– В какой квадрат на ленте букв поместим эту букву?

Д. В верхний синий квадрат, так как она согласная и звонкая.

VI. Физкультминутка

У. Ребята, вы очень хорошо сегодня работаете. Посмотрите, за замком Кота расположен большой сказочный лес, о котором Кот вам хочет что-то рассказать.

Звучит магнитофонная запись.

Кот. В моем лесу живет много животных и насекомых. Среди насекомых преобладают комары. А самое хитрое животное – лиса. Про мой лес есть стихотворение, под которое можно выполнять упражнения. Я сейчас вам его расскажу, а упражнения вы повторяйте за учителем.

Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Раз – хлопок над головой,
Два – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На мысочках убежим.

У.  Ребята, давайте скажем большое спасибо Коту за физкультминутку и пойдем дальше.

VII. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой

Звучит мелодия «Нянина сказка».

У. 

Непонятно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Ищет буковка свой дом,
Мы сейчас его найдем.

На доске два домика с окошками, в которых поселились гласные и согласные буквы. Около одного дома забор из буквы З.

– Ребята, какие буквы у нас в доме № 1?

Д. Гласные.

У. Давайте их назовем.

Д. Буквы а, о, у, е, ы, и.

Когда дети называют буквы, учитель открывает окошки, где спрятаны соответствующие буквы.

У. А где же должна жить буква, которая ходит вокруг дома № 1?

Д. В доме № 2. В доме согласных букв.

Открывается окно во втором доме, и появляется буква з.

У. Давайте назовем слоги, которые получаются при сочетании согласной буквы з с гласными.

Д. Слоги за, зу, зе, зо, зы, зи.

У. Ребята, вы помогли букве з найти свой дом. Она вам очень благодарна. А Золушка предлагает следующее задание.

Золушка. Перед вами иллюстрации и слоги. Соотнесите слог и предмет, с которого начинается название предмета, изображенного на иллюстрации.

На доске иллюстрации: зебра, зонт, зубы, забор, зима. А на карточках слоги: зу, зи, зе, зо, за. Учащиеся находят слоги и соединяют их с соответствующей иллюстрацией.

У. Вы хорошо справляетесь с заданиями Золушки. Я думаю, она не обидится, если я предложу вам свое задание.
На доске напечатаны слова, вам нужно их прочитать.

На доске.

Разные, рассказала,
сказки, интересные.

Дети читают слова с пометками.

– Хорошо, но это еще не все задание. Найдите в этих словах букву, с которой мы сегодня познакомились, и дайте характеристику звуку, который она обозначает в данном слове.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! И с моими заданиями вы справились, а теперь послушаем, что же нам хочет сообщить Золушка.

Золушка. Сегодня вы посетили Страну сказок, повстречались с ее жителями.
Откройте ваши «Азбуки» на с. 99. Рассмотрите рисунки. Герои каких сказок изображены здесь?
Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопрос, заданный в нем.

Дети выполняют задание и называют известные им сказки.

– Молодцы, ребята! Вы знаете очень много сказок, хорошо справились со всеми моими заданиями, но пришло время расставания. Меня ждет много дел, а у вас осталось еще одно задание, с которым вас познакомит учитель. Я надеюсь, что мы с вами еще не раз встретимся.
До свидания!

VIII. Итог урока

Звучит мелодия «Вальс цветов». Открывается последняя страница сказочной книги.

У. Задание, которое приготовила вам Золушка, называется «Чей предмет?». Вам будут показаны различные предметы, а вы должны сказать, какому сказочному герою они принадлежат. Будьте внимательны!

На доску прикрепляются рисунки: сапоги, клубок, азбука, зеркало, Красная Шапочка, пес Артемон.

– Под предметами разместите буквы, с которых начинается каждое слово.

Дети размещают первую букву каждого слова.

– Прочитайте, какое слово у нас получилось?

Д. Получилось слово сказка.

У. Сегодня мы с вами побывали в гостях у сказки, где узнали много нового и интересного.

Звучит мелодия «Маленькая страна». Закрывается последняя страница сказочной книги.

Отправляясь в дальний путь,
Эти сказки не забудь.
Сказка учит доброте,
Смелости и красоте.
Побыстрее вырастай,
Книжки мудрые читай.