Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Человек не может знать все и обо всем. Когда надо найти ответы на интересующие его вопросы, он пользуется художественной, научной и справочной литературой.
Важно уже в начальной школе познакомить ребенка с различными видами справочной литературы, научить его пользоваться ею. Перед вами два урока русского языка, в ходе которых педагоги используют словари и учат школьников работать с ними.

Старинных слов потертой позолотой

Урок 1

Тема. «Устаревшие слова».

Цели. Обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов; учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря; изучать особенности одежды русских людей в рамках работы по теме «Наша страна Россия».

Оборудование. Учебник «Русский язык, 2-й класс» (авт. С.В. Иванов); Толковый словарь русского языка В.И. Даля; рисунки кукол в русской народной одежде; иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; карточки со словами; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель. В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача – подобрать однокоренные слова к слову старина, выделить корень. Проверяем. Какие слова вы подобрали? Какой выделили корень?

Дети. Старина, старинный, стар, старье, старый. Корень – -стар-.

III. Введение в тему урока

У. Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси. Представьте, что мы с вами оказались в старинном русском городе. Люди, которые рядом с нами, говорят на русском языке, но мы многого не понимаем. Мы слышим слова парча, чупрун, душегрея. Вы понимаете, о чем идет речь? И мне трудно их понять. Давайте вместе разберемся, что они означают.

Сначала вспомним, как одевался простой народ на Руси. Достаньте из конвертов наших кукол. На уроках труда, окружающего мира, при изучении темы «Наша страна Россия» мы с вами уже узнали, как одевались люди в давние времена. Девочки расскажут, как была одета русская женщина, а мальчики – как был одет русский мужчина.

Ученица. Я одеваю русскую женщину. Сначала я надену на нее длинную холщовую рубаху, затем – красный сарафан. На голову – кику, на ноги – онучи и лапти.

У. Что еще добавим?

Ученица. Замужняя женщина закрывала свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами, поэтому на голову надевали платок. Девушки вплетали в косы ленты, надевали кокошники.

У. Расскажите, как одевались мужчины на Руси.

Ученик. Сначала надевали порты (штаны), длинную рубаху-косоворотку, ее подвязывали тонким поясом, ноги обертывали онучами и поверх них надевали лапти.

Учитель открывает доску, к которой прикреплены рисунки с изображениями русских женщины и мужчины. Рядом карточки с напечатанными словами – названиями одежды и обуви людей.

У. Подумайте, какую одежду мы не носим сейчас? Выпишите слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Д. Онучи, лапти, кика, косоворотка, порты.

У. Как вы думаете, как называются такие слова? Кто догадался?

Д. Устаревшие.

У. Обратите внимание на группу слов, над которыми мы работали в начале урока. Подпишите к ней слово устаревшие, выделите в нем корень.

IV. Сообщение темы и задач урока

У. Мы с вами выделили тему нашего урока – «Устаревшие слова». Наша задача – познакомиться с рядом устаревших слов, их значением.

V. Работа над новым материалом

У. Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю познакомиться с отрывком из одного произведения. В нем мы услышим много устаревших слов.

Чтение учителем отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Как же она оказалась дворянкой?

Дети работают в парах.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию с изображением дворянки. Выпишите из текста устаревшие слова, которые автор использовал для описания одежды дворянки.

Пока дети работают в парах, учитель дает учащимся на первых двух партах задание: найти в Толковом словаре В.И. Даля значение слов парча, душегрея.

– Проверяем. Какие слова вы выписали? Прочитайте.

Д. Душегрейка, парчовая кичка.

У. Значение каких слов вам понятно? Давайте сверимся с Толковым словарем В.И. Даля. Какое первое слово вы выписали?

Д. Душегрейка.

У. Как вы понимаете значение этого слова? Прочитайте его значение в словаре.

Д. Душегрея – телогрейка, короткая женская одежда.

У. Назовите следующее слово.

Д. Парчовая.

У. Как вы думаете, от какого слова оно произошло и что обозначает? Прочитайте в словаре значение слова парча.

Д. Парча – золотая или серебряная ткань; шелковая ткань, протканная золотом или серебром.

У. Что означают слова маковка, кичка, огрузили, перстни? Найдите значение слова чупрун у себя в толковых словариках.

Д. Чупрун – чуб, хохол.

У. Мы познакомились с устаревшими словами, которые помогли нам представить внешний вид русской дворянки, богатой женщины.

VI. Домашнее задание

У. С одеждой боярина вы познакомитесь самостоятельно дома. Текст упражнения № 2 и иллюстрация помогут вам составить описание одежды боярина. По возможности используйте дополнительную литературу.

VII. Физкультминутка

Мальчики.

Мы работали, устали,
Только в праздник отдыхали –
Рубахи красны надевали,
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите,
На нас, нарядных, поглядите!

Девочки.

А мы тоже наряжались,
В хороводы собирались –
Губки красили морковкой,
Угольком чертили бровки,
Щеки пудрили мукою
И румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали –
Сарафаны надевали,
Ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали
И скорей к парням бежали.

Все вместе.

Ай, люли, люли, люли,
Хороводы завели (2 раза),
А потом пустились в пляс –
Не удерживайте нас!

Для проведения физкультминутки можно использовать песню группы «Цветы» «Богатырская сила».

VIII. Работа над новым материалом (продолжение)

У. Давайте понаблюдаем, какую одежду и вооружение носили русские воины. В этом нам поможет репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Ребята, кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковых словарях.

Д. Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

У. Как еще на Руси называли воинов?

Дети отвечают.

У. Петушок кричит опять,
Кличет царь другую рать.

Как вы понимаете значение слова рать? Найдите значение слова в Толковом словаре.

Д. Войско.

У. Как назывался человек, который служил в этом войске?

Д. Ратник.

У. Послушайте отрывок из еще одного произведения Пушкина. Найдите в нем синоним к слову ратник.

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

Д. Витязь.

У. На Руси воинов называли богатырями, витязями, ратниками. Употребляем ли мы эти слова в речи? Как они называются?

Д. Устаревшие.

У. Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев.

Д. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

У. Какими их изобразил художник? Что их объединяет?

Д. Богатыри зорко стоят на страже Русской земли. У них одна цель, одно желание – защищать свою родную землю от врага.

У. Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. Следующее задание вы будете выполнять по группам.

Класс делится на три группы, каждая получает карточку с напечатанными словами: лапти, шлем, кольчуга, меч, кика, щит, сарафан, копье, колчан, лук, стрелы, палица.

– Ваша задача – описать одежду и вооружение богатырей. Первая группа описывает одежду и вооружение Добрыни Никитича; вторая – Ильи Муромца; третья – Алеши Поповича. Из предложенных слов выберите те, которые можно использовать для описания вашего героя.

Пока группы готовят описания, три пары учащихся ищут в Толковом словаре В.И. Даля, значения слов палица, кольчуга, шлем.

– Прикрепите карточки со словами рядом со своим героем.

Представители групп выходят к доске и прикрепляют карточки рядом с рисунком их героя.

На доске.

Добрыня Никитич
шлем, кольчуга, меч, щит

Илья Муромец
шлем, кольчуга, палица,
копье, колчан

Алеша Попович
шлем, кольчуга, стрелы, лук,
колчан

– Вам понятно значение всех этих слов? Что же такое шлем?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, вы работали с Толковыми словарями. Давайте узнаем, как это слово толкует словарь В.И. Даля.

Д. Шелом – военный доспех, кроющий голову, ныне – каска.

У. Что такое кольчуга? Давайте послушаем объяснение этого слова из Толкового словаря.

Д. Кольчуга – броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец.

У. Что такое палица? Какое толкование этого слова записало в словаре В.И. Даля?

Д. Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным набалдашником.

У. Что такое щит? Прочитайте словарную статью.

Д. Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля.

У. Кто из вас знает, где хранились стрелы у воина?

Д. В колчане.

У. Что такое колчан? Найдите значение этого слова у себя в Толковых словарях.

Д. Колчан – сумка, футляр для стрел.

Каждая группа, используя слова-опоры, устно описывает одежду и вооружение своего героя.

У. Каждая группа запишет в тетради слова, характерные для описания одежды и вооружения своего героя.

Дети выполняют задание.

IХ. Итог урока

У. Сегодня на уроке мы познакомились с устаревшими словами. Что это за слова?

Д. Это слова, которые перестали употребляться в современном языке.

У. Русская речь – загадка. Когда мы разгадываем ее загадки, мы становимся грамотными.
Кому было интересно путешествовать в мир русских слов?

Выслушиваются высказывания детей.

– Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы! На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами.

Татьяна ГОЛЫШЕВА,
учитель средней школы № 3,
г. Кострома

Урок 2

Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова. Этимология слов».

Цели. Повторить правописание безударных гласных в корне слова и в приставках; пополнить словарный запас учащихся; познакомить с этимологией некоторых слов; учить работать со словарем.

Оборудование. Орфографические, этимологические и толковые словари; рисунки с изображениями предметов для исследовательской работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Прочитайте фразу, записанную на доске.

На доске.

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов.

В.П. Шереметьевский

– Что такое орфография слова?

Дети. Это правила, по которым мы записываем слова.

У. Что такое биография?

Д. Это история жизни.

У. Правописание слова связано с его происхождением. О происхождении некоторых слов мы будем говорить на уроке.

III. Стихотворение С. Острового «Первородство»

У. Послушайте стихотворение.

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова – цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

– К чему призывает автор?

Д. Узнавать происхождение слов, вдумываться в них.

У. Запишем «расшифровку» слов.

Обереги меня – берегами меня окружи*.

– Беречь и берег – это исторические родственники. Берега охраняют воды реки. Каким словом можно проверить безударную гласную в слове обереги?

Д. Берег.

Защити меня – укрой меня за щитом*.

У. Щит – исторический корень. Объясните правописание гласной а в слове защити.

Д. За – это приставка. Нет приставки зо.

Извини меня – исключи меня из вины*.

У. Вина и извини – это родственные слова. Подберите проверочное слово для гласной и в корне.

Д. Невинный.

У. Поможет ли знание происхождения слова в выборе варианта фразы:

«Прошу извинить меня. Я извиняюсь»?

Дети рассуждают. Учитель делает вывод:

– Возвратный суффикс -сь говорит о том, что человек сам себя прощает. Значит, вторая фраза сформулирована неверно. Какие еще фразы можно сформулировать со словом извини?

Д. «Извини меня».

– «Извините, пожалуйста».

У. Запишите эти фразы. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Знания о происхождении слов помогают правильно писать и говорить.

IV. Работа со словарями

У. Где можно узнать о происхождении слова?

Дети отвечают.

– Какой словарь нам понадобится?

Дети выбирают из предложенных словарей, объясняя назначение каждого словаря.

Д. В орфографическом словаре мы узнаем о правописании слов.

– В толковом словаре мы узнаем лексическое значение слов.

У. Что такое этимологический словарь?

Д. Мы не знаем.

У. Если мы не понимаем значение слова, то какой словарь нам поможет?

Д. Толковый.

У. Откройте словарь Ожегова и найдите объяснение слова этимология.

Д. Этимология – отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова.

V. Работа в группах с целью проведения исследования

У. Ученые, которые занимаются этимологией, называются этимологами. Они проводят различные исследования, чтобы узнать историю слов. Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в качестве ученых-этимологов и провести исследование.
Назовите исторический корень слов.

Дети получают рисунки: 1-я группа – малина, малыш; 2-я группа – очки, окно, очи; 3-я группа – наперсток, перстень, перчатка.
После самостоятельной работы проводится проверка исследования. Дети на доске записывают исследуемые слова и объясняют правописание безударных гласных.

Д. Малина, малыш – исторический корень -мал-. Он связан со словом маленький. Малыш – это маленький ребенок, а малина состоит из маленьких частиц.

– Очки, окно, очи – исторический корень -оч- или -ок-. Он связан со словом око (устаревшее глаз).

Очки – это прибор для глаз; окна в старину называли глазами дома. Очи – форма множественного числа слова око.

– Наперсток, перстень, перчатки – исторический корень -перч-, -перст-. Он связан со словом перст (устаревшее палец). Наперсток надевают на палец, перстень – украшение для пальца, перчатки греют пальцы.

VI. Закрепление изученного материала

У. Прочитайте высказывание Паустовского о русском языке. Спишите, вставив в слова пропущенные буквы. Если не можете проверить или объяснить написание пропущенных букв, можете воспользоваться словарем.

На доске.

Многие русские сл...ва сами по себе излучают п...эзию, подобно тому как драгоценные камни излучают т...инственный блеск.
Русский язык открывается до к...нца в своих поистине в...лшебных свойствах и б...гатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой н...род и чувствует сокровенную прел...сть нашей з...мли.

К.Г. Паустовский

VII. Итог урока

У. Как называется наука о происхождении слов?

Д. Этимология.

У. Кто такой этимолог?

Д. Ученый, который узнает происхождение слов.

У. Какие словари вам известны? Как и в каких случаях ими надо пользоваться?

Дети отвечают.

Надежда СУРКОВА,
ЦО № 109, г. Москва


* Выделенные выражения дети записывают в тетрадях.