Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ЛАЗАРЕВА Валерия Алексеевна

Уроки литературного чтения в современной начальной школе

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Цели и задачи современной школы, роль «литературного чтения»
в нравственном воспитании учащихся

18

Лекция 2. Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

19

Лекция 3. Деление художественной литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Принципы и технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике

21

Лекция 5. Анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний

22

Лекция 6. Особенности работы над драмой, чтение по ролям и инсценирование как путь глубокого читательского вхождения в образ.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 30 декабря 2005 г.)

23

Лекция 7. Мировой литературный процесс и великие литературные открытия

24

Лекция 8. Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 фераля 2006 г.)

Лекция 8.

Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации

Правда найдена давным-давно
И связала союзом благородные души;
Крепко держись ее, этой старой правды!

Гёте

Честность, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство...
Посвяти ему свой краткий век...

Б.Окуджава

Для завершения нашего долгого разговора о начальном литературном образовании мы оставили тему нравственного воспитания детей.

Не буду долго рассуждать или доказывать тот факт, что дети, приходящие сегодня в мир, попадают не в воспитывающую, а в развращающую среду, не в развивающую, а в отупляющую, не в облагораживающую юную душу, а в калечащую душу ребенка социальную ситуацию. Особенно большой и страшный вклад в этот процесс вносят СМИ и ТВ, в которых растиражированы картинки агрессии, насилия, убийств, утверждается возможность не жалеть слабых и не помогать им, а презирать их и выбрасывать сначала из игры, а затем и из жизни. А ведь телевидение сегодня во многом формирует картину мира современного ребенка. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, говорят, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей.

Особенность современной социальной ситуации состоит в том, что, разрушив социалистическое общество с его идеологией и системой «вбивания» принципов коммунистической морали в головы и сердца молодого поколения, современное общество сегодня не создало новой, более достойной и сообразной с человеческой сущностью идеологии. Мы живем сегодня вообще без всяких ценностей и моральных «табу» в обществе, в котором всё дозволено: обмануть, предать, даже убить – во имя личного успеха и обогащения. И дети наши с младых ногтей впитывают эти «принципы» жизни, поскольку родились в такие времена, когда сострадание, благородство, великодушие, деликатность – забытые взрослыми, а потому неизвестные детям понятия. Более того, наши дети знают о существовании нравственных норм, но считают, что они действовали давно. Изучая в 7-м классе «Песнь о купце Калашникове», оценивая поступок мужа Алены Дмитриевны, который вступился за ее честь и вызвал на бой ее обидчика, семиклассник пишет, как свидетельствует его учительница – прекрасная современная поэтесса И.А. Кабыш: «В те времена считалось, что нельзя любить чужую жену...»

Но, видимо, чаша терпения общества переполняется, и педагогическая, да и не только, общественность начинает осознавать ту пропасть, в которую мы катимся, захватывая наших детей. Поэтому, наверное, проблема воспитания не просто становится популярной, а воспринимается обществом как самая важная насущная проблема сегодняшней жизни. И поэтому возвращается интерес к традиционным для педагогики идеям самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самовоспитания личности и таким формам воспитательной работы со школьниками, как создание детских творческих коллективов (знаменитые КТД И.П. Иванова), походы, школьный театр.

Работая в школе много лет, общаясь с учителями на курсах и в повседневной школьной практике, я могу с уверенностью сказать, что в последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитания через искусство, через литературу. Возрастает понимание родителями и общественностью роли чтения детьми художественной литературы, главная цель которой, как сказал наш главный Поэт, – «чувства добрые лирой пробуждать». Но решение этих проблем усложняется сегодня тем, что, как явствует из социологических исследований, на чтение художественной литературы дети тратят меньше всего своего свободного времени и, как свидетельствуют учителя литературы, очень многие молодые люди от 7 до 17 лет не читают вообще ничего, кроме того, что задают в школе. А значит, именно на школу и на уроки литературы в школе все наши надежды. Поэтому мы и будем говорить сейчас о путях и способах вхождения учеников в пространство культуры, организации глубокого личностного восприятия учащимися художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, освоения и присвоения детьми нравственных ценностей, заключенных в культуре, не только на уроке, но и вне его.

Искусство, культура по сути дела – это хранилище, в котором человечество хранит свои духовные ценности для передачи их следующим поколениям. И самое опасное для человечества, для сохранения его как биологического вида, единственного в природе наделенного сознанием, – когда «рвется связь времен», настают времена великих смут, когда нарушаются общечеловеческие законы. Кто должен противостоять этим разрушительным тенденциям сегодня? Конечно, семья и школа, учителя, – ведь именно для этого существует школа как социальный институт. Мы – представители культуры перед детьми, школа – оплот культуры и нравственности.

Почему искусство и литература как вид искусства могут послужить мощнейшим способом воспитания вообще и нравственного воспитания в частности?

Прежде всего разберемся в том, что мы имеем в виду, говоря о нравственном воспитании. Психологи, занимающиеся этой проблемой, говорят, что нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в личные. Это процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия человека формируются с самого раннего детства, и прежде всего, конечно, – в семье, а затем – в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того, чему его учили в семье, и тогда меняет под влиянием воспитания свои прежние взгляды.

Как происходит формирование нравственных убеждений? Это явствует прежде всего из определения этого явления. Психологи говорят, что убеждения – это осмысленные и эмоционально принятые человеком идеи и взгляды, ставшие руководством к действию. Здесь по сути дела названы основные психические процессы, участвующие в формировании убеждений: осмысление (мысль), эмоциональное принятие (чувство) и действие (поступок). Кроме того, в определении обозначено само начало этого процесса – сообщение кем-то (чаще всего взрослым) нравственных норм и правил, выработанных человечеством. А механизм формирования убеждений – оценка, в которой соотносятся личные представления человека и идеи и взгляды других людей, в том числе и общечеловеческие.

Самым важным компонентом этого процесса является чувство, эмоция. Именно эмоция, как говорят психологи, является пусковым моментом, «запускающим» работу воображения у художника. Ведь именно то, что поразило воображение, старается запечатлеть художник в образе. И читатель воспринимает именно поразивший его художественный образ, поэтому мы и не восторгаемся привычными, стершимися от частого употреблениями метафорами, такими, как, например, «телефонная сеть». Поразившее нас необычное сравнение или эпитет вызывает удивление, восхищение, и эти читательские эмоции «запускают» работу воссоздающего воображения – и образ представляется таким, каким его нарисовал автор. «Мне только одного хочется, когда я пишу, – говорил Л.Н. Толстой: – чтобы другой человек... порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу». В искусстве главное – не информация, не знания, которые, конечно, содержатся в художественном произведении, а рождающиеся от восприятия искусства эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и, наоборот, не делать того, что не нравится. (Как точно: один ученик 6-го класса вывел смысл слова «нравственность» из его корня: «Это то, что нравится всем»). В чувстве есть воля к поступку, как утверждают психологи: «Искусство не информирует – оно движет людей, подвигает людей к правильной, человеческой жизни» (Д.С. Лихачев). Не отсюда ли слово «подвиг», на который испокон веку подвигали человека «и песня, и стих», которые, как сказал В.В. Маяковский, «приводят в движение тысячи лет миллионов сердца»?

Но так же, как и чувство, эмоциональное принятие нравственных ценностей (это ведь она для кого-то, пусть даже для человечества, – ценность, то есть не просто знание нравственной нормы, а знание с моим отношением к нему!), важно воплощение знания нравственной нормы в поступке. Поступок всегда выше знания и эмоции, даже словесный, «вербальный поступок», как говорят психологи, называя так слово, сказанное в споре, на диспуте. И неважно, какого возраста человек, совершающий поступок, – ведь Тёма, который пошел спасать Жучку из колодца, был маленьким мальчиком, таким же, как герой стихотворения И.П. Токмаковой, которое мы поместили в учебнике для 1-го класса:

«Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал.
Хоть он говорил тихо.
Теперь лосенка губастого
Кто же в лесу накормит?
Я ненавижу Тарасова!
Пусть он домой уходит».

Искусство является мощным средством воспитания еще и потому, что «дает возможность изживать в себе величайшие страсти, которые не нашли исхода в нормальной жизни, разряжать не пошедшую в дело энергию, чтобы уравновесить наш баланс с миром» (Л.С. Выготский). Кажется, что эта мысль не имеет отношения к воспитанию детей. Но на самом деле великий психолог говорит о том, что глубокое читательское вхождение в пространство художественного текста, в образ литературного героя, в обстоятельства его жизни, в его проблемы вызывает у любого читателя, маленького или большого, желание «примерить на себя» его судьбу, его обстоятельства, тем более если они схожие.

В книгах изображаются настоящие герои, люди, способные на поступок, цели которых всегда благородны, которые спасают, помогают, защищают, стоят за правое дело, – такие, как былинные богатыри и мальчики из рассказов Железникова и Крапивина, Тема, спасающий Жучку, и дедушка Тарас, герой рассказа «Приемыш», а потом, когда ученик-читатель вырастет, этот славный ряд продолжат Гамлет и Дон Кихот, Чацкий и Левинсон и другие герои литературы, которые «...составляют ценный воспитательный материал...» (А.П. Чехов). Дети, читая книги об этих героях, сопереживая им, желая им подражать, воспринимают вечные нравственные ценности «старой правды». И поэтому самый простой, «детский», путь восприятия нравственных ценностей детьми – чтение книг. Действительно, «чтение – вот лучшее учение».

Но просто так, без усилий с нашей стороны, со стороны взрослых людей – родителей, воспитателей, учителей – нравственный потенциал художественного произведения не перейдет в душу ученика-читателя. Воспримут или не воспримут сегодняшние дети, подростки, юноши и девушки «старую правду»? Что делать, чтобы восприняли? Как воспитать сегодня в наших детях родовые человеческие черты – доброту, сострадание, великодушие, честность, трудолюбие, совестливость? Как это делать на уроках, а как – во внеклассной работе с учащимися? И как это делать результативно, чтобы в начальной школе формировались нравственные представления и понятия, а в старших классах закладывалась система нравственных убеждений учащихся?

Прежде всего, решая эти проблемы, надо исходить из потребностей детей и их возрастных особенностей. Как говорит психолог Л.И. Божович, очень серьезно занимающаяся изучением особенностей восприятия художественных произведений, в частности учениками-читателями: «В отличие от подростка, который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, в отличие от старшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся младших классов стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места».

Процесс нравственного воспитания на уроках и вне урока проходит по одним и тем же основаниям и в одной и той же логике. Главные составляющие этого процесса, определяющие его результативность, – это включение разума, чувств и воли для поступка, воображения и интуиции в процесс самостоятельного «добывания» нравственных ценностей из глубин художественных текстов. Добываются эти ценности на уроке литературы в процессе самостоятельного анализа детьми художественных произведений. «Приготовьтесь к труду, читатель. Анализ будет как раскопки: добыть надо в поддоне каждого стихотворения, в его “культурном слое” те смыслы, символы и архетипы, которые не очевидны на поверхности, или даже так: совсем не очевидны – для наивно-детского зрения. Лопата же в наших руках – образ или, точнее, мыслеобраз. Художественным мышлением производится эта работа». (Г. Гачев. «Поющие образы мира». М., 1988.)

Обучение этому непростому труду должно идти в системе литературного образования учащихся, начиная с 1-го класса и до 11-го. (См. «Программу “Литература”» под ред. А.И. Княжицкого, М., 2000 г. и «Программу “Литературное чтение”» В.А. Лазаревой, М., 2005 г.). Начинается эта работа в учебнике 1-го класса буквально со второго урока, когда научившихся складывать слоги в слова детей мы учим читать художественный текст, показывая им, что это особые тексты и читать их – большой, но увлекательный труд, и когда они научатся это делать, «будет награда великая»: они узнают, увидят и поймут очень важные вещи про людей, мир, жизнь и про себя.

Уже читая «Лису Патрикеевну» К.Д. Ушинского, мы показываем детям при анализе этого произведения, что писатель словами может нарисовать картину, которую можно представить себе. Поэтому такие тексты и называются художественными. А дальше в зависимости от возраста ученика-читателя в соответствии с законами анализа произведений разных родов и жанров и системой литературного образования учащихся на все более усложняющихся текстах идет работа по формированию навыков анализа, литературному и нравственному развитию учащихся, поскольку подавляющее большинство литературных задач, которые дети будут решать на уроках, с нравственным содержанием. (Обо всем этом мы писали подробно в предыдущих лекциях.)

Вся эта работа ведется в системе все четыре года обучения в начальной школе, является начальным литературным образованием, пропедевтическим курсом литературы и подготавливает учащихся к углубленному изучению литературы в средних классах (учебники «Литература» для 5-го, 6-го, 7-го классов А.И. Княжицкого) и систематическому курсу истории русской литературы в старших классах. Целостность курса, его системность проявляется в общей идеологии, единых для всего курса основаниях, по которым отбираются тексты учебников и идет их анализ, соответствующих целям литературного образования и нравственного развития учащихся. Построенная вертикаль преподавания литературы с 1-го по 11-й классы позволяет реализовать принципы преемственности и перспективности не только литературного образования, но и нравственного развития детей. Так, постепенно углубляясь, формируются нравственные представления детей 1–4-х классов при изучении литературы (см. таблицу).

Мы везде, боясь профанации (особенно это страшно в области нравственности), стараемся прежде всего ориентироваться на возраст ребят и разговаривать с ними на уровне их детских нравственных представлений, а затем постепенно расширяем и углубляем их. Покажем это на примере понятия «героизм».

Сначала мы с первоклассниками, которые читают русскую народную сказку «Лиса и Заяц», думаем над тем, почему именно Петуху удалось прогнать лису – ведь этого не смогли сделать звери гораздо сильнее и крупнее Петуха. И приходим к выводу, что Петух оказался самым решительным и настойчивым: Лиса трижды его прогоняла, а он возвращался и в конце концов добился своего. Это еще, конечно, не героизм, но личностная предпосылка к формированию геройского поведения в будущем. А вот в стихотворении «Я ненавижу Тарасова...» уже по сути дела герой стихотворения совершает поступок – нелицеприятно оценивает поступок взрослого человека и говорит об этом открыто и прямо.

Далее углубляются представления детей об этом человеческом качестве через сопереживание детей герою рассказа Толстого «Прыжок». Учительница попросила детей, слушающих рассказ, встать, «схватиться» руками за воображаемую мачту и посмотреть вниз: до палубы, оказывается, расстояние с восьмиэтажный дом! Так дети вошли в переживания героя и представили себе, как ему было страшно и трудно этот страх преодолеть. Так дети поняли, что храбрость – это преодоление трусости. Далее, закрепляя уже осмысленное, например, размышляя над рассказами В.К. Железникова «Рыцарь» или С.Г. Георгиева «Дедушка», мы вводим основную доминантную позицию в осмысление этого нравственного понятия: героизм – это когда человек забывает о себе, а думает о другом, других или еще более высоком – о Родине, это бескорыстное побуждение. Как сказал поэт: «Не до ордена – была бы Родина с ежедневными Бородино».

Так мы поступаем со всеми нравственными понятиями.

Таблица

Формирование нравственных понятий

Нравственные представления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Героизм, отвага, верность

Решительность, настойчивость (русская народная сказка «Лиса и Заяц»; И.П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»)

Смелость как преодоление страха
(Л.Я. Толстой «Прыжок»); верность в дружбе (В.Ю. Драгунский «Друг детства»; Я.Л. Аким «Друг»; Л.Н. Толстой – «Лев и собачка»)

Способность на поступок (В.К. Железников «Рыцарь»); С.Г. Георгиев «Дедушка»; основа героизма – любовь к Родине, родному народу (русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; былины)

Отвага, благородство, честь (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; Ю.П. Левитанский «Мальчики»; Я.М. Языков «Пловец»); героизм обыденности (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»; В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»)

Долг, ответственность

Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого (И.П. Токмакова «Это ничья кошка...»; Д. Биссет «Орел и овечка»; Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»; В.А. Осеева «Сыновья»)

Ответственность за дело (М.М. Зощенко «Пора вставать!»); ответственность за другого (русская народная сказка «Гуси-лебеди»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить...»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; А.П. Платонов «Еще мама»; Л.Н. Толстой «Прыжок»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»)

Ответственность за свою судьбу (К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка»; Э.ЯУспенский «Неудачник»)

Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; В.Д. Берестов «Мужчина»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; Я.И. Дубов «Беглец»; Г.И. Полонский «Никто не поверит»)

Сплоченность, коллективизм

Забота и помощь в семье (Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»; В.А. Осеева «Хорошее»)

Дружба, дружеские отношения (С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В.А. Осеева «До первого дождя»); преодоление личного эгоизма в дружбе и любви (Я.М. Артюхова «Большая береза»; В.К. Железников «Солдат на посту»)

Общинность русского мира и сознания (П.П. Бажов «Серебряное Копытце»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; Я.М. Рубцов «Хлеб»)

Народ и человечество как единый коллектив, сплоченность людей, стремление к справедливости (М.Ю. Лермонтов «Бородино»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; А.И. Куприн «Бедный принц»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.П. Левитанский «Мальчики»)

Совесть, совестливость

Бессовестность (русская народная сказка «Лиса и козел»); формирование совестливости через внешнее моральное требование (Л.Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек»)

Стыд за плохой поступок, формирование самооценки (И.М. Артюхова «Большая береза; А.И. Приставкин «Портрет отца»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»)

Формирование самооценки, самоконтроля (Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков»)

Нравственная норма как мотив поведения (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»)

Системность подхода проявляется, в частности, в том, что творчество великих русских писателей и поэтов, без которых невозможно обучение и воспитание русского ребенка, изучается по нашей программе на протяжении всех одиннадцати лет. Например, в 1-м классе изучается рассказ Л.Н. Толстого «Косточка», во 2-м – «Прыжок», в 4-м – «Кавказский пленник», в 6–7-м классах – «Детство» и «Отрочество», в 8-м – «После бала» и уже в 10-м классе – роман «Война и мир». Мы вводим детей постепенно и последовательно в мир поэзии А.С. Пушкина – сначала на его простых и чудных «пейзажных этюдах», на стихотворении о няне, сказках, а затем уже переходим к гениальному роману «Евгений Онегин». Так мы постепенно, в соответствии с уровнем текста, учитывая этапы взросления ребенка и приобретения им социального и нравственного опыта, вводим учеников-читателей в авторский мир, систему мировоззренческих идей и взглядов великих и гениальных русских людей. Ведь Л.Н. Толстой и в «Косточке» – Толстой, а в рассказе для детей «Кавказский пленник» уже есть его любимая главная «народная» мысль, которая будет главной в романе «Война и мир».

Но чтобы нравственные правила человечества и нормы жизни людей ученики-читатели восприняли, надо обратиться через произведение к внутреннему миру ребят, к их небольшому, но уже существующему нравственному опыту, к их нерешенным проблемам – другими словами, актуализировать нравственное содержание художественных произведений для детей. Тогда анализ текста художественного произведения станет ответом на вопросы ребенка, а не так, как об этом сказал когда-то С.Я. Маршак: «Ребенок приходит в школу со своими вопросами. Школа отвечает на вопросы ребенка, но не на те, с которыми он пришел».

Мы, учителя и даже родители, думаем, что мы знаем проблемы детей, но ведь у них есть такие, в которых они нам, особенно учителям в школе, не признаются, например о сложных взаимоотношениях с дворовыми лидерами. Выбросив из программы по литературе произведения А. Гайдара, в которых он учил мальчишек бороться с хулиганами (вспомните Квакина из «Тимура и его команды»), не пропагандируя творчество замечательного современного детского писателя В.П. Крапивина, мы лишили парней мужской поддержки, настоящей мужской помощи, пусть книжной, но в ситуации огромного количества неполных семей сегодня особенно необходимой. Ведь они все равно ищут героев для подражания, образцы настоящего мужского поведения, мужской дружбы и находят их... в героях «Бригады».

Непременным условием успешности и результативности воспитательного процесса является не только осмысление и эмоциональное принятие нравственной нормы, но и воплощение понятого и принятого в поступке, вернее, в серии поступков. Еще великий Л.Н. Толстой, который был мудрым педагогом, говорил: «Если вы хотите воспитать добрых людей, пусть они и делают добрые дела, а вы их за это хвалите». Поэтому завершающим моментом, определяющим результативность нравственного воспитания учащихся, является нравственная деятельность детей, то есть деятельность, имеющая нравственное содержание, направленная на помощь другому человеку, заботу о слабых, о природе, животных, рождающая ответственность за дело, «которому ты служишь», за свою малую Родину, умение трудиться вместе с другими, уважая их право быть другими, совершенствование себя по нравственным законам.

«Всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие», – говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Поэтому для действенного и действительного воспитания мало урока, невозможно только сидеть за партами – необходимо выходить за рамки урока, за пределы класса.

Но главное – не сама, пусть даже активная деятельность ученика, а ее содержание, его эстетический и нравственный уровень – именно благодаря ему и осуществляется воспитание.

Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть еще и ценностно ориентированной.

К сожалению, сегодня в школах пышным цветом расцветает не воспитательная, а развлекательная работа, копирующая худшие образцы развлекательных телевизионных программ и «героев» шоу-бизнеса, вплоть до Верки Сердючки. Что мы получим в результате – очевидно.

Рассмотрим теперь формы организации ценностно ориентированной нравственной деятельности учащихся, которые может применять в своей работе учитель начальной школы, да и не только он, поскольку игра, клубная организация досуговой деятельности учащихся, всевозможные театрализации, проекты – все это общепринятые, подзабытые, но очень востребованные сегодня формы именно воспитательной работы – конечно, если они организованы учителями на принципах, перечисленных выше, и прежде всего как совместно-разделенная, ценностно ориентированная творческая деятельность учащихся.

Об игре мы уже писали в первой лекции, когда говорили о модели урока литературы и о дидактических играх на уроке литературы и даже за его пределами, например о постановке спектаклей по литературному материалу. Вот несколько новых идей для дидактических игр, которые на самом деле решают серьезные учебные задачи.

Итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями (из опыта работы Т.Б. Егоровой).

Разминка

1. «Сказочная география». Команды отвечают на вопросы:

  • Где стоит избушка на курьих ножках?

  • На какой речке сражался Иван – крестьянский сын со змеями-чудищами?

  • Какие реки текут по сказочной стране? Какие у них берега? И т.д.

2. Чей это транспорт? (Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.).

3. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома (не менее 5 вопросов команде противника по главным приметам народной сказки).

4. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.

5. «Бюро находок». Разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).

6. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурачка. Все, что надевается, надо назвать. (Задание дается на время.)

7. Игра «Узнайте героя сказки и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете и пр.

В нашем учебнике есть игра «В свете есть такое чудо». Мы предложили в качестве чуда использовать женский русский платок. Дети рассказывали о его истории, знаковом смысле платка, читали стихи, пели песни, инсценировали, демонстрировали взятые у бабушек из дому платки с вышивкой, украшениями из бус, меха и др. Оказывается, не только у русских, но и у горцев женский платок был не только украшением: платок горянки мог остановить войну. Учителя по аналогии придумывают и другие «чудеса» – например, русская печка оказывается не менее чудесным изобретением нашего народа и может быть представлена и в технических чертежах, и в стихах, и в сказках, и как действующее лицо народной сказки. Эти игровые занятия проводятся в 3-м классе после изучения русских мифов.

Дети очень любят инсценировать, поэтому в школе должен быть театр. Это традиция русской школы и русской культуры. Вспомним обрядовые песни, колядки, хороводы, которые играли в деревнях. В начальной школе учителя много и охотно инсценируют, очень часто делая сценарии для представлений сами. Что можно поставить с детьми, начиная с 1-го класса? Познакомимся с произведениями, которые ставила учительница И.К. Подгорнова. В 1-м классе – это сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и «Мойдодыр» К.И. Чуковского. Во 2-м классе были инсценированы «чудеса» из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. В 3-м и 4-м классах – отрывки из сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака («Встреча Падчерицы с Месяцами» и «Урок Королевы»), а также рассказы В.Ю. Драгунского «Мишкина задача» и «Ровно 25 кило».

«Разноцветную палитру внеклассной работы», созданную учителями России, представляет Н.Е. Щуркова в своей методической книге о воспитательной работе «За гранью урока»: например, праздник «Бабушкина каша» с участием бабушек, социодрама «В субботу вечером», игры «Сам себе дизайнер», «Сам себе модельер» и другие.

Оказывается, и в начальной школе возможны настоящие творческие проекты и все их виды, разумеется, на уровне возрастных возможностей детей.

Проект «Мой дом – это целый мир», в котором дети сами создавали макет русской избы и «одевали» ее, разработала Н.Н. Назаренко. Это было настоящее исследование, в котором дети не только входили в историю и культуру своего народа через язык (выясняли значения таких слов, как окно, наличники, погреб, печка), но и приобретали навыки рассуждения, решения проблемы, коллективной работы и научно-исследовательской деятельности.

Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты такие, как создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов декораций к спектаклям, сборников пословиц и поговорок на определенную тему, крылатых выражений, которые пришли к нам из мифов. Есть школы, в которых проходят грандиозные долгосрочные проекты, в работу над которыми вовлекаются ученики школы, учителя и родители.

Таким является проект «День рождения Дома» в удивительной школе № 5 г. Йошкар-Ола, которая носит соответствующее название «Обыкновенное чудо». Проект проводится в октябре. Вот как рассказывают о нем ребята: «Мы вместе с родителями собираемся в классе, и каждая семья рассказывает о себе: о своей родословной, о книгах, которые мамы и папы читали в нашем возрасте, о вещах, которые хранятся в семье как реликвии, о людях, которые прославили свой род. А потом мы показываем инсценировку на нашем общем празднике в актовом зале школы».

Уверена, что у каждого учителя начальной школы есть множество творческих дел, организуя которые, он учит своих ребят делать общее интересное всем дело, быть ответственными, строить свои отношения с товарищами по человеческим законам доброты, заботы, взаимопомощи. Творческий характер этих общих дел развивает способности, заложенные природой в каждого ребенка, делает его и в будущем не только потребителем культурных ценностей, но и создателем их, закладывает фундамент самовоспитания на великих нравственных человеческих правилах и ценностях.

От автора. Большое спасибо за то, что заинтересовались моими идеями и материалами.
Если вы попробовали какие-то приемы работы над текстом или формы организации самостоятельной работы учащихся, о которых мы рассказывали, напишите нам свое мнение о них, пришлите, пожалуйста, работы детей, рисунки. Если это возможно, пришлите ваши наработки в области методики или анализа произведений. Удачи вам, оптимизма и терпения!

С уважением В.А. Лазарева.

Вопросы для самопроверки

1. Какие нездоровые тенденции современного общества вы видите?

2. Какие существуют способы нравственного оздоровления общества?

3. Какова роль искусства в воспитании? Каким образом оно воспитывает? Когда, при каких условиях?

4. Почему литература является средством нравственного воспитания?

5. Какие нравственные качества присущи русскому человеку?

Рекомендуемая литература

1. Григорьева А.А. Искусство и нравственность. М., 1986.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Вопросы воспитания. М., 1999.

3. Первин И.Б. Воспитательные возможности коллективной деятельности школьников. (Деятельность, общение, игра). М., 1983.

4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Изд-во Московского университета, 1981.

5. Щуркова Н.Е. За гранью урока. М., 2004.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Итоговая работа

Разработайте и проведите урок по литературному чтению, используя авторскую методику В.А. Лазаревой. Вы можете использовать учебник, по которому уже работаете, или учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение». Подтвердите проведение урока у администрации вашего учебного учреждения. Пришлите конспект урока, заверенный подписью директора/завуча. Не забудьте поставить печать.