Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Аркадий КАЗАКОВ,
Наталия НЕЧАЕВА,
научный руководитель
ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Образовательные возможности
интегрированного курса

Педагоги России – ученые и практики – ищут пути создания оптимальных условий, построения личностно ориентированного развивающего обучения. Уже много лет эту задачу решают ученые и учителя из числа последователей Л.В. Занкова.

Ведущее понятие методологии созданного ими типа обучения – целостность психолого-педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними. Имеются в виду цель обучения и средства ее достижения – дидактические принципы, методическая система, средства, формы обучения и организация изучения результативности всей выстроенной системы обучения.

Целостность системы является условием целостности всех учебных программ (интеграция горизонтальная), а также целостности программы каждого учебного предмета (интеграция вертикальная).

Покажем это на примере курса «Мы и окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).

Являясь частью образовательной системы, указанный курс несет в себе ее характерные черты, сохраняя при этом свою специфику. Как органическая часть системы он должен своими средствами способствовать общему развитию каждого ребенка. Мы исходим из представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых присущи слитные, синкретичные формы, ко все более расчлененным и упорядоченным формам, которые присущи высоким уровням. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую, нерасчлененную картину мира.

Решить названную проблему может интегрированный курс, который представит детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Таким образом, учебный курс выполнит фундаментальный постулат системы общего развития школьников (представление широкой целостной картины мира) и в то же время предупредит перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов. Синкретизм мышления ребенка, который мог бы стать препятствием для обучения, становится исходным продуктивным качеством.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания. Оно раскрывается в содержании следующих линий: 1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); 2) история открытия и познания природы Земли; 3) развитие человека и человеческого общества; 4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

Широкая содержательная область, которая представлена в курсе «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Так, исторические представления складываются в основном на образном и логическом (теоретическом) уровнях. В то же время познание исторических закономерностей в неразрывной связи со знаниями о природе позволяет активизировать все уровни мыслительной деятельности, в том числе и наглядно-действенный. Следовательно, каждый ребенок (с практическим складом ума, с образным или логическим мышлением) найдет нишу для осуществления успешной познавательной деятельности.

Интегрированный характер курса не означает механическое соединение сведений из разнородных естественно-научных и исторических наук. В окружающем нас мире существует множество связей разного уровня сложности, разного уровня обобщения. Учебный курс «Мы и окружающий мир» развивается в логике естественного сочетания простых и сложных связей, например: гриб и дерево; растения и вода; природа и человек; природа, человек и вторая природа, созданная человеком; рельеф, ландшафт Земли и особенности планеты Земля. Разнообразие и разноуровневость связей, которыми оперируют ученики, создают благоприятные условия для их продуктивной учебной деятельности.

Новизна содержания или учебной ситуации – обязательное условие организации развивающего процесса обучения. Поэтому в учебниках нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в изучение нового материала. По этой же причине в программе в рубрике требований к уровню подготовки обучающихся выделено содержание, которое усваивается на уровне представления. Такое содержание необходимо как фон, позволяющий глубже и ярче представить основное программное содержание. В следующем учебном году это уже знакомое содержание становится основным, оно также осмысливается на фоне содержания, необязательного для данного года обучения, но необходимого в будущем. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала.

Погружение в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Так интегрированный курс выполняет свою воспитательную функцию.

Покажем целостность интегрированного курса по окружающему миру на примере методики изучения темы «Приглашение к путешествию» (2 часа). Учебник для 3-го класса «Мы и окружающий мир», глава 1 «Природные условия Земли».

Основные понятия: ориентирование, пространство, масштаб, время, годы, века, эры, лента времени, природные условия, тепловые пояса, история народов (выделены новые понятия).

Смысл заголовка первого параграфа «Приглашение к путешествию» содержит методический прием, который можно использовать в течение всего учебного года. Предложите ученикам роль путешественников-исследователей по своему родному краю, путешественников-переселенцев по России, по всей Земле. Ведь окружающий нас мир состоит из природы, из близких и далеких соседей и из нашей и их истории. Понять одно без другого невозможно. Но именно это и стремится понять любой человек, который оказывается в новом месте или который хочет все знать о том месте, где он живет.

Логика следования уроков по обозначенной теме задается учебником. Но возможна и несколько иная последовательность использования материала.

– Представьте, что в наш город (село) хочет перебраться жить семья из … (указывается контрастный по природным особенностям район России). Чтобы окончательно принять такое решение, чем должны заинтересоваться члены этой семьи? Как бы вы рассказали им об условиях жизни в нашей местности? Предлагаю разделиться на две группы: одна даст ответ на первый вопрос, другая – на второй.

Разделите доску на две части. По ходу диалога между представителями двух групп фиксируйте в краткой форме вопросы переселенцев и ответы на них.

– Почему в нашей местности сложились такие природные условия и условия для жизни, работы, учебы, досуга?

Дети будут путешествовать по Земле. Что они уже знают о ней?

По предлагаемой логике урока можно начать с выяснения: в каком тепловом поясе мы живем? какие тепловые пояса бывают? какова причина их образования? (Шарообразная форма Земли.) А если бы Земля была плоская, как бы распределялись на ней тепловые пояса? (Она обогревалась бы одинаково, так как солнечные лучи падали бы на нее под одним углом в 90о). Описанную ситуацию в случае необходимости легко смоделировать в классе. (Напомним, что причиной сезонных изменений на Земле является наклон ее оси.)

Отвечая на вопросы, ученики обязательно показывают по карте все упомянутые границы и географические объекты. Все эти знания необходимо актуализировать для понимания причин разной погоды и разного климата на Земле (см. следующую тему).

– Вы сумели убедить всех членов семьи в том, что им будет хорошо жить в нашей местности. Представьте теперь, что они уже переехали, и вы вместе с вашими родителями хотите показать им наши достопримечательности. Какие знания, какие умения вам потребуются, чтобы путешествовать по нашему краю?

– Что требуется знать и уметь для воображаемых путешествий по России, по всему миру?

Эти вопросы выводят на разговор о разных картах, об их масштабе, о необходимости ориентироваться в пространстве и времени (первые три задания берем со с. 7):

1. Ниже написаны слова. Найдите «лишнее» слово: север, северо-восток, влево, запад, назад, утром, юго-запад, вперед, восток. Оставшиеся слова распределите на группы. Дополните каждую группу.

2. На какие материки (континенты) разделена суша Земли? Покажите их на карте. Какими океанами они омываются?

3. К каким отрезкам времени относятся следующие понятия: осень, декабрь, понедельник, вечер, минута? Дополните каждую группу. Получившиеся варианты обсудите.

Внимательно прочитайте эти три задания. Подумайте, какие из них вы предложите самостоятельно выполнить ученикам (мысленно или в тетради) с последующей проверкой и обсуждением, какие из них будете выполнять в ходе фронтальной работы. В каком случае вы будете первым вызывать слабого ученика, в каком – сильного, а в каком – желающего? На эту преамбулу обратите особое внимание. Она относится к организации работы с любым заданием. К сожалению, на современном этапе обучения вначале, как правило, трое-четверо учеников обсуждают вопрос, делают выводы, а класс пассивно записывает результаты их работы. Активность слабых, а часто и средних по возможностям обучения учеников сводится к припоминанию того, о чем говорили их одноклассники. Такая позиция, повторяющаяся из урока в урок, не может вызвать заинтересованности всего класса в обсуждаемых проблемах.

Полагаем, что задания 1 и 3 имеет смысл предложить всем ученикам для самостоятельного выполнения в тетради по окружающему миру. Затем результаты сверяются, доказываются, в случае необходимости вносятся исправления.

Самостоятельно выполняя задания на классификацию, ребенок демонстрирует свои возможности в свободном оперировании известными ему знаниями, то есть определенный уровень умственного развития.

В данном случае задача усложняется тем, что один и тот же ряд понятий ученик анализирует многоаспектно, рассматривая их с разных точек зрения. Вначале понятия осмысливаются как указатели направления и времени: лишнее слово – «утром», обозначает время, а не направление. Оставшиеся слова группируются по принципу: 1) обозначающие географические направления: север, северо-восток, запад, юго-запад, восток; 2) обозначающие направление относительно собственного тела: влево, назад, вперед. Первая группа дополняется направлениями: северо-запад, юг, юго-восток; вторая – направлениями: вправо, вверх, вниз (исключается слово «утром»).

Для выполнения задания 2 повесьте на доску карту полушарий двух разных масштабов и откройте соответствующие страницы атласа. Вызовите троих учеников, каждый из которых на своей карте будет показывать материки и океаны. Почему на разных картах материки и океаны изображены разных размеров? Детям будет интереснее сравнить изображение своей области (края, республики) на карте полушарий, на карте России и карте вашей местности. Почему ее изображение на разных картах разных размеров? Свои предположения дети затем сверяют с текстом учебника, выполняя задания на с. 9:

1. Какой масштаб крупнее, а какой мельче:
1 : 250 000, или 1 : 25 000 000, или 1 : 25 000? Обменяйтесь с одноклассниками подобными заданиями.

2. Один третьеклассник масштаб 1: 5 000 000 прочитал так: «Один сантиметр равен пяти километрам». Его поправили: «Не “равен”, а соответствует пяти километрам». Какая разница в этих словах?

Понимание масштаба карт – обязательное знание, поэтому задания, подобные приведенным выше, следует практиковать в течение всего года. Сравнивая масштабы разных карт (полушарий или мира, России, вашей местности, города; карты одного названия настенные и в разных атласах), мы употребляем слова «крупный», «мелкий».

Часто дети ошибочно воспринимают слово «мелкий» как показатель меньшего числа масштаба (масштаб 1 : 250, с их точки зрения, мельче, чем масштаб 1 : 25 000). Но это не так. На карте мира дан чертеж больших территорий, и поэтому их изображение неподробное, мелкое. На карте России или какой-то местности дается чертеж меньшей территории. Поэтому ее изображение более подробное, крупное. Карта с масштабом 1 : 250 000 крупнее показывает местность, чем карта с масштабом 1 : 25 000 000, но мельче, чем карта с масштабом 1: 25 000. Подходите к пониманию масштаба, отталкиваясь не от цифр, а от смысла чисел, которые они обозначают, от смысла значения слова «масштаб».

Очень простой прием поможет детям на образном уровне понять, и что такое масштаб, и что уменьшаются на карте на одну и ту же величину все изображенные на ней объекты. Предложите им нарисовать на выбор предметы, которые у всех перед глазами, например дом. В это же время вы сами нарисуйте этот же дом на оборотной стороне доски, нарушая соразмерность его частей. Рисунки сравните и по их размерам, и по соразмерности частей. А как можно изобразить в тетради линейку длиной в 30 см? Надо или 2 см поместить в одном сантиметре (масштаб 1 : 2), или 3 см поместить в одном сантиметре (масштаб 1 : 3) и т.д. Какой масштаб мельче, какой – крупнее?

Люди каких профессий не могут обойтись без знания масштаба? (Все, кто имеет дело с картами, рисунками, чертежами, схемами, планами. Любое изображение чего-либо требует знания масштаба.) Покажите детям иллюстрацию любого наскального рисунка первобытных людей. Они не знали ни цифр, ни слова «масштаб», но интуитивно чувствовали необходимость соразмерного уменьшения изображаемого предмета. Современные люди могут это уже точно рассчитать.

Имея такие знания, можно продолжать путешествие. Предложите ученикам рассмотреть рисунок на с. 6:

– Представьте, что вы вместе с исследователями, которых видите на рисунке, впервые приехали в изображенную местность. Что вас прежде всего будет интересовать? Какие вопросы вы будете задавать населению? На что вы обратите внимание?

При обсуждении акцентируйте внимание на приспособленности человека к природным условиям. Третьеклассники уже обладают достаточным опытом проведения наблюдений. Они отметят и особенности жилища, одежды, причесок, склада лица, бубен и барабан – инструменты, сопровождающие танец этого северного народа. Почему именно северного? Об этом свидетельствуют прежде всего олени, чум, безлесье, а также то, что национальная одежда, обувь сделаны из оленьего меха и кожи. Эти люди сохранили традиции творчества своих предков, они дорожат своей историей и с удовольствием делятся ею с приезжими учеными-этнографами (этнографы – от слова «народ», «пишу» – ученые, изучающие все особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа, народностей, местности).

– Что вы знаете об истории нашей местности? Примерьте события в нашей местности к ленте времени (с. 10–11). Организуйте изыскания учеников, связанные с топонимическими названиями родного края. На основе подобных материалов можно смонтировать выставку. На ней могут быть представлены фотографии, фотоальбомы, книги, рисунки детей и т.д.

– Соотнесите с лентой времени следующие три рисунка на с. 7.

Даны три рисунка, относящиеся к разным эпохам и разным географическим территориям. Нельзя требовать от третьеклассников точных ответов о времени и местонахождении этих объектов, потому что у них еще нет достаточных научных знаний. Но необходимый минимум знаний и житейских представлений уже позволит им, рассуждая, прийти к нужным выводам.

На первом рисунке изображен замок, в котором жили рыцари. На то, что это старые рыцарские времена, указывают изображение рыцаря в доспехах на коне и с копьем в руке, а также отсутствие машин. На втором рисунке запечатлены местность и первобытные люди в жарком тепловом поясе. Самый простой вариант для ответа – на третьем рисунке. Дети легко докажут, что это современный город, Москва. Таким образом, с данными рисунками активно могут работать дети с разным кругозором, с разными аналитическими возможностями.

В ходе работы вскроется недостаточность исторических знаний, возникнет потребность выяснить, что такое век, как он соотносится с годами. В этом детям поможет текст учебника.

Не забывайте название изучаемого предмета – это ведь реально ежеминутно (а не только на уроке) существующий вокруг нас мир, следовательно, его познание учениками осуществляется постоянно. Хорошо зная все содержание курса, вы сможете при случае (на перемене, на прогулке, на других уроках) ставить перед детьми проблемы, которые будут обсуждаться на будущих уроках.

Например: где в природе обитают животные, которых мы видим в зоопарке? Почему они не живут у нас? Почему у нас не растут пальмы, а в Сочи плохо растут березы? Какое у нас жилище? Какая бытовая техника нам помогает? Как мы одеваемся? Что едим? Всегда ли так было? А как было? Что нам позволяет нагибаться, прыгать, бегать? Как вы, не видя, догадываетесь, что рядом едет машина, что за углом играют в мяч? Как вы думаете, на какие средства построена наша школа, почта?..

Содержание курса «Мы и окружающий мир» теснейшим образом связано с другими учебными курсами системы общего развития школьников. Например, при изучении литературы и русского языка дети узнают об истоках сказочных сюжетов, работают с загадками, пословицами и поговорками; знакомятся с историей речи, и в частности русского языка; обсуждают темы нравственности, семьи, дружбы, взаимоотношений в обществе. При ознакомлении с процессом выработки человеком приемов труда, умения обрабатывать природные материалы вы можете привлечь уже знакомые им сведения из учебника по трудовому обучению «Умные руки», а также собственный опыт детей.

Практически все учебные предметы в большей или меньшей мере формируют адекватное восприятие временных и пространственных отношений – основных категорий, которые определяют наше существование и существование всего мира. Также на общеучебном уровне решается задача развития устной и письменной речи, креативности, способности к саморазвитию – этих ведущих для выращивания личности умений.