Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Мария АРТЮХОВА,
учитель МОУ СОШ № 31,
г. Таганрог

Снежное слово зимы

& Чтение & Музыка & Рисование &

2 класс

Цели. Познакомить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою-зимою...»; обогащать словарный запас учащихся; проиллюстрировать литературное произведение средствами изобразительного языка; показать красоту зимней природы; продолжить знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов.

Оборудование. Бумага, карандаши, краски; магнитофон, аудиозапись пьес И.С. Баха «Шутка», П.И. Чайковского «Январь»; карточки с вопросами и заданиями.

ХОД УРОКА

Учитель. Послушайте, что там за окном.

Дети. Скрипит снег под ногами, каркают вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.

У. Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.

Д. Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.

У. Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима...» Какое чувство возникло?

Д. Стало холодно и грустно...
– А мне стало радостно, я люблю зиму.

У. А кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом.

Д. Он шел медленно, неторопливо. И все, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет.

У. Кто помнит, чем пахнет первый снег?

Д. Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой.

У. Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это выражение?

Д. Это значит – что-то произошло неожиданно, внезапно.

У. Расскажите, какие вы видели снежинки?

Д. Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие.

У. С чем бы вы могли сравнить снежинки?

Д. Белые, как сахар, молоко.
– Легкие, будто пух, пушинки.
– Ажурные, словно кружево, звездочки.

У. Что же делают эти легкие снежинки?

Д. Они летают, падают, кружатся, ложатся.

У. А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим?

Д. В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.

У. Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении. Представили? А теперь пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз снежинки.

После того как дети сделали эскизы и показали их друг другу, им предлагается поиграть.

– Давайте поиграем в игру «День и ночь». Все закрывают глаза. Тот, до кого я дотронусь, просыпается, открывает глаза и называет любое снежное слово.

Дети играют.

– Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали березки, нарядились ели в теплые шубки... Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья нам доставляют зимние праздники!
Те из вас, кто поработал дома с энциклопедическим словарем, сейчас расскажут нам о первом месяце года – январе.

Д. В старину на Руси январь называли «сечень», так как он словно рассекает зиму на две половины. Древние римляне называли этот месяц в честь бога солнца и света Януса январем. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65; 365 – это количество дней в году.

У. Какие праздники мы отмечаем в январе?

Д. Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение.

У. Все эти праздники сопровождались в народе песнями, танцами, гуляньями.
Ребята, хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу? Закройте глаза.

Звучит музыкальная пьеса И.С. Баха «Шутка».

– Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что вы увидели в лесу? Что услышали?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель открывает на доске ленту для слов со свободными окошками.

На доске:

Лес

– Каким вы увидели лес?

Д. Лес неподвижный, белый, сквозной, загадочный, праздничный, кружевной, сонный.

Слова вписываются в окошки.

У. А кто хозяйка этого загадочного леса?

Д. Зима.

На доске:

Зима

У. Какая она? Как можно ее назвать?

Д. Зима-кружевница, морозная, снежная, волшебница.

Слова вписываются в окошки.

У. А что вы услышали?

Д. Ветер.

На доске:

Ветер

У. Что делает ветер в лесу?

Д. Баюкает, дует, шумит, поет грустную песню, завывает.

Слова вписываются в окошки.

У. А теперь мы познакомимся с замечательным стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою-зимою…».

Учитель читает стихотворение наизусть, затем дети в течение нескольких минут читают текст про себя. Учитель раздает детям карточки для самоанализа.

– Внимательно прочитайте вопросы, и давайте ответим на них, проанализируем стихотворение.

Карточка

Ф. Тютчев – «Чародейкою-зимою околдован лес стоит».

1. Что ты чувствуешь, читая стихотворение?
2. С каким настроением оно написано?
3. Слышится ли тебе музыка? Если да, то какая: грустная или веселая, танец или марш?
4. Какое состояние природы нарисовано поэтом?
5. К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
6. Как чародейка-зима изменила жизнь леса?
7. Есть ли разница в значениях слов околдован и заколдован?
8. Что удивляет Ф. Тютчева в картине зимнего леса?
9. Как ты понимаешь значение выражения ослепительной красой?

– Какими новыми словами можно заполнить пустые окошки?

 

Лес

 

 

Зима

 

 

Ветер

– Давайте нарисуем лес, который увидел Федор Тютчев.

Если обратиться к музыке, можно заметить, что состояние зимней природы меняется в течение дня. Послушайте фрагмент музыкальной пьесы Петра Ильича Чайковского «Январь» из цикла «Времена года», определите характер этой музыки.

Д. Пьеса медленная, нежная, плавная, мягкая.

– Тревожная, таинственная, напряженная.

– Спокойная, нежная, плавная.

У. Для выполнения следующего задания мы разделимся на группы.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Карточка 1

Обогатить текст «красивыми словами».

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.
В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.

Карточка 2

Из музея Зимы пропала картина. Постарайтесь дать ее словесное описание.

На стенде выставляются репродукции картин художников.

Карточка 3

Сочините зимнюю сказку, используя слова: жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.

Карточка 4

Напишите стихотворение о зиме, используя слова:

********** снежинки
********** на тропинке
********** у реки
********** иголки
********** дома
********** зима

Карточка 5

Составьте маленький рассказ о зимнем утре. Постарайтесь соотнести музыку с состоянием зимней природы.

Учитель включает запись пьесы «Январь».

Карточка 6

Подберите слова, рифмующиеся со словами: снежинки, зима, речка, мороз.

Карточка 7

Вырежьте снежинку по своему эскизу.

Итог урока