Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга УГЛЕНКО,
учитель начальных классов, пос. Эге-Хайя,
Верхоянский улус,
Республика Якутия

Зеленая одежда Земли

& Русский язык & Окружающий мир &

3 класс

Тема. «Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений».

Цели. Развивать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными; продолжить знакомство с разнообразными растениями и их ролью в жизни человека.

Оборудование. Магнитофон и аудиокассета «Шум леса»; экран, кодоскоп; пленка с текстом; рисунки с изображениями растений, воробья; перфокарты; гербарий; толковые словари и т. д.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

На доске:

ТЕМА
Проверка безударных гласных в корне слов.
Разнообразие растений

ЦЕЛИ  
Проверим  Подумаем  
Составим  
Повторим  Сохраним  
Расскажем

 Учитель. Сегодня у нас необычный урок: и русского языка, и природоведения.

Учитель зачитывает тему и цели урока, записанные на доске, и начинает беседу на фоне тихой музыки, которая передает звуки леса, пение птиц, журчание ручья.

– Растения мы встречаем повсюду. Есть такое выражение: «Зеленая одежда Земли – это растения». И этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

III. Чистописание

На доске:

л      л      л      л

лесник, лес, лесной, лесок

У. Что можно сказать об этих словах? Какие они?

Дети. Родственные, однокоренные.

У. Докажите это. Определите корень и назовите проверочное слово.

Д. Корень – лес. Проверочное слово – лес, так как гласная ударная.

Дети записывают буквы и слова в тетрадях, выделяют корень.

IV. Словарная работа

У. Запишите в тетрадях отгадки.

Учитель загадывает детям загадки. Дети самостоятельно записывают отгадки в тетрадях, один ученик – на закрытой части доски.

1) Этот овощ итальянцы назвали «золотым яблоком».
2) Огородное растение с крупными семенами круглой формы.
3) Этот овощ был завезен из Южной Америки, он растет в земле. Его клубни похожи на гриб трюфель.
4) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Люди за косу брали, из земли вырывали.
5) Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», то есть «голова».

На доске для самопроверки открывается запись:

Словарь

помидор, горох, картофель, морковь, капуста

– Какое культурное травянистое растение называют хлебным?

Д. Пшеницу.

Учитель показывает гербарий и рисунок с изображением полей пшеницы.

У. Из зерен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Самые распространенные виды пшеницы – твердая и мягкая. Твердая – ценный сорт, но такая пшеница боится морозов, поэтому ее выращивают в странах с теплым климатом. А мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Пшеницу выращивают во всех странах мира.

На доске:

пшеница

– Сколько слогов в этом слове?

Д. Три слога.

У. Назовите ударный слог и опасное место в слове.

Дети называют.

– Подберем слова-ассоциации, которые помогут нам запомнить гласную букву е.

После подбора детьми слов на доске появляется таблица:

– Запишем с комментированием предложение и объясним опасные места в словах.

На доске:

Скоро на полях зазеленеет пшеница.

– Ребята, пшеница бывает еще яровой и озимой.

На доске:

яровая
озимая

– Вам известны эти слова? Давайте заглянем в толковый словарь.

Дети находят слова и объясняют их значения.

V. Работа по теме урока

У. Как проверить безударные гласные в корне?

Дети отвечают.

– Вот видите, ребята, ударение командует безударными гласными. Запишем несколько словосочетаний, в которых будут встречаться орфограммы. Но сначала вспомним алгоритм действий.

На доске:

Слушаем. Проверяем.
Пишем. Подчеркиваем.

Дети записывают словосочетания, затем проверяют работу:

молодые березки, кленовый лист, сосновая шишка, тяжелые колосья, лесные цветы, сладкие ягоды, морская капуста

У. Вспомните, на какие группы делятся растения?

Д. Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.

У. Приведите примеры высших растений.

Д. К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Учитель показывает гербарий и предметные рисунки.

У. Назовите травянистые растения, которые мы выращиваем в огороде и в теплице.

Дети называют известные им растения и рассматривают гербарий.

– Ребята, чем лиственные растения отличаются от хвойных?

Дети отвечают.

– Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою.

Д. Лиственница.

Учитель показывает гербарий и рисунки. Заранее подготовленный ученик рассказывает.

Ученик. Лиственница – королева наших лесов. Это не вечнозеленое дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниет, а со временем становится тверже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно.

Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет. До наших дней сохранилась башня Якутской крепости, которую построили 300 лет назад.

Якутские мастера изготавливают из лиственницы и посуду.

У. Составьте предложения из слов, записанных на доске, и объясните написание пропущенных букв.

На доске:

1) ...сина, серая, др...ж...т;
2) з...леные, елки, к...лючие, выгнули, св...и, ветки;
3) в...рш...ны, развесили, с...сны, иглистые.

Дети выполняют задание.

VI. Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа

Каждый ученик получает перфокарту, на которой записаны слова с пропущенными безударными гласными, и вставляет в пробелы буквы.

У. Составьте предложения со словами, указанными на карточке. Два предложения запишите в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Перфокарта у нас волшебная, так как с другой ее стороны находится рисунок или фотография растений, которые растут в северных лесах и занесены в Красную книгу. Переверните карточки.

Что это за растения?
Что вы о них знаете?
Дети рассказывают.

Д. Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять!

Береза защищает от шума, тополь – от пыли, а кедр и сосна – борцы с микробами. Но есть и травянистые растения, которые являются «докторами». Это брусника, багульник. Они растут у нас на Севере.

VIII. Итог урока

У. Ребята, вам пришло письмо от воробышка.

На доске – рисунок воробья с конвертом.

– Прочитайте письмо. Исправьте ошибки.

С помощью кодоскопа на экран проецируется текст письма.

Дети исправляют ошибки, объясняя соответствующие правила, записывают текст без ошибок.

– Как помочь воробью?

Выслушиваются ответы детей.

– Растения – наши друзья. Давайте будем беречь и охранять их царство!

IХ. Домашнее задание