Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы за III четверть для 1–4 классов

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

А.Н. Плещеев

Добрые вести
Капля дождевая
Говорит другим:
– Что мы здесь в окошко
Громко так стучим?
Отвечают капли:
– Здесь бедняк живёт,
Мы ему приносим
Весть, что хлеб растёт. (24 слова)

Вопросы и задания:

1. Какую весть принесли дождевые капли человеку?
2. Почему они постучали именно в окно бедняка?
3. Почему автор назвал стихотворение «Добрые вести»?
4. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение?

Народная песня

Сорвём в саду по цветку, совьём себе по венку. Понесём венки к батюшке, ко родимой матушке:
– Сударь ты мой батюшка, сударыня ты моя матушка! Который венок алее? Кто из нас милее?
– Дитя моё милое! Все венки алые, все дети милые.

(40 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, каким голосом нужно читать эту народную песенку?
Подчеркни нужные слова: ласково, нежно, громко, сонно, торжественно, лениво, с любовью, дружно, печально. Почему так?
2. Сколько девочек плели веночки?
3. Что они хотели узнать у батюшки и матушки?
4. Что ответили им родители?

Май

1. Ласковый месяц май насыпал по лесам целые сугробы черёмухи. Зацвели нежные звонкие колокольчики ландышей. Берега ручьёв пожелтели от стройных лютиков.
2. Вернулись домой птицы. В лесах запели дрозды. Над рощами и садами полились заливистые песни соловьёв.
3. Ожили муравьи. Погрелись трудяги на солнышке и принялись за работу.

(45 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое настроение возникло у тебя после прочтения этого рассказа?
2. Сколько законченных частей в этом рассказе?
3. Озаглавь вторую и третью части плана текста:

а) Цветут растения.
б) ?
в) ?

4. Попробуй пересказать текст по плану.

Г. Цыферов

Зелёный заяц

Летом всё было зелёное на лугу: зелёная трава, зелёная листва, зелёные деревья. По зелёной траве скакали зелёные лягушки и громко кричали: «Квак-квак».
Ну а потом на эту зелёную лужайку пришёл заяц. Его увидел лягушонок и говорит:
– Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зелёным. Ступай и перекрасься.
Пошёл заяц и перекрасился. Никто его не узнал. Только все сказали: «Посмотрите, какая смешная лягушка, у неё очень-очень длинные уши».

(74 слова)

Вопросы и задания:

1. Как ловко лягушки подшутили над глупым зайцем?
2. Внимательно прочитай текст и отыщи готовую загадку про одного из героев сказки.
3. Выпиши загадку: ______________________ .
4. Найди в тексте слова, читая которые, хочется смеяться. Посмейся и ты!

2-й класс

Д.И. Тихомиров, Е.Н. Тихомирова

Хитрый старик

Бедняк старик нарубил в лесу большую вязанку хворосту и несёт домой. Нести было далеко, и старик измучился. Бросил он дрова наземь и говорит:
– Горькая моя жизнь! Хоть бы смерть пришла скорее!
Смерть пришла и говорит:
– Вот я! Зачем звал меня?
Старик испугался смерти и сказал:
– Помоги мне поднять вязанку дров!

(49 слов)

Вопросы и задания:

1. Зачем отправился старик в лес?
2. Какими словами можно заменить выражение «вязанку хворосту»?
3. Почему у старика вырвались такие горькие слова?
4. Что произошло, когда явилась смерть?
5. Какие чувства ты испытывал, когда читал этот рассказ?
6. Прочитай пословицу и объясни её значение: «Жить трудно, а умирать не хочется».

Из букваря Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой

Лиса и барашек

Ночевало за оградой стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали.
Подходит лиса, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет: собак боится.
Увидал лисицу барашек и спрашивает:
– Чего ты ищешь? – Мал он был и беды не видал.
– Ищу сенца душистого, – шепчет в ответ лиса.
– А я ведь думал, что ты ягнят ешь! – сказал барашек. – Прыгай сюда, вот тебе сено.
– Спасибо, барашек, – говорит лиса. – Подойди ко мне, я тебя поцелую за это.
Барашек хотел было уж подойти к лисе, но собаки залаяли, и плутовка убежала в лес.

(84 слова)

Вопросы и задания:

1. Чем промышляла лиса тёмной ночью?
2. Объясни значение слова плетень.
3. Как встретил лисицу маленький барашек?
Почему он так вёл себя с лисой? Ответь словами из текста.
4. Какой представляется тебе лиса? Как её в тексте называет автор? Как ты понимаешь слово плутовка?
5. К кому относятся эти слова: осторожный, неопытный, хитрый, глупый, беды не видал, лукавый, трусливый?

И. Мазнин

Давайте дружить

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
со всеми нами!..

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..

Давайте будем
Беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас
Она?.. (68 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое настроение возникло у тебя после прочтения этого стихотворения?
2. Какой смысл вкладывает автор в призыв «Давайте дружить»?
К чему призывает нас автор?
3. Вспомни пословицы, соответствующие содержанию текста, в которых звучит призыв.

Например:

Не имей сто рублей, а...
Нет друга ищи, а...

Д.И. Тихомиров, Е.Н. Тихомирова

Находка

(Рассказ мальчика)

Раз я иду мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит.
Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно.
Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в черепок и подставил щенку. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать.
С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка.
Находка жила у нас долго и очень любила меня.

(120 слов)

Вопросы и задания:

1. Кого нашёл мальчик в овраге? Как он назвал щенка?
2. Как выглядел маленький щенок?
3. Как поступил мальчик?
4. Как мама отнеслась к бездомному малышу?
5. Какое решение приняли мама и мальчик?
6. Прочитай и объясни, к кому могут относиться эти слова: беспомощность, жалость, привязанность, дружба.

Текст для чтения про себя

По Л. Глебову

Красивая

Была зима. Ребята катались на санках и на лыжах. И Лиза тоже решила пойти кататься.
Сначала она взяла старую шапку, а потом надела новую белую. Она посмотрела на себя в зеркало и сказала:
– Ребята не узнают меня сегодня. Я такая красивая! Какие у меня большие голубые глаза!
Она взяла санки и вышла на улицу.
– Лиза, – сказали ребята, – дай нам санки.
– Не дам, – ответила Лиза. – Это мои санки.
Потом пришла Маша. Она тоже была в белой шапке.
– Маша, – сказали ребята, – дай нам санки.
Маша дала санки Кате, Вите и Мише. Володя был ещё маленький и гулял с мамой, но и ему Маша дала санки.
– Хорошая ты, Маша, девочка, добрая, красивая. И глаза у тебя большие, голубые, – сказала Володина мама.
– Я тоже красивая... У меня тоже глаза голубые, – сказала Лиза и посмотрела на Володю и его маму.
 Но они ничего не ответили.

(140 слов)

Вопросы и задания:

1. Как готовилась к прогулке Лиза?
2. Как отнеслась она к просьбе друзей?
3. Почему слова благодарности достались Маше?
4. Как чувствовала себя Лиза?
5. Что ты посоветуешь Лизе?

3-й класс

В. Шелыгин

Северные цветы

На Севере цветов весною много.
Растут везде: в канавах, у реки,
В сырых местах и около дороги
И всюду по-весеннему ярки.

Везде желто, и радостно, и мило.
Ромашки венчик трогаю рукой.
Опять весна мне щедро подарила
Цветы, воспоминанья и покой.

Я становлюсь нежней и терпеливей,
Мне кажется уютней белый свет.
Наверное, цветы есть и красивей,
Но радостней и ярче этих нет! (61 слово)

Вопросы и задания:

1. Какие цветы стали символом России?
2. О чём они напоминают русскому человеку?
3. Какие чувства испытывал автор, увидев милую северную ромашку?

И. Тургенев

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, растопырив крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг с дерева старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный он прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
Мой Трезор остановился и попятился... Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

(103 слова)

Благоговея – относясь
с глубоким уважением.

Вопросы и задания:

1. Прочитай отрывок, где говорится о том, как старый воробей бросился защищать своё дитя?
2. Подумай: что мог чувствовать воробей, бросившись на страшного врага?
3. Что чувствовала собака, когда увидела перед собой воробья?
4. Что означает слово благоговея?
5. Что ты чувствовал, когда читал этот рассказ?

Н. Сладков

На неведомой дорожке

Я иду по муравьиной тропе и считаю: шестьдесят три... Ого! Это моих больших шагов, а сколько же муравьиных?!
Я присел на камень – отдохнуть. Сижу смотрю, как бьётся под ногами живая жилка. Проглянет солнце – засверкает ручеёк.
Вдруг будто волна прошла по муравьиной дороге. Змейка по ней вильнула и – нырк! – под камень, на котором я сидел. Я даже ногу отдёрнул: наверное, это вредная гадючка. Ну и поделом – сейчас муравьи её обезвредят.
Я знал, что муравьи смело нападают на змей. Облепят змею – и останутся от неё одни чешуйки.
Сижу, жду. Под ногами бьётся и бьётся живой муравьиный ручеёк. Осторожно приподнимаю камень. А под камнем живая змея. Змейка, которую должны были съесть муравьи, спокойно сама ела муравьёв. Она прижимала их мордочкой и втягивала языком в рот. Змейка эта была не гадючка, а слепозмейка. Живёт она в норах под землёй. Там ей глаза не нужны.
Вот к какому невиданному зверю меня привела муравьиная дорожка.
Каждая дорожка куда-то ведёт. Только идти не ленись.

(156 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое чудо смог разглядеть автор во время прогулки?
2. Что интересного узнал ты о муравьях?
3. С каким необыкновенным «зверем» познакомил нас автор?
4. Какой совет дал нам автор?

Х. К. Андерсен

Ель

В лесу стояла чудесная ёлочка. Место у неё было хорошее, воздуха и света вдоволь, кругом росли подруги постарше – и ели, и сосны. Ёлочке ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о тёплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых ребятишек, что собирали в лесу землянику и малину. Они нанизывали ягоды на тонкие прутики и садились отдыхать под ёлочку и говорили:
– Вот славная ёлочка! Хорошенькая, маленькая!
Таких речей деревцо и слушать не хотело.
– Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья, – вздыхала ёлочка. – Тогда бы и я широко раскинула свои ветви, высоко подняла голову, и мне бы видно было далеко-далеко вокруг! Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, и я при ветре так же важно кивала бы головой, как другие!
И ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия.
«Да, расти, расти и поскорее сделаться большим, старым деревом – что может быть лучше этого!» – думалось ёлочке.
...Подошло наконец и Рождество...
...
«Все прошло, прошло! – сказала бедная ёлка. – И хоть бы я радовалась, пока было время! А теперь... всё прошло, прошло!»
Пришёл слуга и изрубил ёлку в куски – вышла целая связка растопок...

(188 слов)

Вопросы и задания:

1. О чём мечтала маленькая славная ёлочка?
2. Как о ёлочке отзывались деревенские ребятишки?
3. Как ты думаешь, что могло произойти с ёлочкой за это время? Какие чувства она пережила? Расскажи.
4. Как ты понимаешь самые последние слова сказки: «Конец, конец! Всё на свете имеет свой конец!»?
5. Найди эту сказку и прочитай её. Она поможет тебе подумать о смысле жизни.

4-й класс

Ю. Дмитриев

«Бархатная» дорожка

Сосновый лес кажется хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок!
Мы с Алёнкой любим хвойный лес. Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг.
Однажды идём мы с Алёнкой по такому лесу, смотрим вокруг – и вдруг... Мы даже остановились от неожиданности. Вот это да!
Яркая, изумрудно-зелёная полоска перечеркнула наискось лес.
– Пойдём скорее к ней! – говорит Алёнка.
И вот мы у этой зелёной полоски. Не больше полуметра, она бежит мимо нас. Алёнка присела на корточки и погладила полоску ладошкой.
– Бархатная, – говорит она. – Бархатная дорожка, – и смотрит на меня вопросительно, ждёт, что я скажу.
Но я молчу: подумай сама. И Алёнка думает. А я терпеливо жду.
Ведь я знаю, в чём дело. Вся земля в хвойном лесу покрыта иголками. Они не дают расти траве. А по тропинке ходит человек. Он ходит и раскидывает хвою. Да, от хвои-то он её очищает, но и утаптывает так, что ни одна травинка не вырастет. А мох вырос. Всю дорожку покрыл сплошным ковром.
Это я рассказал Алёнке. Она так и не догадалась. Маленькая ещё.
А потом мы пошли по «бархатной» дорожке. Ведь не каждый же день случается найти «бархатную» дорожку.

(212 слов)

Вопросы и задания:

1. Дай оценку авторскому названию текста.
2. Вместе с героями ты бродил по сосновому лесу. Расскажи о своих ощущениях, чувствах.
3. Раздели текст на части. Составь план текста.
4. С помощью устной речи «напиши» изложение.

Б. Заходер

Что красивей всего?

Ребёнок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего?

Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
– Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
– Да что же прелестней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты...

Спрошу Мотылька,
Отвечает: – Цветок!
Спрошу у Цветка,
Говорит: – Мотылёк!
Кто славит поля,
Кто – полярные льды,
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды...

А мне показалось,
Что все они правы –
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы...
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?» (102 слова)

Вопросы и задания:

1. Просмотри содержание стихотворения и ответь: о чём говорили обитатели природы, отвечая на вопрос, заданный в заголовке?
2. Как ты считаешь, что на свете красивей всего?
3. Что помимо природы интересует и радует человека?

Саша Черный

Дневник фокса Микки

(отрывок)

...
Скребутся мыши. Хотя фоксам не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать всё круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придёт. Разве я не умница?
Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!
Вот только как их отличать одного от другого?..
Если кошка посмеет их тронуть, я её загоню на самую высокую ёлку и целый день сторожить буду... Гав! Дрянь! Ненавижу!..
Почему ёлки всю зиму зелёные? Думаю, потому, что у них иголочки. Ветру листья оборвать очень просто, а иголочки – попробуй! Они тоненькие – ветер сквозь них и проходит, как сквозь решето...

(146 слов)

Вопросы и задания:

1. От чьего имени идёт повествование в рассказе?
2. О чём размышляет фокс Микки?
3. Как характеризует Микки его отношение к мышам?
4. Как фокс воспринимает ветер? Удалось ли автору показать, что это не просто оригинальное восприятие окружающего мира, но именно собачье восприятие?

Тексты для чтения про себя

До чего я исхудал, если бы вы знали! Зинина тётя была бы очень довольна, если бы была теперь похожа на меня. Она ведь всё похудеть хочет. А сама целый день всё лопает и лопает.
Проклятый садовник и консьерж сговорились: съедают всю провизию сами, а мне готовят только эту ужасную овсяную кашу. Дворовому псу дают большие кости и суп с чёрствым хлебом. Он со мной делится, но где же разгрызть такую кость, когда она твёрже утюга? А суп...
Даже молока жалеют, жадины! Молоко ведь даёт корова, а не они. Уж я бы её сам подоил: мы с ней дружны, и она мне всегда в глаза дышит, когда я прибегаю в сарай. Но как я её буду доить моими несчастными лапами?..
Придумал штуку. Стыдно очень, но что ж делать – есть надо. Когда дождь утихнет, бегаю иногда в соседнее местечко к знакомому трактирщику. У него по вечерам под граммофон танцы. Пляшут фокстрот. Должно быть, собачий танец.
Я на задние лапки встану, живот подтяну, верчусь и головой киваю.
Все пары и танцевать бросят... В кружок соберутся и хохочут так, что граммофона не слышно.
И уж такую порцию мяса мне закажут, что я еле домой добираюсь. Да ещё телячью косточку в зубах принесу на завтрак... Вот до чего ради голода унижаться приходится! Жаль только, что нет другой маленькой собачки. Мы бы с ней танцевали вдвоём и всегда были бы сыты.

(216 слов)

Вопросы и задания:

1. Какая речь используется в тексте?
2. Как собака оценивает свою жизнь и какой выход она нашла к существованию?
3. Чем интересны тебе эти два отрывка?
4. Вспомни рассказы, в которых героями являются тоже оригинальные собаки.
5. Сравни их и расскажи, чем они отличаются друг от друга.

Голубика

(ненецкая сказка)

У Солнечного Луча и у Цветущей Фиалки родилась красавица дочь. Назвали её Вечерняя Зорька. Быстро она росла и скоро стала большой мастерицей: за один день сшивает она семирисунчатые пимы, или малицу с окантованным швом, или белый совик.
Выросла Вечерняя Зорька, стала невестой.
Много сватов приезжало к её отцу.
– Солнечный Луч, отдашь ли свою дочь замуж? – просили они.
Но у Солнечного Луча был один ответ:
– Никому не отдам я своей дочки.
Услышал о Вечерней Зорьке Непобедимый Холод. Запряг он семь белых медведей и направил к чуму Солнечного Луча.
Доехал до чума, оперся на свой ледяной посох и сказал:
– Солнечный Луч, отдашь ли ты за меня замуж свою дочь?
– Никому не отдам я своей дочери, – ответил Солнечный Луч.
Но Непобедимый Холод не уехал. Три дня и три ночи повторял он снова и снова:
– Солнечный Луч, отдай за меня свою дочь!
В тёплый полдень ослабевает Непобедимый Холод, а ночью, когда холодно, грозно звучат его слова. А Солнечный Луч ночью и слов не находит, зато в тёплый полдень смело повторяет он:
– Разве же отдам я когда-нибудь свою единственную дочку Непобедимому Холоду?
Горько плачет Вечерняя Зорька. Мать её тоже плачет и приговаривает:
– Непобедимый Холод, уйди! Наша дочка не может быть твоей женой. Ведь она замёрзнет в твоём ледяном чуме.
Но неумолим Непобедимый Холод.
Когда наступил четвёртый день, Непобедимый Холод грозно сказал:
– Солнечный Луч, если не отдашь добром дочь, я увезу её силой.
Проговорил так Непобедимый Холод и подул холодными ветрами. Стало замерзать всё вокруг. Испугался Солнечный Луч, заплакал:
– Что делать? Ты сильнее! Приходится отдать тебе мою дочь.
Усадил Непобедимый Холод Вечернюю Зорьку на свою нарту, запряжённую семью белыми медведями, и направился на Север, навстречу снежным бурям и ледяным горам. Холодно Вечерней Зорьке, окоченела она, стала, как льдинка, постукивать о доски нарты, а потом скатилась на землю и превратилась в ягоду голубику. Доехал Непобедимый Холод до своего чума. Стал он искать свою невесту, а её и следа нет. Рассердился Непобедимый Холод. Лицо у него потемнело, как ночь:
– Я заморожу тебя, гордая красавица!
Дунул он – побелела земля, замёрзло всё кругом. Глубоким снегом покрыло ягоду голубику.
Но пришла весна, Солнечный Луч растопил снег, и ожила Голубика. Собирают люди сладкую ягоду и вспоминают девушку-красавицу, ставшую ягодой голубикой.

(357 слов)

Вопросы и задания:

1. Укажи признаки сказки и выдели ее части.
2. Найди наиболее красивые и необычные отрывки сказки. Выразительно прочитай их.
3. Сколько персонажей в этой сказке? Отыщи обобщённый персонаж. Назови его.