Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА



Наталья РЫЖКОВА,
учитель начальных классов
центра образования № 109,
г. Москва

Словесный конструктор

Урок русского языка. 2 класс

Тема. «Приставки».

Цели. Помочь младшим школьникам систематизировать знания о круге морфем, которыми они активно пользуются в своей речевой практике.

Оборудование. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 2 класс», тетрадь-задачник № 3; опорные таблицы «Состав слова», «Приставки»; детские работы на тему «Космос»; карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Выслушиваются ответы детей. Учитель подводит итог.

– Конструктор – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Дети отвечают.

– Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

Дети. Наверное, это набор из частей слова.

У. Какие части слова вы знаете?

Д. Корень, приставка, суффикс, окончание.

Учитель прикрепляет на доску опорную таблицу «Части слова».

У. Расскажите, что вы знаете об этих частях слова?

Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Корень – общая часть родственных слов.
– Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.
– Суффикс – часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться конструировать слова. Большую помощь в этой работе нам окажут приставки. Наше конструкторское бюро начинает работу.

IV. Упражнения в словообразовании

У. Откройте упражнение 529 на с. 173. Прочитайте задания к упражнению.

На доске:

Я (что делаю?)

перехожу
подхожу
обхожу
вхожу
выхожу ухожу

– Что можно сказать об этих словах?

Д. Они однокоренные.

У. Какая часть слов делает их похожими?

Д. Корень.

У. Что обозначают эти слова?

Д. Эти слова обозначают движение.

У. Какая часть слова делает их разными по значению?

Д. Приставка. Приставки указывают на разные движения.

У. Выделим приставки. Запомним их написание.
Запишем слова в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

– Какая орфограмма корня нам встретилась?

Д. Буква безударного гласного в корне. Проверочное слово – ходит.

У. Что делает приставка со словом?

Д. Изменяет его значение, смысл.

У. Откройте тетрадь-задачник № 3 на с. 8, прочитайте задание упражнения 530. Много ли приставок в русском языке? Часто ли они встречаются? Рассмотрим только что записанные слова. Записывать будем одни приставки, располагая в том порядке, как предложено в упражнении.

движение вокруг чего-то ...................об-; обо-
движение через что-то ......................пере-
движение внутрь чего-то ...................в-; во-
приближение к чему-то .....................при-
удаление от чего-то ..........................от-; у-
движение из чего-то наружу .............вы-

V. Словарная работа

У. Где может передвигаться человек?

Д. По земле, по воде, по воздуху.

У. Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях: вы читали о ковре-самолете, ступе Бабы-Яги. Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, а затем – планеры, дельтапланы, самолеты, вертолеты.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Самолет». Упражнение с линейкой.

Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну, а где же наша карта?

Дети берут в руку линейку, как показано на рисунке. Начинают покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.

У. Благодаря таким ученым, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники Земли, космические корабли. В это время в нашем языке появилось новое слово – «космос».
Подберем к нему родственные слова. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений?

Д. Космонавт.

У. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов?

Д. Космодром.

У. Как называют предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству?

Д. Космический.

У. Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень.

Дети выполняют задание. Учитель открывает запись на доске.

Космос, космонавт, космодром, космический

– В чем заключается секрет корня слова?

Д. Корни родственных слов пишутся одинаково.

У. 12 апреля – День космонавтики. Это праздник летчиков-космонавтов, инженеров, рабочих, которые изготавливают космические корабли и спутники.
Как по-другому можно назвать космический корабль?

Д. Ракета.

У. Составим предложение со словом «ракета». Что делает ракета?

Д. Летит.

У. Летит куда?

Д. В космос.

У. Какое предложение получилось?

Д. Ракета летит в космос.

У. Запишем это предложение в тетрадь. Назовите слово, обозначающее действие предмета.

Д. Летит.

У. Какая орфограмма встретилась в слове?

Д. Безударная гласная в корне.

У. Как мы ее проверяем?

Д. Подбираем проверочные слова – взлет, полет.

На доске:

Ракета

летит

вы-; от-; за-; при-; у-; до-; в-; пере-; под-; с-

У. Прочитайте приставки, записанные на доске. Образуйте с их помощью новые слова. Запишите эти слова и выделите приставки.

Дети выполняют задание.

– Как меняется значение слов в зависимости от использования приставок? Какой секрет есть у родственных слов?

Д. У них корни пишутся одинаково.

У. Что меняет приставка?

Д. Значение слова.

У. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя подходящие по смыслу приставки. Приставки выделите.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые ...летел в космос. За 108 минут он ...летел Землю.

VII. Физкультминутка

У. Карусели, карусели!
Мы с тобой в ракету сели
И по-е-ха-ли!!!

Дети поднимают руки над головой, кончики пальцев соединены вместе.

– Присели! К запуску приготовиться! Полетели!
Мы с вами прилетели на Луну. По ее поверхности мы можем передвигаться на луноходе.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Луноход» (упражнение для подушечек пальцев).

Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

VIII. Упражнение в словообразовании (продолжение)

Дети получают карточки с заданиями и работают в парах.

Карточки

У. Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.

Дети выполняют задание. После самостоятельной работы осуществляется проверка.

IХ. Итог урока

У. Что такое приставка?

Д. Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

У. В каких словах чаще встречаются приставки?

Д. В словах-действиях.

У. Каждая приставка несет определенный смысл, значение. Написание приставок нужно запоминать. На наших уроках мы будем составлять «Справочник приставок русского языка», чтобы облегчить запоминание.