Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ТИХОМИРОВА,
г. Троицк,
Московская обл.

«Полюбуйся, весна наступает...»

4-й класс

«Начальная школа: работа с текстом; искусство речи; работа над сочинениями. 1—4 классы».Текст взят из пособия для учителя, выпущенного ИД «Первое сентября»: «Начальная школа: работа с текстом; искусство речи; работа над сочинениями. 1—4 классы».

Тема. «Сочинение по картине И.И. Левитана “Весна. Большая вода”».

Цели. Показать детям картины пробуждающейся природы, радость весеннего дня, создаваемые словами, звуками и красками; воспитывать любовь к родной природе, учить детей понимать прекрасное; способствовать развитию у школьников творческой активности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли.

Оборудование. Большая репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; у каждого ребенка на столе открытка с репродукцией этой картины; грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Апрель (Подснежник)».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины.
Стройные сосновые леса и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, свободно и могуче несущие воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.
Сегодня мы с вами познакомимся с художественным произведением, изображающим природу.

III. Проверка домашнего задания

У. Сейчас, ребята, я вам предлагаю восстановить четверостишие и сказать, какую картину мысленно вы себе представили, прочитав эти строки.

На доске:

Какое лучшее время для года?
Ну конечно же, ...
Радость видеть, что природа
Пробуждается от ... 

Дети восстанавливают четверостишие.

У. Почему же именно весна вызывает чувство радости, бодрости?

Дети. В природе все просыпается, оживает.

У. Кто это может подтвердить стихотворными строками?

Дети зачитывают наизусть стихи и четверостишия о весне, подготовленные дома. Некоторые фрагменты учитель записывает на доске. В дальнейшем они могут быть эпиграфами.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

(Ф.И. Тютчев)

Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает.

(И.С. Никитин)

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!

(М.И. Исаковский)

Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает;
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей...

(А.С. Дрожжин)

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

(А.С. Дрожжин)

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

(Е.А. Баратынский)

Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.

(А.С. Пушкин)

Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.

(С. Тараховская)

IV. Подготовительная беседа

У. Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Георгий Скребицкий в своей книге «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему. А вспомните великого русского композитора Петра Ильича Чайковского! Мы с вами и в первом, и во втором классе слушали цикл произведений «Времена года» из его «Детского альбома». Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми.
Прослушав пьесу, дайте словесное описание картины природы, которую вы себе представили.

Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского «Апрель (Подснежник)». Дети делятся своими мыслями.

– Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослушанные стихотворения и рассказы о весне, просмотренные кинофильмы, диафильмы, прослушанную грамзапись и назовите главные приметы весны.

Д. Ласковое теплое солнце, свежий воздух.

У. Какие еще признаки весны вам хорошо известны?

Дети перечисляют.

V. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

У. Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и…

Д. Красками.

У. Сегодня мы будем внимательно рассматривать картину замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Учитель вешает на доску репродукцию картины и раздает детям открытки с репродукцией.

– Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы.
Картина Левитана – это лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света и воды.
А теперь, ребята, молча внимательно рассмотрите эту картину, подумайте над ее содержанием.
Похожа ли она на то, что вы видели на экскурсии, представляли себе, читали, прослушивали в грамзаписи?

Д. Похожа.

У. Какое время года изображено на картине?

Д. Весна.

У. Какие признаки говорят о том, что это весна?

Д. Светит солнышко, тает снег, кругом много света и воды.

У. Какой месяц весны на ней изображен?

Д. Апрель.

У. Как вы догадались, что это апрель?

Д. В апреле на водоемах лед тает, кругом разливается вода.

У. Объясните поговорку: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы».

Д. В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.

У. Какое время суток изображено на картине?

Д. Полдень.

У. Как Левитан показал это?

Д. Мы видим четкие темные, синие тени на песке.

У. Почему именно полдень?

Д. В это время дня лучше всего заметны все приметы весны.

У. Почему художник назвал свою картину «Весна. Большая вода»?

Д. Половодье – это большая вода.

У. Как бы вы могли назвать эту картину?

Д. «Половодье», «Лес весной».

У. Каково сочетание красок на картине?

Д. Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

У. Какое настроение они создают у зрителя?

Д. Они точно передают радостное, весеннее настроение.

У. Пейзаж Левитана наполнен светом, теплом и радостью. Это настроение создается художником путем применения голубовато-желтых тонов.
По каким признакам на картине можно судить о пробуждении весенней природы?

Д. Изображены теплое ласковое солнце, свежий прозрачный чистый воздух, голубое небо.

У. И лес, и поле, и речка, и человек – все чувствуют свежий весенний воздух и ласковое тепло солнца. Какой изображена здесь природа?

Д. Спокойной, тихой, величавой.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по картине (продолжение)

У. Всмотритесь в картину. Что вы видите на картине? Какие предметы художник изобразил на ней?

Д. Воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег.

У. Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна?

Д. Все пронизано лучами искрящегося теплого солнца, озарено, погружено в золото тепла, имеет золотистый оттенок.

У. Почему вода занимает большую часть картины?

Д. Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.

У. Какая вода в реке?

Д. Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся.

У. С чем ее можно сравнить?

Д. С зеркалом. В ней отражаются деревья, кусты.

У. Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

Д. Небо.

У. Какое оно?

Д. Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное.

У. С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

Д. С белыми барашками, с легкими корабликами, с белыми комьями ваты, со льдинками.

У. Такие облака называются кучевыми. Почему же на картине преобладают желтый и голубой цвета?

Д. Художник хочет показать тепло солнечных дней и ясное голубое небо.

У. Какой стоит день?

Д. Солнечный, яркий, тихий, теплый, лучезарный, дивный.

У. Всю середину картины занимают деревья, которые расположены группами. Что изображено справа?

Д. Березовая роща.

У. Как выглядит эта роща?

Д. Вода затопила березовую рощу, не одетую листвой. Она просматривается насквозь. Тоненькие веточки на березках покраснели и кажутся красивыми кружевами, зеленая дымка только еще будет окутывать деревья и лес.

У. Какие еще деревья растут в роще?

Д. Старая осина и елочка.

У. Как они выглядят?

Д. Зеленая стройная елочка и старая осина с обнаженным стволом и с похожими на корявые старческие пальцы сучьями. Рядом изящные, тонкие, стройные березки.

У. К каждому дереву подберите эпитеты.

Д. Березки белоствольные, тонкие, стройные, изящные, нежные, легкие, застенчиво-робкие.
– Осина старая, корявая.
– Елочка стройная, зеленая.

У. Что изображено на картине слева?

Д. Узкой дугообразной полосой изображена рыжая земля, прогретая солнцем. На подсушенной земле видны темно-фиолетовые тени. К песчаному берегу причалена лодка-долбленка. Это челнок, сделанный из осины. Группа молодых березок.

У. Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек?

Д. У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.

У. Какая это лодка?

Д. Легкая, непрочная, как скорлупка, утлая, ненадежная.

У. Что изображено на заднем плане картины?

Д. Прибрежные деревушки, лес в воде.

У. Проснулся ли лес?

Д. Еще нет. Природа еще погружена в тишину, но скоро лес проснется.

У. Скажите, какое изображение: справа, слева, сзади или на переднем плане – больше указывает на весну?

Д. Предметы, изображенные на переднем плане и слева, помогают понять и почувствовать весеннее настроение художника.

У. Как вы думаете, удалась ли картина художнику?

Д. Да.

У. Почему удалась?

Д. Художник любуется весной, передает свое настроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.

У. В чем выразилась любовь художника к родной природе?

Д. Она выразилась в его рассказе о приходе весны в родную сторону.
– Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

У. О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?

Д. О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

У. Подумайте, какие действия, свойственные живым существам, приписываются явлениям природы?

Д. Лучи солнца играют, скользят, улыбаются. Деревья смотрят в воду, набираются сил, живут, дышат. Тени от деревьев ползут, тянутся, ложатся.

В процессе разбора учитель записывает на доске слова и словосочетания, которые дети могут использовать при написании сочинения.

вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь, недавно, прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие, насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка-челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную, студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная

VIII. Cоставление плана сочинения

У. О чем нам придется говорить в начале рассказа?

Д. О приходе весны.

У. О чем будем говорить далее?

Д. О том, как разлилась вода.

У. Что будем описывать дальше?

Д. Небо, солнце, воздух, деревья.

У. В заключение вы будете говорить о своем отношении к картине. Какое настроение вы испытываете, любуясь этой картиной? Что вы чувствуете, рассматривая картину?

Д. Испытываем радость.
– Картина передает настроение художника.
– Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.

У. Что оживляет пейзаж и без чего он казался бы скучным и сиротливым?

Д. Лодочка, домишки.

У. В чем выразилась любовь художника к родной природе?

Д. Художник сумел увидеть то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

На доске:

ПЛАН

1. Приход весны.
2. Река разлилась. (Большая вода, половодье, обильная вода, весенний разлив.)
3. Весна в разгаре. (Небо, солнце, воздух, деревья.)
4. Настроение, вызванное картиной. (Мое отношение к данной картине.)

У. Какие короткие авторские тексты о весне вы могли бы написать как эпиграф перед сочинением?

Дети обращаются к стихам, подобранным дома, выбирают эпиграф к своему сочинению.

IХ. Устное составление рассказа

У. Попробуйте описать картину, используя слова и выражения, которые вы подобрали.

Дети выполняют задание.

Ответ «идеального» ученика

Д. На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.
Снег растаял. Обильная холодная вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Река течет медленно. В сине-голубой отстоявшейся воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.
День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут кучевые облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.
Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.
Среди изящных, тонких березок видны молодая зеленая елочка и старая осина с обнаженным стволом и похожими на корявые старческие пальцы сучьями.
По песчаному берегу легли четкие темно-фиолетовые тени от стволов застенчиво-робких березок. Рыжая земля хорошо прогрета солнцем.
К изгибающемуся берегу причалена утлая, как скорлупка, лодка-челнок. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.
Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. На картине преобладают желтые и голубые цвета, благодаря которым мы так хорошо чувствуем огромную любовь художника к родной природе. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны в родную сторону – это надежда на хорошее лето, богатый урожай, счастье.

Х. Написание сочинения

У. Теперь вы можете приступать к работе. В вашем распоряжении весь материал, записанный на доске, орфографические словари и репродукции картины.

Дети пишут сочинения.