Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Доктор педагогических наук, проф.,
член-корр. РАО Н.Ф. ВИНОГРАДОВА

Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования

Оценка современной ситуации

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с постановлением правительства (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой особое внимание уделяется подготовке к школе детей пяти-шести лет.

Таким образом, на повестку дня вновь встала проблема преемственности, которую необходимо сегодня решать с учетом социальной ситуации, достижений психолого-педагогической науки и практики, а также особенностей менталитета воспитателей и учителей.

Следует подчеркнуть, что наименьшее взаимодействие между дошкольными работниками и учителями младшей школы наблюдается в целях и содержании обучения. Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть адаптировано к любому возрасту ребенка. Поэтому сейчас практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема «чему учить и зачем учить» (то есть целей и содержания обучения), сколько «как учить» (то есть методов и средств). Это породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка, и фактической ориентацией на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое «проскакивание» отдельных стадий детского развития.

Следствием этого противоречия стало весьма распространившееся сейчас явление – пути решения проблемы преемственности не всегда соответствуют научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей. Более того, понимание возрастного периода развития ставится в зависимость от организационных сторон системы обучения. Раскрою это положение.

Подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширить знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в «типовой» подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками «связаны» книги: в одной стопочке – о природе, в другой – о географии, в третьей – о языке и т.п.). Этим обусловлено и стремление педагогов заранее «проходить» программу первого класса школы, как можно раньше научить детей читать и писать. При этом очевидно, что для успешного обучения нужна голова не столько хорошо наполненная, сколько хорошо устроенная! Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».

Опытные учителя хорошо знают, что умение читать само по себе не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля, самооценки и др. Еще Л.С. Выготский, сравнивая умственное развитие ребенка, который умеет читать, с тем, который этому не обучен, подчеркивал, что в умственном развитии первый отличается от второго только одним – он умеет читать. Ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что его научили читать. «Это тот же самый ребенок, только грамотный».

В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что ВУЗ указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та – начальной… В свою очередь, начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу: проводятся неоправданные тестирования, проверяющие только готовность к изучению конкретного школьного предмета. И если, по мнению проверяющего, ребенок не усвоил определенное содержание конкретного учебного предмета (например, не умеет читать), ему отказывают в приеме до следующего года. По сути дела это есть нарушение конституционного права каждого ребенка, достигшего соответствующего возраста, поступить в школу, так как целью таких отборов в первый класс является не ответ на вопрос «Каковы индивидуальные особенности будущего первоклассника, как с ним нужно будет работать учителю?», а решение проблемы: «Принять (не принять) ребенка в данную школу?».

По этому поводу было даже специальное письмо Министерства образования РФ – «Рекомендации по организации приема в первый класс» (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03), где, в частности, говорится о том, что «Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся» (указанный документ, с.3)

Описанный подход к приему в первый класс весьма отрицательно отражается на решении проблемы преемственности: в последние годы все в более явном виде происходит корректировка содержания понятия «готовность к школе» в сторону «интеллектуального флюса». Подготовка к школе рассматривается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет продуктивных, художественно-творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой, театром, спортивными упражнениями и т.п. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие воображения и мышления. Дети теряют интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности.

Особую тревогу психолого-педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребенка. Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть решена. Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удается, но это положение еще более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его.

Исходя из сказанного, реализация преемственных связей требует решения следующих задач:

1. Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения – недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.

2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.

3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

На этой основе можно сформулировать конкретные преемственные и перспективные задачи дошкольного учреждения и начальной школы.

Задачи дошкольного учреждения

1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
3. Формирование знаний об окружающем мире как основы развития деятельности (восприятия, коммуникации, познания, игры).
4. Развитие возрастной компетентности в сфере отношений к миру, людям; развитие умений сотрудничества.
5. Педагогическая помощь по развитию сформированных качеств.

Задачи начальной школы

1. Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2. Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром.
3. Формирование общеучебных и предметных умений-навыков, желания и умения учиться, интеллектуальная готовность к образованию на следующем этапе.
4. Готовность к взаимодействию с миром, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
5. Совершенствование достижений дошкольного периода, индивидуализация процесса обучения.

Решение этих задач обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Особо следует учесть тот факт, что ребенок 5–6 лет – дошкольник, то есть только готовится к систематическому обучению.

Что необходимо сделать, чтобы проблема преемственности была решена без отрицательных последствий для ребенка?

Прежде всего, необходимо уйти от конъюнктурного понимания процесса подготовки к школе. Характеристику понятия «готовность к школе» нельзя ограничивать предметным содержанием (подготовкой к чтению и письму, изучением русского языка и математики и т.п.). В характеристику понятия необходимо включить новое содержание: предпосылки учебных умений, новые социальные роли ученика, познавательные интересы будущего школьника, умственные операции (сравнение, классификацию, анализ, обобщение и пр.) и др.

Это требует корректировки методики обучения, его организации, структуры проводимых с детьми занятий и других технологических компонентов дидактического процесса. Выделим структурные элементы занятия по подготовке ребенка к школе, которые не зависят от конкретного содержания изучаемой образовательной области.

1. Структурной основой всех занятий с детьми дошкольного возраста, которые готовятся к школе, должно быть чувственное восприятие, формирование умений рассматривать окружающие предметы. Наблюдать с детьми дошкольного возраста можно разные характеристики предметов и явлений: не только внешний вид (цвет, форму, величину), но и пространственные взаимоотношения (дальше – ближе, выше – ниже…), математические (больше – меньше, длинный – короткий…) и лингвистические характеристики (согласный – гласный звук; слово – предложение…); выделять их качественные (эталонные) характеристики, различать случайные и главные (существенные) признаки, объединять на их основе объекты в группы. Умение наблюдать является необходимым условием «вхождения» ребенка в учебную деятельность, овладения им учебной задачей как ее важнейшего компонента.

2. Для обучения в школе очень важно умение выполнять задание в соответствии с заданной последовательностью, предложенным планом; сравнивать полученный результат с поставленной целью. Формирование этих умений может осуществляться на занятиях по рисованию и окружающему миру, математике и родному языку.

3. Если мы утверждаем деятельностный подход к обучению, то это требует преемственности в развитии ребенка как субъекта деятельности, то есть его равноправного активного участия в дидактическом процессе. Обычно воспитатель детского сада или учитель, ведущий занятия с детьми 5-6 лет, увлекается таким методом обучения как образец и требует от них его точного копирования. Если ребенок не участвует в «открытии» знаний (не высказывает свое мнение, не сравнивает его с образцом), то он теряет интерес к учению, не развивается его инициативность, самостоятельность и творчество. Определенная «конфликтность» процесса обучения необходима. Мы должны предоставить ребенку право на ошибку, размышление, свободу выбора и т.п. Вопросы «А как думаешь ты?», «Почему ты так думаешь?», «Согласен ли ты с мнением товарища?» вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. Конечно, умение отвечать на такие вопросы формируется постепенно и завершится в школе, но начинать эту работу целесообразно раньше.

4. Учебная деятельность – коллективная, школьники часто выполняют задания, которые требуют умения выслушать друг друга, договориться, уступить, доказать и др. Поэтому при подготовке к школе особое внимание должно быть уделено изменению форм организации обучения. Работа в парах, небольших группах приучает к сотрудничеству, развивает способность участвовать в учебном диалоге, совместно организовывать деятельность. Выполнение работы вдвоем, втроем, небольшой группой может стать отдельным структурным элементом занятия. При этом содержание предложенного задания должно стимулировать детей к совместной деятельности, обеспечивать получение общего его результата.

Сделаем вывод: установленные сейчас пути решения проблемы преемственности не всегда соответствуют научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей. Чтобы изменить это положение, нужно рассматривать преемственность как обеспечение непрерывного образования с учетом самоценности данного возраста.

В настоящее время существует много различных программ, в которых предлагаются авторские варианты подготовки детей к школе. Такая программа «Предшкольная пора» создана авторским коллективом, в котором объединились психологи и педагоги. Вот их имена: Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Авторы стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Программа и полный комплект учебно-методических пособий выпускается издательским Центром «Вентана-Граф».