Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Наталья НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык

Программа Н.В. Нечаевой

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Задание 1

а) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются:

1) Количество записанных слов;

2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

т щ а ю о л п б р

Примечание. При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Можно использовать не все буквы, буквы можно повторять.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются:

1) Количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

Задание 3*

Возможные формулировки задания:

1) подчеркни в словах все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места.

Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.

Пример текста:

Живёт в зоопарке чистюля енот,
Немытую пищу он в рот не берёт.

(И. Токмакова)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последнюю неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются следующие недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм.
Все ошибки такого рода фиксируются как искажение замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: спиши текст.

Примеры текстов:

Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи!

(16 слов)
(С. Маршак)

Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на ужин!»

(30 слов)
(М. Бородицкая)

После списывания возможны и другие задания, например: а) сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в первых строчках подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первых двух строчек поставь ударение или подчеркни орфограммы).

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста (см. задания 7, 8).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: проверяемые безударные гласные в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

Примеры слов:

случай, чай, чайка, чайник, чаинки, чашка;
берег, берлога, берет, бережок, бережливый,

берёт, побережье, сберегу

В выписанных словах поставь знак ударения.

Подчеркни буквы безударных гласных.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Орфографический диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен собственных с большой буквы, оформление предложения.

Находка

Летом малыши пошли в лес. Юра и Ольга зашли в чащу. Оля села на пенек. Мальчик увидел ёжика. Ребята взяли ёжика домой. Дети рады.

(25 слов)

Грамматические задания

1. В словах первого предложения поставь ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова третьего предложения, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений.

щенок пластилин из лепить Яша

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Яша слепил из пластилина щенка. Яша и щенок лепят из пластилина. Яшу и щенка слепили из пластилина. Щенок слепил из пластилина Яшу.), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (лепят, слепил, вылепит, ...).

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Она сжала лапки.
Не сиди близко, птичка!
Села около кошки птичка.
Кошки очень хитры.
Спала кошка на крыше.

(18 слов)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а *) Напиши по законам русского языка.

Се[в]одня, коне[ш]но,[ш]то, че[в]о, ле[с]ница

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

иней, ягода, собака, праздник, аллея

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

У Вари
На бульваре
Варежки пропали.

(Е. Благинина)

— Хорошо листьям шелестеть на веточках, — вздохнула одна травинка.

Водоросль чувствует себя лучше, чем рыба в воде!

(В. Хмельницкий)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

В...тер, з...лёный, зап...д, серд...е, шар..., тро...ейбус, поми...ор, ...зык, здра...твуй

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты (см. с. 4, задание 4).

Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста:

Талая Вода

В пруд сбегала Талая Вода, и он подумывал: «Не стать ли Озером?»
В Озеро тоже сбегала Талая Вода, и оно думало: «Не стать ли морем?»
Когда Талая Вода сбегала в Море, Море собиралось стать Океаном.
И только когда в него сбегала Талая Вода, думал о том, что вот — Весна пришла...

(54 слова)
(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, в первом предложении исправь ошибки, если они есть.

б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задание 4 (диктант)

Проверяются правописание Ь и Ъ, отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Порядок работы: 1) написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам; 2) самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть; 3) орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом другого цвета.

Диктант оценивается двумя отметками: первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ученика сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

У весны много вестников. Кричат грачи, звенит капель, появляются лужи. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весна не отступает. Светит солнце. На деревьях набухают почки. На подъёмах пробивается травка. Игорь и Илья смастерили скворечник. Все рады весне.

(41 слово)

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу предложения в 6-м предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: бедный, убогий, скудный.

Жил (какой?) старик в (какой?) лачуге.
(Каким?) был его ужин.

Составление предложений из данных слов

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

молоко Мурзик любить Света

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Света любит Мурзика. Мурзик любит молоко. Света и Мурзик любят молоко. Мурзик любит Свету и молоко. Света любит Мурзика или молоко?), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

Сначала он сделал модель самолета.
Первый в мире самолет был построен в России в 1882 году.
Управлять этим самолетом оказалось трудно.
Он упал на землю и разбился.
Изобрел и построил его Александр Федорович Можайский.
Через пять лет на самолете Можайского поднялись в воздух.

(43 слова)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

3-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки:

1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе «Обучение грамоте»).

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.

бутерброд, крем, детектив, музей, кафе, текст, реклама

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

адрес, метель, герой, барьер, овёс, союз

Проверка орфографической зоркости*

Задание 2

«Прочитай так, как мы обычно говорим». Далее возможны разные формулировки задания:

1) подчеркни все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

И вороны над полями
Вдруг запели соловьями,
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.

(К. Чуковский)

Однажды Улитка свернулась калачиком, и ей это так понравилось, что она и домик себе построила – калачиком, и ходить научилась, свернувшись калачиком, и есть, и, конечно спать...

(В. Хмельницкий)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием: правильно его списать, после чего возможны и другие задания. Пример текста для списывания:

Жарким днем

Жаркий солнечный день. Солнце в зените, лето в разгаре...
И вдруг откуда-то сверху – Птичье Перо...
Птичье Перо падало, кружась, как лист.
— Еще недавно я было Птицей! — пело Перо. Перо пело, посвистывая на поворотах: — Я летало под облаками! — гордилось Перо. — А Листья, они такие обыкновенные... я на них всего лишь похоже.
— Совсем чуть-чуть, — кивали привыкшие к разным свистунам Листья. И продолжали отбрасывать прохладную и такую желанную тень.

(72 слова)
(В. Хмельницкий)

Задание после списывания:

а) сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) выпиши одно имя существительное, один глагол, одно имя прилагательное; любое из этих слов разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания:

  • 4-й уровень – переписано правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень
    а) 3–4 ошибки или 4 исправления;
    б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

город участок запись листик пешеход лесостепь

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяется правописание гласных после шипящих, правописание Ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, раздельное написание предлогов, союзов, написание имен собственных, оформление предложения).

Порядок работы: написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (слова с выделенными орфограммами проговариваются орфографически); его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются); орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками (исправления вносятся карандашом другого цвета).

Оценивается диктант двумя уровнями: первый фиксирует реальную грамотность, второй – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Пригревает весеннее солнце. На лесной поляне тает снег. Опустели зимние квартиры в старом пне. Проснулась, выбралась из норки ящерка. Вылез еж. Он помылся, почистился, побежал по поляне искать еду. Ожил под теплым солнышком огромный лесной дом-муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Сухую травинку они положили в ямку около пня.

Грамматические задания

а) Подчеркни грамматическую основу в предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены однородные члены.
в) В этих предложениях у глаголов определи время, число, если возможно – род, у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

глинистый – глиняный (берег, горшок);
высокий – высотный (дом, человек);
грозный – грозовой (взгляд, ветер);
длинный – длительный (шест, поход).

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно составлено 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – правильно составлено 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – правильно составлено 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление творческих способностей, а также выявление способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ты наверняка хорошо знаешь сказку «Красная Шапочка». Ты помнишь, как волк перехитрил Красную Шапочку. Затем он съел ее бабушку, а потом и девочку. Но все закончилось хорошо для бабушки и Красной Шапочки. Их спасли охотники.
Предлагаем тебе сочинить свой сюжет этой части сказки так, чтобы волку не удалось съесть ни бабушку, ни Красную Шапочку, а охотникам не пришлось стрелять в волка.

Оценка способности решать нестандартные задания

Грамматическая и пунктуационная правильность не оценивается.

  • 4-й уровень – представлены все четыре показателя: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания, 4) оригинальность версии;

  • 1-й уровень – задание не выполнено; написанное не соответствует заданию.


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.