Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА,
Елена ВОРОНИЦЫНА

Русский язык

Программа А.В. Поляковой

1-й класс

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 1

волк, день, люди, белка, моржи, весна, май

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Запиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([д’], [ ], [ ]).

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 2

Шарик, следы, чайка, огонь, деньки, малина, Ира

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 3 (орфографический диктант)

Гости

У Наташи были гости. Она угощала их чаем с калачами. Старший брат Миша принес чайник. Наташа сама налила чай в чашки. Хорошая хозяйка Наташа!

(25 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки.

Работа 4 (орфографический диктант)

Мы идем в рощу. Сколько в рощах птиц! Кричат грачи. Трещат сороки. У птиц малыши. Они пищат. Все птички ищут пищу малышам. Вот душистые цветы. Хороши наши рощи!

(28 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркни в словах буквы, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки.
2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки.

Работа 5 (диктант)

Стоят чудесные деньки. Мальчик Витя Шишкин идет в чащу за грибами. С ним бежит пес Джим. Вот и чаща. На больших пеньках куча опят. В чаще живут ежи.

(28 слов)

Порядок работы

Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам. Затем диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются ошибкоопасные части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. Поставь ударения в словах первого предложения.
2. Раздели на слоги слово чудесные.

На восстановление деформированного текста

Работа 6

Цветы ожили.
Настя принесла лейку с водой.
Земля на клумбе была сухая.
Она полила розы.
Листочки цветов вяло опустились.
Стояла жара.

(21 слово)

Порядок работы

Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

2. Раздели для переноса слово полила.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество  учащихся

Работа 1

  • Не выписали слова с твердыми согласными звуками

  • Не выписали слова с мягкими согласными звуками

  • Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных

  • Не записали мягкие согласные звуки

Работа 2

  • Не разделили слова на слоги

  • Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический диктант)

  • В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

  • Выделили не все буквы твердых шипящих звуков

Работа 4 (орфографический диктант) вариант

  • Подчеркнули не все буквы, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки

  • Выделили не все буквы твердых шипящих звуков

Работа 5 (диктант)

  • Не во всех словах проставили знак ударения

  • В слове чудесные указали не все варианты переноса

Работа 6

  • Текст составили с помощью учителя

  • В слове полила указан только один вариант переноса

 

 

2-й класс

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 1

Пришла весна настали чудные деньки журчат ручьи у крыльца травка школьники идут гулять в рощу там поют птицы Илья и Люба рвут первые цветы весь день ребята были в лесу мальчики и девочки рады теплу.

(36 слов)

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Напиши слова в лесу, цветы и подчеркни орфограммы. Подбери проверочные слова к каждому из слов.

На выявление умения составить словосочетание и определить части речи

Работа 2

Поляна (какая?) ...
Друг (какой?) ...
Окно (какое?) ...
Деревья (какие?) ...

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. Раздели слово деревья для переноса.

На выявление умения находить части речи

Работа 3 (диктант)

Друзья птиц

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит их мать. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птиц?

(42 слова)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфографическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (верные исправления за ошибку не считаются).

3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматические задания

1. Подчеркни в пятом предложении подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи и число.
2. В четвертом предложении подчеркни существительные, определи их род.
3*. К слову длинные запиши противоположное по значению слово (антоним).

Работа 4 (диктант на пройденное)

На даче

Мы живем на дачГ. Стоят теплые летние дни. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сад. В саду много цветов и деревьев. Вот душистые флоксы. На листочках блестят капли росы. В тени спит рыжий кот Пушок. Хороши у кота усы! Но наш кот ленив, любит спать.

(45 слов)

Порядок работы (см. работу 3)

Грамматические задания

1. В пятом предложении поставь над словами знак ударения.
2. К слову сад подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.
3. Подчеркни орфограммы в слове листочках.
4*. Запиши синоним к слову блестят.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество  учащихся

Работа 1

  • Выделили не все предложения

  • Заголовок не соответствует содержанию текста

  • Не подчеркнули орфограммы

  • Не подобрали проверочные слова

Работа 2

  • Не подчеркнули прилагательные

  • Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных

  • Не разделили слово для переноса

Работа 3 (диктант)

  • Не выделили главные члены предложения

  • Не надписали части речи

  • Не указали число

  • Не подчеркнули имена существительные 

  • Не у всех существительных определили род

  • Не подобрали антоним к слову длинные

Работа 4 (диктант)

  • Не проставили знак ударения

  • Не подобрали однокоренные слова

  • Не подчеркнули орфограммы

  • Не подобрали синоним к слову блестят

 

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв

2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

3. Родовые окончания прилагательных

4. Большая буква в именах собственных

5. Буквы гласных после шипящих

6. Оформление предложения

7. Буквы парных согласных на конце слова

8. Перенос слов

9. Раздельное написание предлогов

10. Правописание разделительного мягкого знака

11. Правописание ь в конце и в середине слова

 

3-й класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Яркое солнце освещает высокие макушки елей.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи.
2. Найди в предложении словосочетания и выпиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор любого слова из предложения.

Примечание. Возможен другой вариант предложения:

Весенние лучи солнышка согревают темный лес.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Стоит жаркое лето. Светит горячее солнце. Земля, трава, кусты дышат зноем.
Неожиданно повеял легкий, свежий, отрадный ветерок. Он пахнет медом, ягодами, грибами.
Вот ель. Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Под серым смолистым стволом елки стоит круглая, как блинок, сыроежка. На ее зеленую блестящую шляпку от ветерка посыпались старые иголки. Озорной ветер подгоняет их.

(55 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши предложения с однородными членами.
2. Укажи падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения.
3. Напиши название однородных членов предложения, выраженных прилагательными.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Как зимуют рыбы

Осенью рыбы выбирают местечко для зимовки. Сом зимой неподвижно лежит в ямке на дне. Широкий плоский лещ опускается в глубину и тоже ложится на дно. Лещи лежат рядками и не шевелятся. Щука и судак дремлют в темных ложбинках-овражках. Только налим всю зиму разгуливает по реке. Под толстой ледяной крышкой рыбы будут ждать весну.

(57слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст про себя.

Грамматические задания

1. Выпиши из текста имена существительные в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе) по склонениям.
2. Подчеркни известные орфограммы в корне слов лежит, рядками, ледяной, овражках.
3. Разбери по составу слова местечко, зимой.

Работа 4 (диктант)

Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Яркое солнце освещало окрестности. Дождевые капли тяжело ударяли по травке, деревьям, цветам. Они повисали на веточках, листочках и травинках. В каждой дождинке, в каждой капельке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до деревни? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

(65 слов)

Порядок работы

Учитель читает весь текст по орфографическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически проговариваются ошибкоопасные части слов с неизученными орфограммами.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. В написании глаголов учитываются только ошибки в приставках.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корне слов:

по травке, солнце, окрестности, легкий, потянул, деревьям.

2. Из восьмого предложения выпиши существительные. В словах укажи склонения, обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество  учащихся

Работа 1

  • Подчеркнули не все члены предложения

  • Указали не все части речи

  • Выписали не все словосочетания

  • Не различают группу подлежащего и группу сказуемого

  • Неверно выполнен грамматический разбор

Работа 2

  • Выписали не все предложения с однородными членами

  • Не указали падеж существительных

  • Не написали названия однородных членов предложения, выраженных прилагательными (определение)

Работа 3

  • Выписали не все существительные 1-го склонения

  • Выписали не все существительные 2-го склонения

  • Выписали не все существительные 3-го склонения

  • Не выделили все орфограммы

  • Неверно разобрали слова по составу

Работа 4 (диктант)

  • Не подчеркнули орфограммы в корне слов

  • по травке, солнце, окрестности, легкий, потянул, деревьям.

  • Выписали не все существительные из указанного предложения

  • Не указали склонение

  • Не обозначили окончания

 

 

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы непроверяемых безударных гласных

3. Буквы парных согласных в середине слова

4. Правописание разделительного мягкого знака

5. Буквы гласных после шипящих

6. Правописание падежных окончаний существительных

7. Правописание приставок и предлогов

8. Правописание родовых окончаний прилагательных

9.  Буквы непроизносимых согласных

10. Знаки препинания в предложении с однородными членами

11. Прочие ошибки

 

4-й класс

На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов

Работа 1 (диктант)

Половодье

На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придешь через неделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.

(63 слова)

Порядок работы (см. работу 4)

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Укажи падежи имен прилагательных и выдели окончания.
3. Выдели безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (выборочный диктант)

У нас весна длится три месяца. Весенние изменения следуют в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка. Ландыш не зацветет раньше подснежника. В апреле поются одни песни, в мае раздаются другие.
На берегу лесной речки можно услышать соловья. Он любит прятаться в густых зарослях. Чyдными звуками начинают заполняться все окрестности.
Соловей прижимается к ветке, старается вытянуться во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят.
Во всем мире не услышишь песни красивее соловьиной.

(81 слово)

Порядок работы

Сначала весь текст выразительно читает учитель, затем диктует слова, выделенные в предложениях. На доске выписать слова: изменения, зарослях, прижимае..., старае.... Ученики записывают группу слов каждого предложения через запятую.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Разбери по составу слова стриж, крылышки.

На определение спряжения глаголов

Работа 3

1. Руки не протянешь – с полки не достанешь. 2. Без заботы и репу не вырастишь. 3. В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. 4. Здоровья не купишь. 5. Что намолотишь, то и в закрома положишь. 6. Снегу надует – хлеба прибудет. 7. Ветерок набегает легкой волной. 8. Скромность украшает человека. 9. Солнце землю нагревает, гонит с нашей горки лед. 10. Мать и сын теперь на воле. Видят холм в широком поле.

Порядок работы

Пословицы записываются на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы группируя их по спряжениям.
2. Напиши неопределенную форму данных глаголов I спряжения.
3. Есть ли здесь глаголы-исключения? Выпиши их, если они есть.

Работа 4 (диктант)

Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

(86 слов)

Порядок работы

Учитель читает текст, обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы, правильно расставить знаки препинания.
Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки, орфографически проговаривает отдельные места в словах.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий и местоимений в косвенных падежах не учитываются.

Грамматические задания

1. Третье предложение разбери по членам предложения.
2. Над глаголом напоминают надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слово жемчужины.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество  учащихся

Работы 1 и 2 (диктанты)

  • Не выделили предложения с однородными членами

  • Выделили не все имена прилагательные

  • Указали не все падежи прилагательных

  • Неправильно выделили окончания прилагательных

  • Выделили не все безударные окончания глаголов 3-го лица

  • Неверно разобрали слова по составу

Работа 3

  • Неправильно определили спряжение глаголов

  • Выписали не все глаголы I спряжения

  • Выписали не все глаголы II спряжения

  • Неправильно написали неопределенную форму данных глаголов I спряжения

  • Не выписали глаголы-исключения

Работа 4 (диктант)

  • Неправильно выделили члены предложения

  • Над глаголом не указали время

  • Над глаголом не указали спряжение

  • Неверно разобрали слово по составу

 

 

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы парных согласных в корне слова

3. Правописание приставок

4. Правописание предлогов

5. Правописание падежных окончаний существительных

6. Правописание падежных окончаний прилагательных

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов

8. Орфограмма -тся (-ться)

9. Удвоенные согласные

10. Перенос слов

11. Пропуск, замена, вставка букв

12. Прочие ошибки