Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Наталья СЕЛЮНИНА

Окружающий мир

Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

1-й класс

Правильное определение понятий

Задание 1

Подчеркни правильное определение понятия «природа»:

а) Природа – всё, что окружает нас.
б) Природа – это растения и животные.
в) Природа – это всё, что существует в окружающем мире независимо от человека.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Узнавание объектов окружающего мира. Подведение частных понятий под общее.

Задание 2

а) Напиши названия объектов. (Даны рисунки: ель, лиса, малина, дуб, ёж, щука, муха, ландыш).

б) Распредели эти объекты на две группы. Дай название второй группе.

Растения     . . . . . . . .

Уровни выполнения задания

а) 

  • 4-й уровень – все объекты узнаны и подписаны;

  • 3-й уровень – не узнаны и не подписаны 1–2 объекта;

  • 2-й уровень – не узнаны и не подписаны 3–4 объекта;

  • 1-й уровень – не узнаны и не подписаны более 4 объектов.

б

  • 4-й уровень – все объекты распределены правильно, дано название группы «Животные»;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка при распределении объектов, дано название группы «Животные»;

  • 2-й уровень – допущено 2–3 ошибки при распределении объектов, группа «Животные» не названа;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок при распределении объектов, группа «Животные» не названа.

Задание 3

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Книга, автомобиль, пингвин, диван.
б) Облако, солнце, камень, оса, река.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно вычеркнуты лишние слова, группы названы верно;

  • 3-й уровень – правильно вычеркнуты лишние слова, группы не названы;

  • 2-й уровень – допущена 1 ошибка, группы не названы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

Укажи стрелкой, к какому понятию относится каждый из этих объектов:

берёза    сирень      клён    смородина     
земляника     тюльпан    укроп
Кустарник    Дерево         Травянистое растение

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно распределены объекты по группам;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 4 ошибок.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

Нарисуй и раскрась флаг России.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Даны названия объектов:

Земля, Австралия, Луна, Африка, Евразия, Северная Америка, Марс.

а) Подчеркни названия материков;
б) допиши недостающие названия материков.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно подчеркнуты и дописаны все недостающие названия материков;

  • 3-й уровень – верно подчеркнуты названия материков и дописано одно недостающее название;

  • 2-й уровень – допущена 1 ошибка в подчеркивании материков, недостающие названия не указаны;

  • 1-й уровень – допущены 2–3 ошибки в подчеркивании материков, недостающие названия не указаны.

Умение работать с таблицей. Дифференциация тел и веществ окружающего мира по их состоянию

Задание 2

Запиши в каждую графу таблицы не менее 3–4 названий веществ.

Вещества

твердые

жидкие

газообразные

     

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – названия веществ в каждой группе указаны верно;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 4 ошибок или таблица не заполнена.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 3

Укажи стрелкой существенные признаки воздуха.

Воздух

лёгкий   
прозрачный
ароматный
бесцветный
газообразный
без запаха
имеет форму
сжимаем
упругий

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно указаны 6 существенных признаков воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха, газообразный, сжимаем, упругий);

  • 3-й уровень – правильно указаны 4–5 признаков;

  • 2-й уровень – правильно указаны 3 признака;

  • 1-й уровень – правильно указаны 1–2 признаков.

Установление причинно-следственных связей

Задание 4

Продолжи предложение:

Смена дня и ночи происходит потому, что...

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Умение составлять схемы

Задание 5

Нарисуй схему круговорота воды в природе. (Дан рисунок, на котором нужно обозначить стрелками круговорот воды в природе).

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – на схеме вода уходит под землю вертикально;

  • 2-й уровень – схема не закончена: нет подземного движения воды;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Переход от общего понятия к частному

Задание 6

а) Напиши 2–3 названия растений каждой группы.

1. Водоросли:_________________________.
2. Мхи: ______________________________.
3. Хвойные: ___________________________.
4. Цветковые: _________________________.
5. ?

б) Напиши, какая из групп растений пропущена.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – названия представителей групп даны верно, выполнен пункт б;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

3-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Выпиши из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов.

верблюд, ягель, кедр, орешник, можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка, дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса, песец, соболь, ковыль

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено 5 или более ошибок.

Умение составлять схему

Задание 2

Составь схему состава почвы.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно указаны 6 компонентов (песок, глина, вода, воздух, органические вещества, минеральные вещества);

  • 3-й уровень – ответ неполный – пропущены 1–2 компонента;

  • 2-й уровень – допущены ошибки или названо не более 3 компонентов;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление связей внутри природного сообщества

Задание 3

Составь одну-две цепи питания в природном сообществе луг.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно составлены 2 цепи питания;

  • 3-й уровень – верно составлена 1 цепь питания;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 4

Сделай словесное описание погоды, используя ее знаковую запись.

 

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – дано полное словесное описание погоды;

  • 3-й уровень – допущены неточности, словесное описании погоды неполное;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Соотнесение года и века

Задание 5

Заполни таблицу.

Год

век

событие

988
1242
1380

   

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (указан век и историческое событие);

  • 3-й уровень – задание выполнено частично;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

4-й класс

Твоё государство

Задание 1

1) Перечисли государственные символы России.
2) Назови главный город региона, в котором ты живёшь.
3) Какие символы есть у твоего региона?

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – даны верные ответы на 3 вопроса;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Назови 2–3 государства-соседа России и их столицы.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно указаны государства и их столицы;

  • 3-й уровень – верно указаны государства, допущена 1 ошибка в указании столиц;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Раскрытие связи между строением и функцией органа

Задание 3

Назови самый крупный орган человеческого тела. Назови его функции (значение для человека).

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (орган – кожа; функции – защита, дыхание, осязание);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка или неточность;

  • 2-й уровень – допущены ошибки; ответ неполный;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

Почему кости черепа соединены неподвижно, а кости рук имеют подвижное соединение?

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – дан правильный ответ (кости черепа защищают головной мозг; подвижное соединение костей рук позволяет выполнять различные движения);

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки в объяснении;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 5

Заполни таблицу. Приведи 3–4 примера каждой группы полезных ископаемых.

Полезные ископаемые

рудные

горючие

строительные

   

 

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – более 4 ошибок или таблица не заполнена.

Соотнесение года и века

Задание 6

Укажи век.

34 год –
731 год –
1028 год –
1915 год –
2006 год –

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

История России

Задание 7

Расположи исторические события в хронологическом порядке.

Основание Санкт-Петербурга;
крещение Руси;
первый полёт человека в космос;
Бородинская битва;
Великая Отечественная война;
Куликовская битва.

Уровни выполнения задания

  • высокий  уровень – задание выполнено верно;

  • низкий уровень – задание не выполнено.