Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда ЕРМАКОВА,
учитель начальных классов школы № 3
г. Апатиты

Путешествие по школьным предметам

Многие педагоги, набирающие первый класс, знакомятся со своими будущими учениками еще весной. Они приводят малышей в класс, где тем предстоит заниматься, показывают детям учебники, рассказывают о правилах поведения в школе.
Надежда ЕРМАКОВА, учитель начальных классов школы № 3 г. Апатиты, набирая новых учеников, проводит в апреле–мае совместное занятие, на котором и будущие первоклассники, и старшие ребята могут показать свои знания. На таком занятии малыши знакомятся со школой, со своей будущей учительницей и узнают о предметах, которые им предстоит изучать. Вы можете воспользоваться идеей педагога и провести такой же урок-знакомство.

Тема. «Путешествие по школьным предметам».

Цели. Развивать интерес к учебной деятельности, воспитывать взаимовыручку, самостоятельность, чувство ответственности за младших.

Оборудование. Игровое поле с названиями школьных предметов, звездочки, кассета с голосами птиц, иллюстрации птиц; конверт 1 – буквы р, е, б, я, т, а; конверт 2 – геометрические фигурки; конверт 3 – цифры 9, 8, 8, 7; конверт 4 – собор, купола, нотки с номерами для музыкального задания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча – игра «Звездный час». Что обозначает такое название, вам объяснят четвероклассники.

Ученики 4-го класса. «Звездный час» – это фразеологическое выражение, обозначающее момент высшего подъема, напряжения и испытания сил.

У. Каждый из вас тоже достиг определенных вершин. Старшие ребята заканчивают начальную школу и переходят в 5-й класс. А малыши готовы 1 сентября переступить порог школы и сделать шаг в новую жизнь. У меня вопрос к будущим первоклассникам. Вы знаете, какие уроки проводятся в школе?

Дети отвечают.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по школьным предметам и узнаем, как наши ребята готовы к новым испытаниям, которые ждут их впереди. Ведь, как гласит народная пословица: «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». После выполнения заданий на нашем игровом поле будут загораться звездочки.

После каждого правильного ответа учащиеся прикрепляют к доске звездочки.

– Первая страничка называется «Грамотейка».
Каждый человек должен уметь правильно говорить и писать. Этому мы учимся на уроках русского языка. Первое задание – «Небывальщина». Оно требует очень большого внимания. Надо найти ошибку в стихотворении.

Пробуждается природа,
Снег растаял у порога.
Кочки лопаются дружно,
И пальто уже не нужно.

(Почки)

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на ель.
И матросы три недели
Карамель на ели ели.

(Мель)

Ухо слышно тут и там –
Ухо ходит по горам.
– Ухо, спустишься сюда?
Ухо тихо: «Да, да, да-а-а!»

(Эхо)

Вторая страничка – «Составим предложение».
Первое слово в этом предложении назову я. Это слово «все».
Второе слово составят будущие первоклассники. Для этого им надо достать буквы из конверта 1 и разложить в нужном порядке.

Дети выполняют задание.

– Какое слово у вас получилось?

Дети. Слово «ребята».

У. Третье слово составят старшие ребята. Возьмите корень из слова «молодой», суффикс из слова «косцы», окончание из слова «травы». Какое слово у вас получилось?

Д. Слово «молодцы».

У. Прочитайте все предложение.

Д. «Все ребята молодцы!»

У. Так говорит учитель, когда задание хорошо выполнили все ребята.
Третья страничка называется «Сказка, я тебя знаю!». Она посвящена известному сказочнику – Хансу Кристиану Андерсену.
Давайте посмотрим, как вы знаете его сказки.

Будущие первоклассники озвучивают отрывки из сказок («Снежная королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик»), а старшие ребята должны назвать произведение.
Четвероклассники достают из корзиночки предметы, а первоклассники должны узнать, в какой сказке они встречались. В корзинке: кроватка с матрасиками и горошинка, яйцо из папье-маше с утенком, цветок с девочкой – Дюймовочкой. («Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Дюймовочка».) Звучит запись с голосами птиц.

– Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Д. В лес.

У. О лесе, о птицах, о животных мы говорим на уроках природоведения. Наша страничка называется «Окно в природу».
Очень часто людей сравнивают с различными птицами, поэтому попробуйте закончить мои предложения.

  • Вольный, как ... (птица).

  • Зоркий взгляд, как у ... (орла).

  • Выступает величаво, как ... (павлин).

  • Верность ... (лебединая).

Учитель показывает иллюстрации птиц после каждого ответа.

– О птицах существует много легенд. Я хочу рассказать вам одну из них.

Поспорила одна глупая птица, что долетит до самого солнца и не испугается. Сколько ей ни доказывали, что это невозможно, она не верила и полетела к светилу. Оно, горячее и пылкое, опалило птице грудку, но не убило насмерть, а только проучило, чтобы другие глупые птицы так не поступали. Что это за красногрудая птичка?

Д. Снегирь.

У. Когда она появляется в наших краях?

Д. Зимой.

Ученики 4-го класса. Снегири всегда держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке – самочке. Снегири охотно посещают кормушки, особенно те, где есть семена подсолнечника.

У. Каких еще зимующих птиц знают мои будущие первоклассники?

Дети отвечают.

– Куда улетают зимующие птицы с наступлением весны?

Ученики 4-го класса. Синицы, свиристели, снегири – лесные кочующие птицы. Зимой, когда в лесу не хватает пищи, они перебираются поближе к жилью человека в город, где в это время еще осталось достаточное количество ягод на деревьях. С наступлением весны они улетают далеко в лес, где находят себе пищу.

У. Следующая страничка нашей школьной жизни напоминает, что пришло время отдыха. На уроках мы ее называем «Физкультминутка».
Мы с вами говорили о зимующих птицах, но на смену зиме приходит весна, и к нам возвращаются перелетные птицы. Одной из них будет посвящена наша минутка отдыха.

Лебеди летят, крыльями машут. (Взмах руками.)
Присели над водою, качают головою. (Повороты головы влево и вправо.)
Гордо и важно умеют держаться, (Соединить руки за спиной и покружиться вокруг себя.)
Тихо, бесшумно на воду садятся. (Медленно присесть.)

– Что вы знаете об этих птицах?

Ученики 4-го класса. Лебеди к нам на север возвращаются в мае. Здесь они выводят птенцов. Долго не покидают наших мест и задерживаются до ноября, а иногда и до декабря, так как в условиях Мурманской области лебедята становятся летными лишь к началу зимы.

У. Следующая страница – «Думай и считай!».
Нам предстоит выполнить целую цепочку заданий. От того, как выполнят свое задание малыши, зависит, что надо будет делать старшим ребятам.

Будущие первоклассники достают из конверта 2 геометрические фигурки и выложить их на парте по порядку номеров с 1-го по 11-й. Затем одинаковые фигурки надо поменять местами. Если задание будет выполнено верно, старшие ребята прочитают задание для себя: «найди ошибку». Затем четвероклассники определяют, какие математические выражения верны, а какие нет.
Если ученик считает, что пример решен верно, он берет букву из колонки «Да», а если нет – из колонки «Нет».  Выбранные буквы появляются в 3-м столбике.

На доске:

 

да

нет

ответ

6 х 6 = 36
3 х 5 = 16
4 х 7 = 28
9 х 5 = 45
7 х 2 = 16
3 х 3 = 9
6 х 8 = 49
о
д
л
и
ш
н
у
б
т
в
ы
ч
р
о
о
т
л
и
ч
н
о

Следующая страница называется «Составь пословицу».
Из разложенных на полу карточек со словами надо составить пословицу. Порядок слов помогут определить цифры над словами.

Малыши берут карточки с цифрами от 1 до 6 и по порядку встают перед доской. («Где песня льется, там счастливо живется».) Старшие ребята читают и объясняют смысл пословицы.

– Продолжением нашего урока будет музыкальная тема. На этой страничке нам помогут нотки. Их всего 6: 3 нотки для будущего первого класса и 3 нотки для четвертого класса. Доставая по очереди из конверта нотки, надо называть их номер. Каждому номеру соответствует знакомая мелодия. Надо вспомнить название произведения. (1-й класс – «Улыбка», «Антошка», «Голубой вагон». 4-й класс – «Руслан и Людмила» Глинки, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Щелкунчик» Чайковского.)

– Ответы на вопросы что? где? когда? мы получаем на уроках истории. Чтобы ответить на вопрос когда?, часто приходится вспоминать даты событий. Одну из исторических дат мы сейчас откроем.
Выложите из конверта 3 все цифры. Назовите и положите перед собой самое большое число из данных.

Дети кладут карточку с числом 9.

– Назовите и положите перед собой карточки с одинаковыми числами.

Дети кладут карточки с числом 8.

– Четвертый класс, скажите, какое число у нас получилось? О каком историческом событии оно напоминает?

Ученики 4-го класса. В 988 году Русь принимает новую веру – христианство. Эта дата связана с именем князя Владимира.

У. Что такое христианство?

Ученики 4-го класса. Христианство возникло в I веке до н.э. Около 2000 лет назад в иудейском селении Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился мальчик, которого нарекли Иисус.
Когда Иисус Христос стал взрослым, он начал читать проповеди. Но священники враждебно приняли Иисуса Христа и его учеников.
Иисус Христос был схвачен и распят на кресте.
Прошло три дня после смерти Иисуса, и он воскрес. Этот день назвали Светлое Христово Воскресение. Это самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа.
Люди, которые поверили Христу, стали называться христианами, а вера – религия – называется христианством.
В Светлое Христово Воскресение принято обмениваться крашенными яйцами – писанками, ведь яйцо – это символ зарождения новой жизни.

У. Мы подошли к последней страничке.
А теперь давайте подготовим поздравительную открытку к празднованию Пасхи. Для выполнения этого задания нам нужен конверт 4. В нем есть необходимые заготовки. Старшие ребята помогут нашим юным гостям выполнить эту работу.

Четвероклассники заранее подготовили двойную открытку в форме яйца. На внутренней стороне открытки они написали вам поздравления.
На обложку открытки дети наклеивают заготовки собора, куполов и фломастером выводят буквы «ХВ».

Учитель. Что вам понравилось больше всего? Кто доволен своей работой на уроке? Кто помог вам в трудную минуту?