Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2006

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Анна ПОТАНИНА,
нейропсихолог,
Александра СОБОЛЕВА,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии www.detki-psy.ru

Не хочу учиться – хочу веселиться!

«Непременно позанимайтесь с ним дополнительно во время летних каникул. За три месяца он успеет проработать неусвоенный материал». Такими словами учителя нередко напутствуют перед летом родителей нерадивых учеников. Стоит ли следовать таким советам?

Лето для детей – это долгожданный праздник, с наступлением которого можно с размаха пнуть надоевший портфель и с утра до вечера гонять в футбол, купаться в реке, носиться на велосипеде, заскакивая домой только для того, чтобы перекусить. А вот у родителей лето частенько вызывает совсем иные чувства. Стараясь соблюсти строгость, многие мамы и папы даже летом не дают ребенку свободно вздохнуть, заставляя его часами сидеть над бесконечными правилами и теоремами. Кто же все-таки прав – отцы или дети? Работоспособность человеческого организма, как мы знаем, находится на максимальном уровне утром. К вечеру, к концу рабочего дня, мы устаем. И тот же принцип «работает» относительно времен года: осенью и зимой людям легче всего дается напряженный рабочий ритм. К середине весны организм заметно истощается, КПД снижается, а летом мозг и тело расслабляются окончательно. В это время года человек жаждет отдыха. Наблюдательные родители, конечно, замечали, что успеваемость ребенка в начале учебного года на порядок выше, чем в конце. Это сказывается не только на оценках, но и на желании учиться, на стремлении получить положительный результат, на количестве времени, необходимого для выполнения уроков. Любой студент или старшеклассник скажет, что летние экзамены сдавать гораздо тяжелее. В то же время желание родителей сохранить в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания вполне обоснованны. Три месяца могут запросто вычеркнуть из памяти половину таблицы умножения или целый исторический период. Так повторять пройденное или нет? Естественно, повторять! Но так, чтобы в этом процессе не звучали слова «уроки», «задание» и «школа».

Почему не надо заставлять ребенка заниматься летом

1. Во время летних занятий с двойной скоростью накапливается нагрузка на кору головного мозга. Способность серого вещества воспринимать новую информацию в этот период минимальна.

2. Чтобы превозмочь сезонную сопротивляемость организма работе, ребенку придется затратить, помимо умственных усилий, еще и физические, а это приведет к двойному растрачиванию энергии.

3. Не исключено, что ученик может на долгое время возненавидеть дисциплину, из-за которой ему пришлось лучшие летние дни провести за учебниками.

4. Родители, насильно усаживающие ребенка за книгу, рискуют потерять его доверие. Как, например, вы отнеслись бы к своему любимому начальнику, если бы он, провожая вас в отпуск, настаивал на непременном повышении квалификации?

5. Материал, который вдалбливается детям с особым летним усердием, при первой же возможности забудется. А вот силы, потраченные на его изучение, не будут восстановлены, и в начале учебного года такой ученик придет в школу абсолютно не отдохнувшим.

Все очень просто!

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала состоит в том, чтобы включить основы предмета в рамки занимательной игры или интересного рассказа. Вот несколько советов, которые помогут вам понять принципы летнего «обучения».

Математика

Все мы летом на пляже играли в «Угадайку»: игру, в которой нужно распознать слово, написанное соломинкой на голой спине. Достаточно заменить буквы на цифры для того, чтобы игра превратилась в решение примеров на сложение и вычитание (вы пишете – ребенок угадывает). Чтобы запомнить таблицу умножения, придумайте вместе с ребенком смешные стишки. Например: «Шестью семь – сорок два (Всюду катятся дрова), Шестью восемь – сорок восемь (К вам придем и есть попросим!), Не дадите нам поесть (Шестью шесть – тридцать шесть), Мы приедем драться! (Шестью два – двенадцать)».

Стишки могут быть разных размеров. Главное, чтобы они были смешными и чтобы ребенок принимал в этом занятии непосредственное участие. Даже сервировка стола может превратиться в забавный урок математики. Предложите ребенку вынуть нужное количество ложек и разложить их в определенном месте (например, справа от тарелок). Со временем можно усложнить задачу: положить ложки справа от тарелки, но слева от стакана. (В этой игре, помимо математической памяти, у ребенка развивается пространственное восприятие, несформированность которого является причиной бед в изучении алгебрю и геометрии.)

Литература

У многих детей литература ассоциируется с чтением книжек, толще и зануднее которых нет во всем белом свете. Но не изучать литературу тоже нельзя. Предложите своему «мученику» другой способ изучения предмета. Сегодня продается огромное количество аудиокассет с записью текстов классических произведений. Включая кассету ребенку перед сном, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную на лето литературу, но и полюбит чтение. Можно показать ребенку фильм, снятый на основе классического произведения. Правда, сюжет фильма может быть очень далек от оригинала, поэтому взрослым желательно знать содержание, чтобы вовремя «откорректировать» развитие событий и поведение главных героев. Многие литературные произведения показывают жизнь такой, какая она есть. Проводите аналогии между жизнью и литературным эпизодом – и юный читатель поймет, что литература – не абстрактный вымысел. Ребенок, который, стоя на берегу моря, слушает стихотворение Лермонтова «Парус», не сможет остаться равнодушным к поэзии.

Биология и природоведение

Лето – идеальное время для изучения окружающей среды. Строение цветка, рост стебельков, созревание плодов, изменение климатических условий – летом нет необходимости изучать это по учебнику и пластмассовым образцам: все можно увидеть своими глазами. «Гоняя гусей» в деревне, малыш без труда изучит всех домашних птиц, а ваше дело – объяснить ему разницу между домашней и дикой птицей. Кстати, обратите внимание ребенка на то, что попугай не является домашней птицей, несмотря на то, что живет дома.

Русский язык

Многие дети не любят читать и писать, потому что в их сознании нет четко сформированного образа буквы. Летом легко устранить эту проблему – можно писать буквы на песке, рисовать человечков, похожих на разные буквы, лепить буквы или слова из глины и соленого теста. Знакомая с детства игра в слова (называть новое слово на последнюю букву предыдущего: корова – арбуз – зуб – буква) поможет ребенку запомнить написание многих слов. Игра «Виселица» будет очень полезна ученикам, пропускающим буквы в словах. Правила игры таковы: один из играющих загадывает слово, говорит, из какой оно области (фрукт, овощ, транспорт и т.д.), и пишет на бумаге первую и последнюю буквы слова, черточками обозначая нужное количество букв. Другой участник по буквам угадывает слово. После каждой неверно названной буквы рисуется палочка, пока не появятся смешная виселица и человечек на ней. Угадывающий проигрывает, если слово не угадано до завершения «строительства». Старайтесь выбирать словарные слова и слова, на которые не распространяется правило (их труднее запомнить). Словарные слова можно прорабатывать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы (например, корова – рисуем корову с глазами в виде буквы «О», интеллигент – рожица, у которой в глазах по букве «Л»). Чтобы проработать приставки или безударные гласные, придумывайте вместе забавные истории, в которых отрабатывается правило их написания. Вот, например, сказка про ПРЕ и ПРИ:

«Жила-была Придумка. Она очень любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала она себе платье. Примерила – неприятно. Присела Придумка, призадумалась. Решила пристрочить к платью кружева. Пришила и пришла показать ПРЕ. “Прелестно, превосходно!” – ответила ПРЕ. Придумка припрыгнула, притопнула, прихлопнула, прильнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз она придумает что-нибудь специально для прекрасной ПРЕ. “Премного благодарна”, – ответила ПРЕ».

Можно придумать игру на изучение синонимов или антонимов. Вырежьте из бумаги карточки и чертой разделите их пополам. На каждой половинке напишите по слову, а на другой карточке синоним, или антоним, или ассоциативное слово к одному из слов первой карточки. (Например, первая карточка: белый/ночь; вторая карточка: черный/сладкий; третья карточка: день/кислый; четвертая карточка: лимон/сахар.) Карточки составляются по принципу «домино», и так же ведется игра: если выпадает карточка со словом день – вы приставляете к ней ночь (игра на антонимы), выпадает лимон – приставляете кислый (игра на ассоциации) и так далее.

Развитие речи

Многие дети совершенно не знают низкочастотные слова – то есть те, что употребляются в речи наименее часто (например: шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, пряжка ремня). На профессиональном языке этот недостаток называется «бедностью речи». Незнание многих слов приводит к тому, что ребенок не в состоянии понятно (не говоря уже о том, чтобы красиво) выразить свои мысли. Иногда его речь становится загадкой даже для родителей. Вот пример того, как один мальчик пересказывал фильм: «Он побежал туда, где взрыв, около него стояли те, кто вчера был на свадьбе, и невеста там на машине ехала, а потом ба-бах – и все!» Бедность речи может стать причиной отрицательного отношения к литературе. Ученик, читая, не понимает значения многих ключевых слов и многие описания будет читать без всяких эмоций. Изучению низкочастотных слов помогают совместные экскурсии на природу. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений поймет разницу между кроной и ветвями деревьев, лучше узнает лесных зверей и птиц, запомнит низкочастотные слова, поскольку вы будете предлагать их в контексте.

Зарядка для ума

Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. А это значит, что в летнюю программу нужно включить и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. Игры, которые на первый взгляд кажутся простой забавой, «убивающей» время, могут сыграть немалую роль в развитии ребенка. Например, очень полезна игра в мяч «Я знаю пять...». На каждый удар мяча о землю игрок произносит фразу: «Я знаю пять имен мальчиков». Затем через удар он называет имя мальчика, а в промежуточный удар считает количество названных имен: «Петя – раз, Саша – два...». Это упражнение отрабатывает ритм, скорость реакции, умение говорить и думать одновременно... Участвуя в коллективных играх, дети учатся действовать по правилам, что помогает им научиться вести себя «по правилам» и в конкретной жизненной ситуации.

Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает прежде всего из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают организм (и мозг) кислородом; купание и плавание (или хотя бы контрастный душ) создают тонизирующий контраст температур; хождение босиком по шершавой поверхности укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов служат запахи и яркие впечатления. Чем более активен ребенок, чем больше разнообразных ощущений (прикосновений, воздействий внешней среды) он испытывает, тем лучше функционирует его головной мозг. Что же до негативных эмоций, связанных с навязыванием учебы, то они, как ничто другое, тормозят процесс «зарядки батарейки».

Дорогие родители, нам с вами хорошо знакома изматывающая усталость, когда мечтаешь только о длинной-предлинной ночи, чтобы наконец-то поспать. Так и дети мечтают о долгом-предолгом лете, чтобы отдохнуть. Так позвольте своим детям расслабиться!