Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2006

CТРАНИЧКА ЗАВУЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ведущая рубрики Вера ИЛЮХИНА

Учитель глазами своих учеников

Учителя каждый день оценивают своих учеников, ставят им отметки в классный журнал и дневники. А как сами дети оценивают своего педагога? Какие профессиональные качества они считают наиболее важными? Ниже в порядке убывания перечислены качества учителя, которые дети отметили в результате опроса. Познакомьтесь с ними и сами себе честно ответьте: соответствуете ли вы им. В любом случае учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.

Учитель в оценке детей

1. Много знает – 76%;
2. Чуткий и внимательный – 74%;
3. Трудолюбивый – 73%;
4. Добрый, справедливый – 72%;
5. Интересно, от души объясняет – 69%;
6. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь – 61%;
7. С веселым характером – 61%;
8. Не жалуется родителям – 58%;
9. Во время перемен с нами – 38%.

У старшеклассников оценочные требования к учителю выше. Они среди качеств личности хорошего учителя называют:

1. Высокую культуру, эрудицию и знание предмета – 72%;
2. Принципиальность, требовательность по отношению к учащимся, товарищам по работе – 71%;
3. Добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей – 69%;
4. Чуткость, внимание, такт – 64%;
5. Требовательность к себе – 63% и т.д.

Особенности взаимоотношений учитель – ученик

1. Характер сложившихся отношений учащихся и учителя влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившиеся отношения могут быть различными – благоприятствовать педагогическому процессу и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему и могут их тормозить.

2. Нормы отношений между учителем и учащимися являются также и методами нравственного воспитания, так как они формируют у учащихся определенный тип человеческих отношений, приобщают их к соответствующему нравственному опыту.

3. Складывающиеся правильные отношения имеют большое значение и для учителя, и для учащихся: в одних случаях эти отношения стимулируют деятельность педагога, побуждают его к самообразованию, способствуют развитию творческих сил и становлению педагогического мастерства, доставляют ему радость, удовлетворение от собственной деятельности, а в другом – выступают как неприятная и безрадостная обязанность и для учителя, и для учеников.

Взаимоотношения учителя и учеников устанавливаются в процессе учебной и различной внеурочной деятельности. Эти отношения могут быть официальными и менее официальными, суровыми и теплыми, близкими, безразличными и отталкивающими. Разумеется, отношения нестабильны и могут изменяться в силу разных причин, в том числе под влиянием формирующегося сознания учеников. Это же может произойти и в результате деятельности педагога.

 Пути обеспечения эффективности обучения школьников

По результатам анкетирования учителей

1. Применение активных методов организации учебной деятельности учащихся – 92%.
2. Привлечение внимания учащихся и развитие их интереса к познавательным целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы – 84%.
3. Дифференциация и индивидуализация заданий по степени трудности – 73%.
4. Рациональный отбор содержания материала – 68%.
5. Развитие внутренних стимулов у учащихся к самому процессу учения – 60%.
6. Показ учащимся практической ценности всех сообщаемых им знаний, связывание этих знаний с их жизненным опытом, с уже выработанными у них интересами и запросами – 60%.
7. Осуществление межпредметных связей в обучении – 45%.
8. Мотивационная направленность учащихся – 37%.
9. Установление психологического контакта между учителем и учениками – 31%.

Условия установления правильных взаимоотношений в процессе учебной деятельности

1. Знание и понимание учителем психологических особенностей своих учащихся.

2. Внимательность и чуткость учителя к изменениям их психологических особенностей.

3. умение, предвидев возможные затруднения учащихся, не только улавливать и устанавливать обратную связь с учащимися, но и, опираясь на них, перестраивать отношения с учениками, направлять их на создание творческой рабочей атмосферы. Этому способствует и удачно созданное бодрое, с положительным эмоциональным тонусом, настроение на уроке, которое вдвое-втрое повысит положительный настрой учащихся в их деятельности. Это «фон урока».

4. Анализ возникающих между учениками и учителем конфликтных ситуаций, появления отчуждений, с учетом того что 90% конфликтов происходит по вине взрослых.

5. Учет того, что большое значение для учащихся в отношениях с учителем имеет внеучебное общение.

6. Проявление педагогического такта, т.е. выбор формы и меры поступка, в котором возникшее в процессе общения моральное противоречие разрешается оптимальным образом, с сохранением достоинства каждого человека и взаимной доброжелательностью.

7. Знание того, что бестактность учителя проявляется:

– в формальном подходе к детям;
– в игнорировании их возрастных и индивидуальных особенностей;
– в администрировании вместо руководства;
– в подавлении инициативы учащихся и их родителей;
– в морализировании, черствости и бездушии;
– в неумении владеть собой, своим настроением;
– в отсутствии привычки к торможению. 

Правила для учителя

1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у него это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать его стремление к самосовершенствованию.

2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.

3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Однако необходимо воспитывать у школьников и такие качества, как требовательность к себе, самокритичность.

4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.

5. Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг – чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.

6. Педагогическая этика не признает безконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность в конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.

9. Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.

11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное правило для учителя.

12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних, подрывая веру в себя у других.

14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.

16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентиры, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон. Индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.

18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, следование им укрепит ваш авторитет.