Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила ОРЛОВА,
учитель школы № 556
г. Москва

Приложение 2

Сад-праздник эпохи Возрождения

Цели. Знакомство с садово-парковым искусством, «языком цветов» эпохи Возрождения; обучение конструктивному рисованию; расширение знаний учащихся; развитие интереса к изучению окружающего мира.

Оборудование. Фото парка Версаля, картины с изображением цветочных городских клумб; «лабиринт» на полу класса; карточки с изображением цветов и букетов из этих цветов, карточки с надписями, что обозначают эти цветы; видеоаппаратура, видеозапись с изображением сада Версаля; таблицы конструктивного рисования цветов.

Урок дан в рамках проекта «Я садовником родился».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Столы в классе стоят вдоль стены и окон, середина свободна, там скотчем «выложен» лабиринт. Дети будут сидеть на стульях вдоль столов лицом к доске. На доске – фото с видами парка Версаля и цветов, таблицы конструктивного рисования цветов.

I. Вступление

Учитель. Дорогие гости! Уважаемые ученики! Мы приглашаем вас в гости в город Мастеров, умевших создавать парки и сады, да такие, что вызывают восторг и в наше время.
Предстоит много и хорошо работать, но без помощи друг друга вам не обойтись.
Сейчас вы зайдете в класс парами и остановитесь около доски.
Мы постарались создать в классе атмосферу праздника.
Просим вас поддерживать это настроение и бережно относиться к тому, что сделано.

Дети заходят в класс, останавливаются у доски, рассматривают фотографии сада Версаля.

II. Основная часть

У. Нравится ли вам этот сад? Почему? Что находится на самой высокой точке местности?

Дети. Дворец.

У. С него открывается величественный вид на террасы, лестницы, водоемы, аллеи, лучами расходящиеся от дворца. Такой сад – пример классического сада эпохи Возрождения. И не просто сада, а «сада-праздника». Создание такого сада требовало большого искусства, мастерства, знаний. Сад переходит в огромный парк, где много тенистых аллей из лип, грабов, кипарисов, рощи из свободно растущих деревьев, беседки, фонтаны, скульптуры, водопады, цветники, скамейки, «секретные сады», гроты. В этом парке отдыхали, веселились, устраивали праздники, свидания, гуляния.
Пришло такое искусство из Италии, где в условиях теплого климата гармонично сливались природа, искусство садовников и архитектуров. Особо прославился архитектор Себастьяно Серлио. Создавали сад в виде геометрического орнамента. Деревья, кусты были материалом, а создатель – как бы скульптором. Зеленые, цветущие растения подстригали в форме конусов, шаров, арок, пирамид. Все это было с восторгом перенято французами во время военных походов. Кстати, Франция была единственной страной в Европе, которая только в создании садов и проявила себя в эпоху Ренессанса, да и то позднего периода. Французы оказались отличными учениками.
Самый известный из французских садов – Версаль. Его спроектировал садовник-архитектор – мастер Андре Ленотр во время правления «короля-солнце» Людовика XIV (1638–1715). Версаль развивался с востока на запад, и в утренние часы солнце золотом отражалось в ровной глади водоема, образуя «золотой луч» и «золотую ось» Версаля. Давайте же посмотрим фильм.

Дети садятся на стулья и смотрят фильм «Сад в Версале». Фильм был снят родителями, побывавшими во Франции в туристической поездке.

– Обратите внимание на объекты, показанные на фотографиях. В то время было модно делать вместо заборов живые изгороди. Для этого сажали густой кустарник – самшит, лавр, мирт. Такая изгородь долговечна и прочна. Для развлечения гостей из таких кустарников создавались зеленые лабиринты. Хозяин увлекал гостей интересной беседой, незаметно заводил в глубь лабиринта и неожиданно исчезал, оставляя всех в растерянности. Выбраться оттуда было не так легко – подстриженные кусты были выше человеческого роста, очень густые, образовывали узкие ходы и тупики. Блуждать приходилось иногда очень долго. Были и «шутейные лабиринты». Если гости уставали бродить в поисках выхода, то просто перелезали через них.
Предлагаю вам побывать в роли гостей и погулять по лабиринту. Вы пойдете с закрытыми глазами. Только тот, кто идет первым, будет видеть и искать дорогу в лабиринте.

Класс делится на группы. Дети проходят по лабиринту, выходят на ковер, садятся.

– Что вы чувствовали? Чего боялись люди в лабиринте?

Д. Остаться одному и заблудиться.

У. В парках люди проводили много времени, играли, прогуливались, влюбленные назначали свидания. Как можно передать кому-то записку, сообщение?

Д. По телефону, по почте.

У. Можно ли было в то далекое время, о котором мы говорим, позвонить? Отправить телеграмму?

Д. Нет.

У. Люди писали письма и записки. Письма были не только деловые, но и романтические, любовного содержания. Отправить их было не всегда удобно: вдруг кто-то прочитает и узнает тайну. Поэтому влюбленным помогал букет цветов, который отправляли вместо письма. А как можно было понять смысл такого послания? Для этого надо было знать язык цветов.
Например, гиацинт по количеству бутонов «назначал» день встречи, а колокольчик по количеству цветков «уточнял» даже час свидания. Белая гвоздика говорила о доверии, красная – о любви, лилия обозначала чистоту, астра – печаль.
Англичане дарят любимым анютины глазки. Эти цветы считаются символом верности, мудрости.
В древнегреческой легенде говорится о том, что они появились из-за гнева Афродиты. Когда она купалась, увидела, что на нее смотрят люди. Она попросила Зевса наказать любопытных, и он всех превратил в анютины глазки.
О многих цветках существуют легенды и мифы. Какие вам известны?

Дети рассказывают.

– Вот незабудки. (Учитель показывает иллюстрацию.) Они являются символом памяти, любви. По легенде, богиня цветов Флора спустилась на землю и стала давать цветам имена, но, удаляясь, услышала слабый голосок. Это был маленький голубой цветок, который богиня даже не заметила. Цветок тоже попросил у Флоры имя, и она назвала его незабудкой, наделив его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начинают забывать своих близких и родных.
Легенды разных народов очень созвучны. Так, одна из них гласит, что во время Крымской войны незабудки спасли жизнь солдату: в то время, когда он спустился в овраг за цветами, вспомнив о любимой жене, от разрыва снаряда погиб весь взвод.
История цветов, парков, садов – это часть истории человечества. Через века, разные эпохи, времена люди пронесли любовь к прекрасному. Великий Леонардо да Винчи, проявляя нешуточный интерес к изучению цветов, участвовал в строительстве вилл, дач.
А на полотне Сандро Боттичелли «Весна» богиня плодородия Флора изображена в окружении цветов, которые художник предварительно тщательно изучил. Цветы вдохновляют, делают человеческую душу богаче, чище, добрее. Каждый должен взрастить свой сад и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир.
В садах в то время к цветочным посадкам относились очень строго, подбирая их особо тщательно. Основным любимым цветком была роза – символ любви. Очень любили ирисы, лилии, тюльпаны, примулы.
Цветы различаются по форме, размеру, цвету. Но все их можно вписать в геометрические фигуры (обращается к таблице). Такой способ художники называют конструктивным рисованием. На таблицах вы видите этапы рисования ромашки, мака, тюльпана, лилии, розы. Это поможет вам в работе, когда вы будете «высаживать» цветы на аллее сада нашего «Версаля».

На рулоне обоев у доски дети рисуют цветы, руководствуясь таблицей.

III. Итог урока

У. Спасибо за работу. Вы молодцы! Что вам понравилось? Кому вы скажете спасибо? Новых вам побед в освоении наук!

Публикация статьи произведена при cсодействии службы поддержки «Мама, я тут!». Данный сервис представляет собой бесплатное средство слежения за детьми . Не знаете, где сейчас Ваш ребенок? Зарегистрируйтесь на сайте и установите приложение на Ваш мобильный телефон – теперь не нужно беспокоиться о том, где находится ребенок в Ваше отсутствие.