Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

CИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА

Дарья КАЗАНЦЕВА,
Анна КУЗИНА,
Инна ШЕВЦОВА,
Галина ШИРЯЕВА,
школа «Бакалавр», г. Москва

Развитие речи

Диагностические работы

В № 6 нашей газеты были опубликованы диагностические работы по развитию речи
для 1-2-х классов и пояснительная записка к ним. В № 9/2006 – диагностические работы
для 3-го класса. В этом номере напечатаны работы для 4-го класса. О принципах
построения работ и особенностях организации их проведения см. предыдущие публикации.

4-й класс

Задание 1

Вспомни и запиши три любых пословицы. В скобках объясни значение одной из них.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 2

Определи тип каждого текста (описание: деловое, художественное; повествование: деловое, художественное; рассуждение). Объясни свой ответ. Подчеркни слова и выражения, которые тебе помогли.

Был прекрасный августовский вечер. Солнце, окаймлённое золотым фоном, слегка подёрнутое пурпуром, стояло над западным горизонтом, готовое опуститься за далёкие курганы. В садах уже исчезли тени и полутени, воздух стал сер, но на верхушках деревьев играла ещё позолота...
Было тепло. Недавно шёл дождь и ещё более освежил без того свежий, прозрачный ароматный воздух.

(А. Чехов)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Лапта – русская народная игра. Она ведётся двумя командами от пяти до пятнадцати человек. Играют небольшим мячом и круглой палкой, которая называется лаптой. Игроки одной команды подбрасывают мяч и выбивают его лаптой. Пока мяч летит, они должны добежать до противоположного конца площадки и вернуться обратно. В это время игроки другой команды стараются поймать мяч и запятнать им одного из бегущих. Если удаётся попасть мячом в игрока или поймать мяч, команды меняются местами.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Есть два рода мечтателей.
Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают и думают так: «Ну, пока мы ещё малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. А вот когда подрастём, тогда откроем, построим, победим!»
У других мечты не менее дерзкие. Но думают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастём? Разве сейчас для нас не найдётся настоящих дел?! Не хотим сидеть сложа руки!»

(Ю. Яковлев)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой!». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвратился около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

(По М. Пришвину)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Интересный зверь песец! Его часто называют полярной лисичкой, хотя от лисы этот зверёк очень отличается. Он значительно мельче. У него короткие ноги и хвост, а уши маленькие и круглые. Мех у него зимой и летом резко различается и по густоте, и по цвету. Зимой песец белоснежный. Шубка у него пышная. Летом – тёмный, тощий, облезлый. Иногда встречаются голубые песцы, которые и зимой сохраняют тёмную окраску – голубую и кофейную.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 3

Напиши сочинение-рассуждение на одну из тем по выбору.

  • Все ли орфограммы в окончаниях можно проверить по основному орфографическому правилу?

  • Всегда ли на конце слов после шипящих пишется мягкий знак?

  • Можно ли сократить количество букв в алфавите?

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 4

Прослушай текст. Выполни задания, заполнив таблицу, а затем напиши изложение.

Задания

Ответы

1. Назови тему текста.

 

2. Какова основная мысль текста?

 

3. Озаглавь текст, отразив в первом заглавии тему
текста, во втором – его основную мысль.

 

4. Назови тип речи.

 

5. Составь простой план текста.

 

Текст изложения (читает учитель)

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительный животное северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут – он сам себе еду добывает.
Олений корм – кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.
Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.
К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.

(По Н. Надеждиной) 92 слова

Критерии оценивания диагностической работы для 4-го класса

Анализ стартовой, диагностической, тематической проверочной, итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)

Класс: 4   
Предмет: русский язык
Учитель: _____________________________________________________________________
Дата проведения: __________
Тема работы: _______________________________________________________________________
Кол-во учащихся в классе: ______
Кол-во учащихся, выполнявших работу: ______

Анализа изложения