Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Елена БОБЫЛЕВА,
учитель начальных классов
школы № 1987,
г. Москва

Мастерская хороших манер

Урок – творческий проект

4 класс

Роль учителя в проектной деятельности:

  • помочь детям в поиске источников информации;

  • самому быть источником информации;

  • координировать весь процесс учебной творческой деятельности;

  • поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.

Данный проект предназначен для создания учащимися 4-го класса мультипликационной ленты «День рождения ослика Иа-Иа». Тема проекта тесно связана с изучением литературы для детей, знанием окружающего мира, основ экологии (изучением спецкурса «Земля – наш общий дом»), умением работать с компьютером (в частности, с программами Word, Paint), знанием этикета и правил поведения на праздниках.

Цели образовательные и воспитательные:

  • познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

  • учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

  • учить применять свои знания в области экологии и этики в новых условиях, создавая продукт – пособие для пропаганды этических норм и правил, экологической культуры современного человека;

  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе;

  • отрабатывать умение работы с компьютером (программы «Графический редактор» и Word).

Задачи: развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности; отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта (знания в области этикета, экологии, литературы, компьютерных программ), умения самостоятельно принимать решения, взаимодействовать с другими участниками проекта, обмениваться информацией, начальных навыков работы (сценариста, мультипликационного режиссера и художника) над мультипликационным произведением.

Возраст участников проекта: 11 лет.

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков окружающего мира, труда, музыки), факультативных занятий (информатики), спецкурсов («Земля – наш общий дом»; «Этика и этикет младшего школьника»).

Материально-техническое и учебное оснащение: видеосистема (фрагмент мультфильма «Винни-Пух и день забот» на DVD); аудиозапись «Звуки природы: леса, луга»; компьютеры для учителя и учащихся; учебники и книги по экологии, этикету; каталоги; атласы по растениям луга и леса; альбомы; рефераты учащихся (созданные на уроках-занятиях по темам «Луг», «Лес»); изображения героев А.Милна (Б.Заходера из книги «Винни-Пух и все-все-все»). На главном (классном) компьютере учитель должен иметь программу перволого с уже внесенными в него в виде форм – черепашек персонажами (Винни-Пух, Пятачок, Сова, ослик Иа-Иа). В данной программе необходимо создать альбом из 13 блокнотных листов-кадров:

кадр 1: пустой лист (для заставки мультфильма);

кадр 2: пустой лист (для приглашения, написанного от имени ослика Иа-Иа);

кадр 3: пустой (для будущей сервировки стола);

кадр 4: пейзаж, на фоне которого встречаются уже нарисованные (запрограммированные) персонажи (Винни-Пух, Пятачок, Сова, ослик);

кадр 5: пустой (для стихов Винни-Пуха);

кадр 6: пустой (для букета луговых цветов от Пятачка);

кадр 7: пустой (для кустарничковых ягод – подарка Пятачка);

кадр 8: пустой (для букета лесных цветов Совы);

кадр 9: пустой (для кустарниковых ягод – подарка Совы);

кадр 10: пустой (для изображения стола с угощением);

кадр 11: пейзаж с запрограммированными персонажами (веселье, игра);

кадр 12: пустой (для таблицы вежливых слов);

кадр 13: пустой (для последнего итогового кадра мультфильма).

На каждом компьютере – табличка с названием мастера, который будет работать на компьютере: «Мастер художественного слова», «Мастер приглашений», «Мастер сервировки», «Мастер реверанса», «Мастер поздравлений», «Мастера флористики и дизайна», «Мастера подарков и сюрпризов», «Мастер угощений», «Мастер волшебных слов», «Мастер-пейзажист».

Мотивация к познанию, работе:

  • самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, стремление к самореализации;

  • настрой на создание единого творческого продукта при достижении результата лишь при активной творческой работе каждого участника проекта над своим мини-проектом.

Предполагаемый результат: благодаря активной творческой работе каждого участника проекта с применением навыка работы на компьютере создать преобразование экологических знаний, норм поведения в обществе в художественный образ (мультфильм)..

Осуществление учебного проекта.

Этап 1. Подготовка

На занятиях факультатива «Информатика» дети учились работать на компьютере (рисовать, писать тексты, различным образом их оформлять, создавать таблицы). На занятиях спецкурса «Земля – наш общий дом» дети знакомились с основами экологии, особенностями жизни на планете, взаимосвязью живой и неживой природы, узнали о важной роли «производителей» в жизни других видов живых организмов на Земле, об особенностях экосистем и их разнообразии. На уроках литературы дети познакомились с творчеством писателей и поэтов ХХ века, воспитывающим характером их произведений для детей. На занятиях «Этика и этикет младшего школьника» дети познакомились с правилами поведения в обществе, особенностями и традициями общения людей разных народов и культур.

Результатом стали творческие задания:

  • по компьютерной графике и работе с использованием текстового редактора;

  • творческие сочинения-рецензии по литературе о воспитывающем характере произведений для детей;

  • альбом «Вежливые поступки и слова»;

  • рефераты, каталоги растений луга и леса.

Урок-проект

Этап 2. Планирование

Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы изучали произведения детских писателей и поэтов ХХ века, прослушали спецкурсы «Земля – наш общий дом», «Этика и этикет младших школьников», познакомились с информатикой. Сегодня мы с вами попробуем применить все эти знания в классном коллективном проекте. Мы знаем, что герои многих литературных произведений поступают не лучшим образом (не по этикету). У них как будто что-то сломано. В случае поломки вещь несут в мастерскую. Сегодня мы будем подмастерьями в Мастерской Хороших Манер. Каждый из вас будет мастером, отвечающим за какое-то очень важное задание всей мастерской. Сначала я вам предлагаю познакомиться с проблемой-поломкой, о которой говорится в одном литературном произведении.

Дети смотрят фрагмент мультфильма «Винни-Пух и день забот».

– По мотивам какого произведения снят этот мультфильм? Кто его автор? На что хотел обратить наше внимание автор? Что «сломалось» в поведении наших героев?
Давайте сделаем свой мультфильм, но такой, чтобы наши герои знали правила этикета, правила поведения в природе и в обществе. Чтобы их девизом было: «Другу угоди, а природе не вреди». Какие герои участвовали в этой истории про день рождения ослика?

К доске прикрепляются плакаты с изображениями героев.

– Правильно ли вел себя ослик – хозяин праздника? Что должен делать настоящий хозяин?

Дети. Он должен был пригласить своих друзей, подготовить стол ко дню рождения, продумать праздничную программу.

У. Что неправильно делали друзья – гости именинника?

Дети формулируют проблему.

– Как должны гости готовиться к празднику?

Д. Нужно сделать подарки.

У. Наши герои – из природы. В каких экосистемах живут персонажи в этом мультфильме?

Д. В лесу, на лугу.

У. Нам нужно будет помочь каждому в соответствии с его особенностями и возможностями приготовить достойный подарок. Что может подарить выдумщик и поэт Винни своему другу на день рождения?

Д. Стихи.

У. Что может подарить Сова?

Д. Цветы, ягоды, так как она – житель леса. Пусть ее подарок будет из леса.

У. Что может подарить Пятачок?

Д. Цветы. Пусть подарок будет собран на лугу.

У.  В поведении наших героев много недостатков. Для их быстрого исправления каждому из вас придется поработать. Мы создадим мультфильм, который будет называться «День рождения».

Учитель демонстрирует 13 пустых кадров, которые необходимо заполнить.

– Что должны будут сделать наши мастера?

 Мастер художественного слова вставит слова в уже готовый сценарий.

 Мастер приглашений поработает над приглашением от ослика Иа-Иа.

 Мастер сервировки продумает, как будет накрыт стол.

 Мастер реверанса нарисует заставку к последнему кадру мультфильма с надписью «Конец».

 Мастер поздравлений поможет придумать оригинальное поздравление (стихи от Винни-Пуха).

 Мастера флористики и дизайна создадут оригинальные букеты из луговых и лесных цветов.

 Мастера подарков и сюрпризов поработают над оригинальными подарками из кустарничковых и кустарниковых ягод.

 Мастер угощений придумает особенные праздничные блюда.

 Мастер волшебных слов позаботится о словарике вежливых слов и выражений для наших героев.

 Мастер-пейзажист нарисует место, где наши герои живут и учатся этикету, и сделает заставку нашего мультфильма (первый кадр).

Садитесь за свои компьютеры. Перед вами лежит конверт с заказом на починку. На исполнение заказа я даю ровно 15 минут.

Дети рассаживаются за компьютеры и выполняют задания, записанные на отдельных листках:

1. Цель: нарисовать первый кадр мультфильма – пейзаж с названием.

2. Цель: написать приглашение на день рождения от имени Иа-Иа.

3. Цель: нарисовать сервировку стола.

4. Цель: написать поздравление в стихах.

5. Цель: нарисовать букет луговых цветов.

6. Цель: нарисовать кустарничковые ягоды (нижний ярус).

7. Цель: нарисовать букет лесных цветов.

8. Цель: нарисовать кустарниковые ягоды (средний ярус).

9. Цель: нарисовать угощение на праздничном столе.

10. Цель: написать памятку-таблицу «Вежливые слова на празднике».

11. Цель: нарисовать последний кадр мультфильма со словом «Конец».

12. Цель: вписать в исходный текст необходимые прилагательные, глаголы.

Этап 3. Исследование

Всю работу учащиеся выполняют на компьютере, используя программу Word и графический редактор Рaint. Учитель и учитель информатики дают ребятам индивидуальные разъяснения, помогают исправить неполадки, подходя к каждому работающему ученику.

Учителя спрашивают: какая цель стоит перед учеником? как он хочет ее реализовать? какими компьютерными средствами пользуется? что хочет изобразить? почему именно это? что ученик знает о данном цветке (кустарнике и его ягодах), их пользе? что знает о значении цвета при составлении букета по правилам этикета? как следует дарить подарок, букет? как следует его принимать? какие вежливые слова знает ученик? какие литературные жанры известны? можно ли назвать человека вежливым, если он употребляет «волшебные слова»? и т.д.

В конце работы дети копируют свой проект на дискету.

Выполнившие работу раньше других делают при помощи любой компьютерной программы афишу для нового мультфильма «День рождения».

Этап 4. Результаты и выводы

Учащиеся отдают свои проекты на дискетах учителям. Заполняются все кадры мультфильма.

Ученик – мастер художественного слова выступает и отстаивает свой проект – сценарий будущего мультфильма (что нужно было сделать? какие слова и почему вставил?). Текст выглядит примерно так (в него ученик должен был вставить слова):

Однажды у ослика Иа-Иа ___. Именинник сначала ___, потом и ___. Его друзья тоже не тратили времени даром: они ___ .

Наконец наступил праздничный день. К ослику Иа-Иа пришли гости. Первым ___ Винни-Пух.

«–» , – Винни-Пух и протянул свой подарок Иа-Иа.

«–» , – ослик, прочитав поздравления – !

Вслед за Винни ___ Пятачок. Поросенок очень спешил, чтобы скорее поздравить друга.

«–» , – Пятачок и протянул подарок.

«–» , – поздоровался с другом Иа-Иа и взглянул на подношение ———— !

Последней, но без опоздания ____ Сова.

«–» , – сказала Сова ослику, преподнося свой подарок —— .

«–» , – произнес Иа-Иа, ——.

Затем ослик ___ . Там был ___ . На дне рождения друзья говорили друг другу ___ , играли ___, и всем было ___ . Винни и его друзья поняли, что вежливость очень и очень приятна, и они составили словарик вежливых слов этого праздника. Вот как он выглядел. Это – конец, но конец этой сказки, а есть еще многие другие!

Этап 5. Презентация единого классного проекта

У. Мы все поработали над тем, чтобы поведение героев стало лучше. Все ваши проекты вошли в общий мультфильм. Давайте посмотрим нашу работу, постараемся побывать в роли критиков.

Включаются «Звуки леса», под музыку дети листают альбом своего мультфильма, который тут же озвучивается актерами (в роли автора и актеров выступают те, кто писал сценарий и таблицу вежливых слов для героев).

Этап 6. Оценка результатов

Ученики – участники проекта делятся мнениями: получилось ли скорректировать поведение героев? создать свой мультфильм? чье решение больше понравилось? как и над чем можно еще поработать?

Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе.