Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Наталья ЛАСКИНА,
учитель начальных классов школы № 8,
г. Кострома

«Есть город на свете – зовут Кострома...»

Внеклассное занятие

Цели занятия. Развивать логическое мышление, речь, вариативность мышления; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование. Карта и герб города; магнитофон, аудиозаписи песен в исполнении Ю. Антонова «В родных местах», Л. Сенчиной «Кострома», шума волн; открытки с видами города; игра «Танграм».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Звучит песня «В родных местах» в исполнении Ю. Антонова.

Учитель. Я приглашаю вас на прогулку по нашему городу, для того, чтобы еще раз почувствовать красоту и неповторимость родных мест, чтобы, став взрослыми, вы смогли сделать наш город еще прекраснее.

Есть город на свете –
Зовут Кострома...

На доске – карта города, герб.

III. Задания на нахождение закономерностей, разгадка анаграмм

У. Узнайте, в каком году был основан наш город. Внимательно посмотрите на человечков, установите закономерность.

Дети. Неизвестные числа получают из разности сумм чисел, записанных на ногах и руках человечков:

(30 + 40 – (35 + 25) = 10
(14 + 28) – (5 + 3) = 34
(26 + 13) – (12 + 16) = 11
(64 + 19) – (16 + 15) = 52

У. Поставьте эти числа рядом. Какое число получилось?

Д. 1152.

У. В 1152 году на берегу великой русской реки Волги возник наш город. Раскройте имя его основателя.

На доске:

Д К О Н Л Я Г З О Ь
Р Ю У Р К И И Й Й

Д. Наш город основал князь Юрий Долгорукий.

У. Кострома! Слышите, как напевно и ласково звучит название города? Узнаем, откуда появилось это слово. Что, по одной из версий, словом «Кострома» обозначали в старину?

На доске:

С В Н Е А

Д. У нас получилось слово «весна».

У. Словом «кострома» в старину обозначали весну. В это время года делали куклу. Угадайте, из какого материала?

На доске:

М С О А О Л

Д. Куклу делали из соломы.

У. Соломенную куклу украшали цветами, водили вокруг нее хороводы и спускали в воду. Так провожали весну и встречали лето.

IV. Решение нестандартных задач

У. Пройдемся по заветным улочкам нашего города. А сопровождать нас будут экскурсоводы.

Звучит песня «Кострома» в исполнении Л. Сенчиной. Дети читают стихи. На карту прикрепляются красочные открытки с видами города.

Здесь стоит весь величавый,
Словно русский богатырь,
Лучезарный, златоглавый
Кремль – Ипатьев монастырь.
Где расходятся лучами
Улиц строгие ряды,
Там полны костромичами
Все торговые ряды.

Задача 1

От центра города отходят лучами в виде веера основные улицы. Их семь. Какая улица самая длинная, а какая самая короткая, если известно, что улица Свердлова короче улицы Шагова и длиннее, чем проспект Мира; улица Советская длиннее улицы Шагова; улица Симановского длиннее проспекта Текстильщиков, но короче проспекта Мира, а улица Ленина длиннее улицы Советской?

Ну, а рядом возвышаясь,
Словно яркая свеча,
Земляками восхищаясь,
Стоит башня – Каланча.

Задача 2

Памятник Ивану Сусанину

Памятник Ивану Сусанину

Три архитектора – Фурсов, Воротилов, Голицын – сделали наш город необычайно красивым. Кто из них построил эти памятники архитектуры: Красные ряды, Пожарную каланчу, Музей изобразительных искусств, – если известно, что Фурсов не строил музей, а Воротилов не строил Каланчу и не строил музей?

Помним подвиг Ивана Сусанина –
Костромского простого крестьянина.
Он повел злых врагов на болото.
Никогда не забыть патриота!
Он стоит посреди Костромы,
Ему низко поклонимся мы.

Нас Берендеевка всех ждет.
Здесь сказка дивная живет.
Нас встречает
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.

Д. Это Снегурочка.

У. Снегурочка живет в чудесном тереме. Сконструируем домик-терем для Снегурочки.

Дети, используя игру «Танграм», конструируют терем для Снегурочки.

– Костромской край – родина Снегурочки. А сказку о ней написал наш земляк – писатель-драматург. Узнайте его фамилию, взяв по одному слогу из данных слов – имен прилагательных.

На доске:

остренький, неровный, гусарский

Д. Островский.

У. А теперь идем в цирк.

Нам цирка лучше не найти,
Со всех концов к нему пути.

На арене цирка выступает клоун. Он предлагает вам решить задачи-шутки:

  • Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, если она опустится на четыре лапы? (3 кг)

  • Когда козе минет 7 лет, что с ней будет? (Пойдет восьмой.)

  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет: он не умеет говорить.)

  • Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)

  • Два раза родится, один раз умирает. (Курица.)

  • Можно ли в решете воды принести? (Можно, когда она замерзнет.)

  • Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить в него на ходу нельзя. Что это? (Самолет.)

  • Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток.)

  • Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

V. Физкультминутка

У. Гордым лебедем теплоход
Вниз по Волге сейчас плывет.
Открывается дивный вид
У беседки, что здесь стоит.

Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

Мы с вами выходим на набережную. Вслушайтесь в шум реки.

Звучит аудиозапись – шум волн.

– Представьте, что мы стоим на берегу Волги. Нам хочется расслабиться и отдохнуть.
За лесами, за озерами (повороты влево, вправо)
Костромской брусничный край (повороты вперед, назад).
Ходит талыми просторами (ходьба на месте)
Добрый дедушка Мазай (ходьба на месте).

VI. Составление загадки

У. Костромской край – лесной край. Ребята, назовите животных, которые есть в наших лесах.

Д. В костромских лесах водятся медведи, лисы, зайцы, лоси, кабаны, белки.

У. Кого называют лесным великаном?

Д. Лося.

У. Составим про него загадку.

Учитель с детьми составляет таблицу, с помощью которой ученики затем придумывают загадки.

На доске:

Какой?
Что делает?

На кого похож?
Кто делает так же?

огромный
рогатый
на ногах копыта
питается
корой, ветками

слон
олень
лошадь
заяц

– Вставим между словами 1-го и 2-го столбика два очень важных слова: «но» и «не». Прочитаем загадку.

Д. Огромный, но не слон,
Рогатый, но не олень,
На ногах копыта, но не лошадь,
Питается корой, ветками, но не заяц.

VII. Разгадывание филворда

У. Мы с вами выходим на полянку. Букет из каких цветов мы соберем? Давайте разгадаем филворд.

Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик)

Эх, звоночки – синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Белые горошки
На зеленой ножке.

(Ландыш)

Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но букву Г приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю.

(Роза)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Вот шершавый стебелек,
В середине – уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный...

(Мак)

Шел я летом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

(Ромашка)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми...

(Гвоздиками)

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.

(Подснежник)

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставишь ударение –
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис)

У. На какие группы можно разделить цветы? Какие цветы могут расти на нашей полянке?

VIII. Итог занятия

У. Завершается наша прогулка по костромским местам. Благодарю всех за работу!

Звучит песня о Костроме.

Музей деревянного зодчества

Музей деревянного зодчества