Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга ИОЧ,
учитель начальных классов
Казанской средней школы,
Тюменская область

Тюменская область

Цели. Расширить представление о малой родине, о разнообразии ее природы с помощью произведений местных авторов; формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своему краю, гордость за свое Отечество.

Оборудование. Цветные карандаши; карта России; кроссворд «Реки Тюменской области», ребусы; рисунки с изображениями природы; гербарий листьев деревьев; контурные карты и атласы; сказка К. Лагутина «Мишель», книга Г. Райшева «Живопись. Графика»; проигрыватель, грамзапись «Голоса птиц».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель.

Эй, мальчишки!
Эй, девчушки!
Ну-ка, навострите ушки,
Открывайте шире глазки –
Начинается урок.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей родине – Тюменской области – вместе с Мишелем. Постойте, вы ведь еще не знаете, кто такой Мишель. Сейчас я вас познакомлю с ним.

На доске – рисунок с изображением Мишеля.

Живет в Тюмени черный пес –
И черный хвост,
И черный нос
От пяток до макушки
Темней любой чернушки.
С какой ни глянешь стороны,
Пес черен и красив.
Глаза и те черным-черны,
Чернее чернослив.
И черные торчат усы,
Как черные иголки.
С Мишелем дружат кошки, псы,
Лисицы, зайцы, волки.
Он храбр... как лев.
Могуч... как слон.
Когда беда случится,
Мишель на выручку примчится.

– А сейчас – в путь!

III. Закрепление пройденного материала

У. Путешествовать нам поможет карта.

Учитель вешает на доску карту России.

– На карте России найдите Тюменскую область. Ее границу обведите цветным карандашом.

Дети выполняют задание.

– На что похож контур нашей области?

Учитель выслушивает ответы детей.

– Еще считают, что контур Тюменской области напоминает сердце – сердце России.
Наша область огромна – на многие (около 2100 ) километры вытянулась она с севера на юг. На ее территории разместились бы такие страны, как Франция, Великобритания, Австралия и Дания, вместе взятые. Не случайно Тюменский край заслужил славу области-великана.
Наш земляк Юван Шесталов так писал: «Моя Родина – это такой край, где есть все-все: и степи, и тайга, и тундра. Море есть Карское, целый океан даже – Северный Ледовитый. А горы, волшебно-сказочные горы, – это полярный Урал со снежными папахами круглый год. А реки, какие широкие реки! Их надо увидеть, чтобы говорить о них. От Казахстана до Арктики – таков мой край».

Учитель показывает все названные объекты.

– Мишель побывал у Ледомора – владыки Полярного царства. Что это за царство и где оно – сейчас я объясню. Река Тура впадает в Тобол, Тобол – в Иртыш, Иртыш – в Обь, а та – прямо в Ледовитый океан. Там Полярное царство. Там владения Ледомора.

Там – вечный снег,
Там – вечный лед,
Мороз лютует круглый год.
Ничто в том царстве не растет.
Нет ни цветочка, ни травы.

Чтобы добраться до этого царства, Мишель решил построить плот и плыть на нем по рекам. Ребята, Мишель живет в Тюмени. Тюмень стоит на реке Туре. А мы с вами живем в селе Казанское. (Показ всех географических объектов на карте.) Какая река у нас протекает?

Герб Тюменской области

Герб Тюменской области

Герб Тюмени

Герб Тюмени

Дети. Алабуга.

У. Куда она впадает?

Д. В Ишим.

У. А Ишим?

Д. В Иртыш.

У. Значит, с Мишелем мы можем встретиться на реке Иртыш.

Давайте разгадаем кроссворд «Реки Тюменской области» и узнаем, какие еще реки у нас протекают.

Дeти показывают реки на карте, названия записывают в сетку кроссворда.

1. Если от имени Толя отнять последний слог и прибавить слог бол, то получится название реки. (Тобол.)

(Слово «тобол» – происходит от тюркского «тубу». Ту – знак, бу – разделение, то есть «разделенный знак».)

2. Одна из величайших рек мира, начинающаяся на букву О. (Обь.)

(В переводе с языка коми название этой самой большой реки Тюменской области означает «тетя по отцу», ее ласково называют «тетушка» или «глубокий снег», «сугроб». А с иранского это название переводится как «вода». Наша великанша длиннее Волги. Это река-труженица. Она несет пассажирские и грузовые суда, сплавляет лес, поит и кормит нас.)

3. Название реки совпадает с предметом, который необходим в быту. (Таз.) (В переводе с татарского «таз» – «корона».)

4. Река, на которой стоит город Тюмень. (Тура.)

Тюмень стоит на реке Тура. Река широкая, быстрая. Днем и ночью плывут по Туре теплоходы, баржи, катера, лодки, плоты. На крутом берегу Туры – просторный дом. Мишель живет с друзьями в нем. Название этой реке дали манси – «укрепленная», «городовая», «сторожевая».

5. Река, которая берет свое начало в Китае, ее название заканчивается на букву Ш. (Иртыш.)

Иртыш – значит «землерой». Так называется и стихотворение Павла Васильева:

Река просторной родины моей,
Просторная, иди под непогодой.
Теки, Иртыш, выплескивай язей,
Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый...
Маши турецкой кистью камыша,
Теки, Иртыш! Любуюсь, не дыша,
Одним тобой, красавец остроскулый...

– Ребята, какое слово по горизонтали вы можете прочитать в кроссворде?

Д. Богатство.

У. Чем богата наша область?

Ответы детей.

– Наша область большая, древняя, славная и очень богатая.
Мишель, путешествуя по рекам, побывал в покоях водяного царя – Осетра-батюшки.

Познакомился с осетрятами –
Его внучатами.
Тут был Иртышский князь –
Красноперый Язь.
Самая модная, хитрая шельма –
Красавица Нельма.
Головастый, грудастый игрун –
Веселый и верткий Муксун.
Вельможный, как пан, –
Осторожный Пыжьян.
Блюститель речного порядка –
Любимая всеми Стерлядка.
Ну и, конечно, Зубастая Щука.
Тронь-ка ее. Попробуй-ка! Ну-ка!
Тот, кто в зубы Щуке попал –
Тот пропал.

Но Мишеля Щука не тронула. Зато ему грозила другая опасность. Где Тура в Тобол впадает, поджидала Застава Комариная. (Показ на карте.) Как вы думаете, почему эта Застава так называется? Где Иртыш с Обью сольется – Застава Змеиная. (Показ на карте.) А эта Застава почему так названа? Преодолеть Змеиную Заставу Мишелю помогла Орлиная Стая. Подхватили орлы Мишеля за бока, взмахнули крыльями и полетели вместе с ним. Высоко Мишель летит. Сверху ему все-все видно.

Вон река змеею вьется,
Звонкою волною бьется
В сумрачные берега.
А на них – стеной Тайга.
Тайга – махина неоглядная.
У берегов она нарядная,
А в глуби – черна, дремуча,
Непроходима. Царапуча.

Вы думаете, что Тайга – это лес, лес и лес. И везде он одинаков? Нет!.. Тайга – как лоскутное одеяло. Каких только «лоскутков» в ней нет!

А что это за «лоскутки», вы узнаете, разгадав загадки:

Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

(Береза.)

Кто, скажи, она такая:
Вся дрожит, хоть не пугают?

(Осина.)

Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.

(Ель, сосна.)

Учитель показывает гербарий листьев деревьев, растущих в Тюменской области.

– В лес примчался Ветерок,
Стал толкать деревья в бок.
Сразу пихты, кедры, елки
Ощетинили иголки,
А березы да осины
Тотчас распрямили спины
И листвой зашелестели.

Тюменский художник Г. Райшев был настолько очарован красотой леса, что написал картины: «Береза на покосе», «Душа осины», «Сосна на песке».

Учитель показывает детям репродукции картин Г. Райшева.

– Как только Солнышко покажется из-за горизонта, в лесу начинается день. На деревья птицы садятся, песни поют. (Звучит грамзапись голосов птиц.) А каких птиц Мишель встретил в лесу, вы сейчас подскажете.

В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится...
– Ку-ку... Ку-ку...
Не спит опушка,
А птицу эту звать...

(Кукушка.)

В лесу под щебет, звонкий свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись...

(Дятел.)

Трещала с самого утра:
– По-р-р-ра! По-р-р-ра!
А что пора?
Такая вот морока,
Когда трещит...

(Сорока.)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...

(Совы.)

А эта таежная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит.

(Кедровка.)

По мере отгадывания загадок учитель показывает рисунки птиц и зверей.

– А сейчас, если разгадаете загадки, вы узнаете, какие звери встречались Мишелю в тайге.

«Про меня твердят напрасно,
Будто я хитра ужасно.
Я наивна – ведь иначе
Стать могла бы побогаче.
Если надо – докажу:
Поглядите, в чем хожу,
Хоть и в шубе, но боса», –
Как всегда, хитрит...

(Лиса.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

(Лось.)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

(Белка.)

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Хоть верь, хоть не верь –
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.

(Олень.)

– Деревья, травы и цветы. Звери, птицы и лягушки. Букашки, бабочки, стрекозы, пчелы, осы и шмели... Все обитатели леса очень рады Солнышку. На Солнышко, на травку, на зарядку-разминку белка вывела бельчат, медведица – медвежат, бурундучиха – бурундучат, олениха – оленят, бобриха – бобрят. Давайте и мы проведем физкультминутку.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
и немножечко устали!

Много различных животных обитает в тайге. Но сегодня мы поближе познакомимся с соболем.

Сообщение о соболе делает подготовленный ученик.

Ученик. Соболь – небольшой зверек, меньше кошки. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрящийся на свету, удивительно красивый, к тому же очень теплый и прочный. Благодаря длинным задним ногам соболь может делать прыжки в высоту до двух метров. Острые когти дают ему возможность взбираться на деревья, имеющие потрескавшуюся кору. Но на дерево с гладким стволом соболь подняться не может. Соболь питается бурундуками, белками, птицами, рыбой. Любит мед диких пчел. Соболь не пренебрегает кедровыми орехами, ягодами, хвоей ели, пихты, лиственницы.

У. Наша область богата не только природой, но и людьми. На территории Тюменской области проживают люди различных национальностей. Давайте разгадаем ребусы, по которым вы узнаете некоторые национальности.

Дети разгадывают ребусы, раскрашивают рисунки.

– Ханты, манси, ненцы, селькупы живут на севере нашей области. У каждого народа свои обычаи, традиции.
Ненцы – самый большой из малочисленных народов Севера. Их образ жизни связан с оленями. Названия оленя – «цветок тундры», «друг», «брат». В стаде домашних оленей у каждого есть свое имя. Если олененок остался без родителей, его воспитывают в чуме. Он становится ручным. Его ласково называют «афка» – попрошайка.
У ненцев раньше не было имен. Если их называли по имени, то они очень обижались. Обращались люди друг к другу просто «ненэць» – человек. В жизни имя им не было нужно. Детям имя давали. Рождение ребенка – радость, продолжение рода. Но ребенок подрастал и терял свое имя.
Наше путешествие заканчивается. Сегодня мы говорили о красоте, богатстве, величии нашего края. Все это отражено на гербе Тюменской области.
– Золотая корона, венчающая контур Тюменской области, образно воплощает главное богатство земли Тюменской – содружество ее народов. Фигурки стоящих соболей, поддерживающих контур Тюменской области и корону, символизируют природные богатства и величие нашего края. Восходящее золотое солнце на гербе символизирует северные оленеводческие и газодобывающие районы (верхняя часть круга). Расцвеченное синими и черными полосами нижнее полукружье символизирует земледельческие южные районы нашего края, богатые реками, лесом и нефтью.

IV. Итог урока

У. Этот урок хочется закончить словами, которыми заканчивается сказка К. Лагунова «Мишель»:

Мы – разные птицы.
Мы – разные звери.
Но дом наш один – тайга.
И если в него вдруг закроются двери,
Погибнем мы все тогда...
Мы – разные звери.
Мы – разные птицы.
Но небо у нас – одно.
И если оно на куски разлетится,
Погибнуть нам всем суждено.
А потому... Давайте мирно жить.
А потому... Давайте все дружить.
Ведь только дружба...
Дружба... Дружба...
Нас защитит. И нас спасет...