Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса АЛЕКСЕЕВА,
г. Юрьев-Польский,
Владимирская обл.

Ярмарка в России ХVIII века

Внеклассное мероприятие

4-й класс

Тема. «Ярмарка в России ХVIII века».

Цели. Познакомить с историей возникновения и значением ярмарочного движения на Руси для развития торговли; обобщать и расширять знания учащихся по истории развития предметов одежды, обуви, посуды; закреплять знания старых мер длины, веса, развивать умение соотносить старые денежные единицы с современными.

Оборудование. Учебник «Введение в историю» (авт. Е.В. Саплина, А.И. Саплин); рисунки предметов домашнего обихода, которыми пользовались на Руси в ХVIII веке; продукты питания и их рисунки, современные предметы; карточки для работы на доске и в группе; Физическая карта России; ценники; мерная линейка – аршин (72 см); таблички с обозначением ролей детей в группах; кукла Петрушка; ручки, фломастеры; костюмы (простая рубаха для крестьянина, атласная рубаха для барина, халат для китайского купца, рубахи для продавцов в рядах).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

На руке учителя – кукла Петрушка.

Петрушка.

Здравствуйте, господа,
Что пожаловали сюда!
Купцам-молодцам,
Современным девицам –
Мое почтение!
Проходи честной народ,
Ярмарка к себе зовет!

У. Кто попробует определить тему урока? Куда нас пригласил Петрушка?

Дети. На ярмарку.

У. Да, мы сегодня приглашены на ярмарку. И не просто приглашены. Мы будем устроителями ярмарки ХVIII века.
На Руси ярмарочная торговля начинает распространяться с конца ХVII века. Здесь местные крестьяне могли продать излишки своей продукции и купить для себя необходимые товары. В деревнях магазинной торговли практически не было. Ярмарки длились от одного дня до полутора месяцев. Обычно их проводили на центральной площади населенного пункта. Торговые помещения – амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши – строили только на время ярмарки. Товары можно было продавать прямо с телег или саней, позднее с лотков, носимых на груди. Каждому товару предназначался свой особый ряд. Продажа товара сопровождалась громкими призывами – рекламой, как бы сейчас сказали. Каждый продавец хвалил свой товар: «С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!». А товар был самый разнообразный: и для простого люда, и для богачей вельмож, – в том числе и невиданный по тем временам, например лимоны.
Была в народе поговорка: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, – огурцы!» Знатные люди заводят все больше иноземных новшеств, и все больше приезжают на русские ярмарки иностранные гости – купцы.
Ярмарка предлагала также много развлечений, недоступных в другое время, – карусели, забавы, невиданные чудеса, кукольный спектакль. Его главным героем был Петрушка – он постоянно попадал в нелепые ситуации и всегда удачно из них выбирался.
Ярмарки способствовали укреплению связей между населением, укреплению экономических связей между разными районами и странами; давали возможность при встрече обсудить важные вопросы, обменяться новостями. Всероссийское значение имели Нижегородская (Макарьевская) ярмарка (в Нижнем Новгороде), Ирбитская ярмарка (в селе Ирбит Пермской губернии).

Учитель показывает на карте эти места.

– Итак, у нас сегодня ярмарка. Мы с вами в России ХVIII века. Приступаем к работе, а работаем мы сегодня группами.

Учащиеся делятся на три группы, распределяют роли. Дети булавками прикрепляют таблички на грудь:

  • лидер – командир, наблюдает за работой каждого, координирует работу своей группы, оценивает вклад каждого;

  • спикер – выступает с ответами от группы;

  • игротехник – дает письменные ответы;

  • эксперт – оценивает выполнение заданий в своей и других группах;

  • артист – выступает в сценках.

– Какой товар могли привезти на ярмарку и какими мерами продавали свой товар: крестьянин (1-я группа), барин (2-я группа), иностранные гости – купцы (3-я группа)?

Учащиеся работают в группах. Затем выслушивают ответ спикеров, эксперты оценивают ответы других групп, при необходимости дополняют.

Примерные ответы групп

1-я группа:

огурцы – бочками,
сено – охапками,
лен – локтями и т.д.

2-я группа:

мука – пудами,
сено – возами,
рыба – бочками и т.д.

3-я группа:

чай – фунтами,
шелк – аршинами,
пряности – щепотью и т.д.

У. Итак, товары привезли. Надо приготовить их к продаже, разложить по рядам.
Посмотрите, чем будет торговать каждая группа.

На доску прикрепляются карточки:

1-я группа: Житный ряд – съестные припасы;

2-я группа: Красный ряд – изделия из ткани для домашнего обихода;

3-я группа: Иностранный ряд – иностранные (иноземные) товары.

Детям предлагаются рисунки с изображениями всех товаров (или сами предметы). Каждая группа выбирает необходимые им предметы и выкладывает у себя на столе.

Петрушка.

Привезли сюда
Товары самые модные,
Русские народные,
Для наших гостей
Со всех волостей!

Петрушка проверяет работу групп вместе с экспертами.

1-я группа – бочка рыбы, бочка огурцов (рисунки), десяток яиц, курица, пряники, баранки.

2-я группа – сарафан, кофта, рубаха, юбка, сапожки, лапти, горшки, керосиновая лампа, свечи, кринка, одеяло.

3-я группа – фарфоровые чашка и блюдце, чай, рис, лимон, лавровый лист, пряности, шелк, зеркало, тапки с заостренными носами.

На общем столе должны остаться калькулятор, шариковая ручка, йогурт, кроссовки, электролампочка (или их рисунки).

У. Петрушка, торговлю можно начинать?

Петрушка. Да сначала цены надо знать! Перед началом торговли надо установить цены на товары!

Группы получают карточки-ценники и переводят наименования цен ХVIII века в копейки.

У. Копейка начинает царствовать в ХVIII веке, и с ее помощью проводятся все расчеты.

Подсказка для выполнения вычислений: алтын – 3 копейки, полушка – 1/4 копейки, гривна – 10 копеек.

Примерные ответы групп

1-я группа:

бочка рыбы 3 руб. 15 алтын = ... коп. (345 коп.);
лимон – 8 полушек = ... коп. (2 коп.);
свеча – 2 алтына = ... коп. (6 коп.).

2-я группа:

сапожки 12 полушек = ... коп. (3 коп.);
сукно (1 аршин) 4 алтына = ... коп. (12 коп.);
ведро масла 8 гривен = ... коп. (80 коп.).

3-я группа:

чай (фунт) – 12 гривен = ... коп. (120 коп.);
сарафан – 2 руб. 4 гривны = ... коп. (240 коп.);
курица – 4 полушки = ... коп. (1 коп.);
жилет – 8 полушек = ... коп. (2 коп.).

У. Ребята, мы все еще не можем начать торговать. Почему? Подскажи, Петрушка!

Петрушка. Иностранным гостям надо обменять свои деньги на русские.

У. Сегодня у нас гость из Китая, и обменять ему надо юани. Кто еще обязательно присутствовал на ярмарке?

Д. Менялы.

У. Давайте послушаем их разговор.

Разыгрывается сценка «Купец и меняла».

Купец. Мне надо обменять китайские юани на русские рубли.

Обмениваются монетами.

– Этот рубль не годится!

Меняла. Да ты посмотри, какой у него звон!

Купец. Он обрезан!

Меняла. Вот тебе другой!

Купец. Да он же с дыркой!

Меняла. Возьми другой!

Купец. На нем клеймо фальшивое!

Меняла. Если этот не нравится, возьми красный!

Купец. Но он же оловянный!

Меняла. Ты меня измучил, бери, какой хочешь, и поскорее уходи!

Купец в сундучке менялы сам выбирает монеты.

Купец. Вот этот как раз подойдет!

Петрушка. Открываем торговлю!

Пока «артисты» переодеваются, оставшиеся дети делятся на две новые группы.

У. Вам надо из выложенных в рядах товаров купить еду, одежду и вещи для домашнего обихода: крестьянину (1-я группа) и барину (2-я группа).

Примерные ответы групп:

1-я группа: лапти, рубаха-косоворотка, сарафан, берестяной туесок, баранки и т. д.

2-я группа: сапожки, кофта с рюшками, чай, фарфоровые блюдце и чашка, рис, лампа керосиновая и т.д.

После проверки работы дети возвращаются в три первоначальные группы.

Петрушка. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

У. Где мы побывали?

Д. На ярмарке в России ХVIII века.

У. Какие были основные ряды товаров?

Д. Житный – со съестными припасами.
– Красный – с изделиями из ткани.
– Иностранный ряд – с иноземными товарами.

У. Для кого мы сегодня делали покупки и чем они отличались?

Д. Барские семьи жили зажиточно и могли позволить себе более дорогие вещи, крестьяне покупали только самое необходимое.

У. Кто помогает привлекать покупателей?

Д. Кукольный народный герой Петрушка.

Лидеры групп дают оценку работы на уроке каждого члена своих групп. Учитель дополняет и обобщает выступления лидеров.