Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга ШТУКАТУРОВА,
учитель начальных классов, д. Богдановка,
Новомосковский р-н, Тульская обл.

Монголо-татарское иго

Игра «Умники и умницы»

3–4 классы

Игру на тему «Монголо-татарское иго в XIII—XIV веках» можно провести в группе продленного дня или на уроке после изучения данной темы.

Оборудование. Разлиновка зала на дорожки: зеленая – 4 листа цветной бумаги с номерами 1, 2, 3, 4; желтая – 3 листа бумаги с номерами 1, 2, 3; красная – 2 листа с номерами 1, 2; костюмы Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Александра Невского; кресло победителя, меч, лук, стрелы, щит.

Для участия в игре отбираются 3 ученика. Желающим принять участие в игре предлагаются вопросы-тесты.

Вопросы-тесты для отборочного тура

Дети должны закончить предложения.

1. Создателем Монгольской империи считается:

а) Тамерлан;
б) Батый;
в) Чингисхан.

2. Первым разоренным княжеством было:

а) Новгородское;
б) Рязанское;
в) Киевское.

3. Битва на реке Неве была:

а) со шведами;
б) с немцами;
в) с монголами.

4. Ледовым побоищем называют:

а) сражение на реке Неве;
б) сражение на реке Дон;
в) битву на Чудском озере.

5. Куликовская битва была на реке:

а) Калке;
б) Волге;
в) Дон.

6. Русские войска в Куликовской битве возглавлял:

а) князь Александр;
б) князь Дмитрий;
в) князь Иоанн.

7. В Куликовской битве монголо-татарами командовал:

а) Мамай;
б) Батый;
в) Тохтамыш.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 – б; 7 – а.

 ХОД ИГРЫ

Пролог

Учитель. Сегодня мы проведем игру «Умники и умницы».
В финал были отобраны три агониста, остальные учащиеся стали теоретиками. Они могут отвечать, когда участник на дорожке не знает ответа, и получить за это орден.
Судить игру будет ареопаг.

У читель представляет ученика «ареопага».

Агонистам предстоит выбрать дорожки, ответив на вопросы, написанные на карточках.

Участники игры, отвечая на вопрос, выбирают дорожки:

красная – Сергий Радонежский;
желтая – Дмитрий Донской;
зеленая – Александр Невский.

Вопрос 1

Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)

Вопрос 2

К кому шведский военачальник Биргер отправил своих послов со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я же на твоей земле»? (К Александру Ярославичу.)

Вопрос 3

И сошлись в схватке оба войска и крепко бились не только оружием, но и руками хватали друг друга, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты ... узко место между Доном и Непрядвою». (Куликовская битва, князь Дмитрий.)

У. Дорожки выбраны. Теперь надевайте костюмы исторических героев, которые помогут вам войти в образ и дать верные ответы. Напоминаю, что на красной дорожке ошибаться нельзя, но она самая короткая. На желтой можно сделать одну ошибку, но два ответа должны быть правильными. На зеленой можно дважды ошибиться, но и дважды верно ответить – эта дорожка самая длинная.

Основная игра

Красная дорожка

Тур I

У. Перед Куликовской битвой к вам прибыл князь Дмитрий за советом. Что вы ему сказали?

Ученик 1. Я благословил бы его, сказав: «Иди на битву. Иди, не бойся. Ты победишь». И еще я дал двух монахов-богатырей – Пересвета и Ослябю.

Тур II

У. Какую клятву вы дали в конце жизни и почему?

Ученик 1. Я стремился уничтожить ложь, искоренить зло на земле, но понял, что сделать это не в силах. Тогда я дал клятву молчать, так и умер.

Желтая дорожка

Тур I

У. Что вы сделали перед боем, Дмитрий Иванович?

Ученик 2. Я снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи Сеньки Быкова – простого воина и встал в первые ряды своей дружины со словами: «Хочу с вами общую чашу испить».

Тур II

У. Что с вами случилось на поле брани и что вы сделали после победы?

Ученик 2. Меня нашли без сознания, в иссеченных саблями и залитых кровью доспехах, но я был живой и даже не ранен. Я остался с войском на Куликовом поле хоронить погибших ратников, на что ушло восемь дней.

Тур III

У. Как вас теперь зовут? Чего вы добивались вместе с Сергием Радонежским в течение всего своего правления?

Ученик 2. Меня зовут Дмитрий Донской. А вместе с Сергием мы хотели, чтобы все земли объединились вокруг Москвы.

Зеленая дорожка

Тур I

У. Вы, Александр Ярославич, приняли послов. Какую хитрость вы применили в битве со шведами?

Ученик 3. Собирать силы было некогда. Я неожиданно напал на шведов, разделив войско русское на две группы. А воинам сказал: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите за вашим князем...»

Тур II

У. Как вас теперь называть?

Ученик 3. Александр Невский.

У. Итак, вы – Александр Невский. Вам 22 года, идет 1242 год. Что за событие вам вспомнилось? Каков его результат?

Ученик 3. Я вспоминаю Ледовое побоище, битву с крестоносцами. Мы победили.

Тур III

На столе лежит боевое оружие: меч, лук, дубина, стрелы.

У. Посмотрите на боевое оружие. О каком из них вы говорили слова, дошедшие до потомков?

Ученик 3. Я сказал о мече: «Кто с мечом на Русскую землю придет, от меча и погибнет».

Тур IV

У. Вам 43 года. Что с вами произошло и о чем вы сожалеете?

Ученик 3. При возвращении из Золотой Орды я занемог – ханский врач отравил меня.

«Об одном, орлята мои, скорблю: не сломлено ордынское иго. Борозда моя на Русской земле не довершена. Раньше срока плуг свой тяжский покидаю».

Эпилог

Подводятся итоги игры, оставшиеся без ответа вопросы задаются теоретикам. Игра заканчивается награждением победителя.Он садится в почетное кресло, дает интервью.