Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Галина ЛАРИОНОВА,
учитель начальных классов школы № 27,
г. Тверь

Введение в историю

Кроссворды на уроках

4-й класс

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, таблицы, архитектурные памятники и т.д.

Главная цель пропедевтических курсов в начальной школе – их направленность не только на получение информации, но прежде всего на создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников.

Особое место на уроках истории занимает кроссворд. Цель создания кроссворда – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову. Разгадывание кроссвордов является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его ум, приучающей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Детям нравится отгадывать кроссворды – нравится и сам процесс, и результат.

При составлении кроссвордов учитывались следующие принципы:

  • соответствие содержанию и целям уроков;

  • подбор логических заданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;

  • осуществление через логические задания кроссвордов обогащения словарного запаса учащихся, уточнения и дополнения изученного материала.

Тематические кроссворды могут использоваться на любых этапах урока: для самостоятельной индивидуальной работы, занятий в группах или коллективной работы.

Вопросы даются в виде текстов или иллюстраций.

Методические рекомендации к использованию кроссвордов

Можно предложить несколько вариантов работы с кроссвордами:

  • даются вопросы, на которые дети отвечают, вписывая ответы в сетку;

  • дается заполненная сетка кроссворда, ученики записывают свои вопросы (кроссворд наоборот);

  • дается тема кроссворда, а ученики составляют вопросы и сетку, выписывая из текста учебника слова, подходящие к ключевому.

Рассмотрим работу с кроссвордом на разных этапах урока.

КРОССВОРД «ИСТОРИК»

Вопросы

1. Фамилия человека, которого называют «первым русским историком». 2. Наука, к которой пробудился большой интерес в русском обществе к концу ХVIII века. 3. Как называется запись важнейших событий, которую вели из года в год, из лета в лето? 4. Как раньше называлось правительственное письмо и послание? 5. Как называются церковь и жилые помещения, в которых живут монахи? 6. Назовите учреждение для хранения старых документов. 7. Как называется издание, в котором Карамзин впервые опубликовал более 40 летописей и грамот?

Ответы:

1. Карамзин. 2. История. 3. Летопись. 4. Грамота. 5. Монастырь. 6. Архив. 7. Книга.

КРОССВОРД С ПОРТРЕТАМИ «ЧТО ДЕЛАЛИ ЭТИ ЛЮДИ?»

Ответы: 1. Петр I. 2. Екатерина II. 3. Александр I. 4. Иван III. 5. Иван IV. 6. Александр II. 7. Николай II.
Ключевое слово:
правили.

Изучение нового материала

Специальным образом составленный кроссворд может оказать большую помощь ученикам при пересказе текста учебника, если ответы будут являться опорными словами, по сути – планом пересказа.

Тема. «На верфях Адмиралтейства».

Учитель организует работу в группах, предлагает план работы:

I. Прочитайте текст. Значение новых слов выясните по толковому словарю.

Дети читают текст «Необычный царь».

II. Ответьте на вопросы кроссворда «Реформатор».

Дети узнают название первой русской газеты, первого музея в России, нового календаря и дату его введения Петром I.

Вопросы

1. Имя царя, правившего с 1682 по 1725 г. 2. В 1703 году вышла первая русская ... «Ведомости». 3. При Петре I был создан русский Военно-морской ... . 4. Наука, которая изучает прошлое человечества. 5. В 1700 году введено новое летоисчисление – юлианский ... . 6. При Петре I был открыт первый ... – Кунсткамера. 7. 1721 год – важная ... в истории России. 8. В 1721 году Петру I дали новый ... . 9. Титул Петра I с 1721 года. 10. Царь Петр Великий был провозглашен императором, а Россия стала называться – Российская ... .

Ответы: 1. Петр. 2. Газета. 3. Флот. 4. История. 5. Календарь. 6. Музей. 7. Дата. 8. Титул. 9. Император. 10. Империя.

III. Подготовьте пересказ текста, пользуясь ответами на вопросы кроссворда как планом.

После выполнения предложенного задания на доску вывешивается сетка кроссворда с ответами. Один ученик рассказывает изученный материал, используя кроссворд как план для пересказа.

Закрепление новых знаний

I. Тема. «“Хождение за три моря” Афанасия Никитина».

Учитель организует фронтальную работу с кроссвордом, читает вопросы:

1. Какое море раньше называлось Стамбульским?
2. Какое море раньше называлось Хвалынским?
3. Какое море в Индийском океане переплыл Афанасий Никитин?
4. Как называется страна, в которой побывал и которую описал в своих записках русский купец?
5. Из какого города отправился в свое путешествие Афанасий Никитин?
6. Вспомните первое слово в названии записок путешественника.
7. Не дойдя до какого города, умер Афанасий Никитин?

У учеников на листочках получается запись.

Дома дети могут сами написать вопросы к ответам кроссворда «Никитин».

II. После изучения нового материала учитель читает вопросы, а ученики самостоятельно записывают ответы в сетку кроссворда. Затем идет проверка:

  • фронтальный опрос;

  • самопроверка (ученики сверяют свои ответы с ответами, данными на доске);

  • индивидуальный опрос;

  • взаимопроверка.

III. Ученикам предлагается ключевое слово, например, ополчение, к каждой букве которого надо подобрать из текста «поперечное» слово:

Дома дети могут пользоваться этими словами как опорными при пересказе текста учебника.

Проверка домашнего задания

Учитель организует работу с кроссвордами следующим образом:

1. Самостоятельная работа. Для многократного использования одного кроссворда можно применять кальку или оформить кроссворд как перфокарту, вырезав отверстия для букв.

2. Взаимопроверка в парах. Один ученик читает вопросы, а другой на них отвечает.

3. Индивидуальный опрос. Вопросы задает учитель, а ученики отвечают; ученик задает подготовленные дома вопросы, а другой ученик отвечает.

Таким образом, работая с кроссвордами на уроках истории, дети:

  • лучше усваивают учебный материал,

  • учатся выделять главное,

  • делать логические выводы; используя опорные слова,

  • облегчают себе изложение нового материала;

  • проявляют больший интерес к предмету.