Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Зинаида УДАЛОВА,
учитель начальных классов
средняя школа № 1,
п. Ковернино Нижегородской обл.

Олимпиада по экологии

4 класс

Рабочий поселок Ковернино Нижегородской области окружен лесами. В поселке протекает река Узола, которая впадает в Волгу. Заволжский край, богатый лесами, славится мастерами хохломской росписи, красивой природой, чистыми воздухом и водой, потому что на территории района нет больших предприятий. Сохранить чистоту природы для будущих поколений, экологию края – забота ковернинцев.
Уже четыре года начальные классы школ района при поддержке администрации работают по программе экологического образования школьников. Ежегодно в весенние каникулы проводятся олимпиады по экологии среди учащихся 4-х классов, конкурсы разработок экологических праздников, занятий по теме. На базе музея поселка Ковернино в 2003 году была открыта комната с экспозицией «Поделки из бросового материала, сделанные руками учащихся».
В настоящее время тема формирования экологической культуры младших школьников должна интересовать всех, потому что эти дети – наше будущее. Автор данной работы предлагает вопросы для тематических олимпиад и надеется, что кому-то они помогут сэкономить время на поиски нужного материала.

1. Какая наука изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей средой? (Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология изучает экологические системы.)

2. Почему на Земле не кончается кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород на Земле образовался в результате фотосинтеза, который происходит у растений. Все растения нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа.)

3. Чем полезны водные растения? (Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.)

4. Как образуется овраг? (Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими.)

5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами.)

6. Как люди борются с оврагами? (По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны.)

7. Чем могут помочь дети взрослым в борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения от уничтожения.)

8. О чем говорят законы по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо охранять от загрязнения и отравления водоемы; экономно расходовать воду, не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб, колодцев, родников. Надо строить очистные сооружения.)

9. Какие правила поведения детей на водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются льдом. Но на многих реках долгое время остаются полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он пористый, непрочный. Переходить водоем по весеннему льду крайне опасно. Летом можно купаться только в установленном месте под наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не суйся в воду».)

10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю.)

11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.)

12. Как должен человек вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев, не срывать редкие растения; не пинать ногами грибы, даже несъедобные, собирать съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и т.д.)

13. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках.)

14. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения. Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.)

15. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным; надо убирать за собой мусор.)

Тест для олимпиады по экологии

1. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?

а) о загрязнении реки;
б) о чистоте реки;}
в) о многообразии водных растений.

2. В реке Белой водится много рыбы стерляди. О чем это говорит?

а) о недостаточной очистке воды очистными сооружениями;
б) о большом количестве сточных вод;
в) о чистой воде, свободной от сточных вод.

3. Для того чтобы успешно решалась проблема уменьшения загрязнения воздуха пылью и газовыми выбросами от тепловых электростанций:

а) эти станции окружают деревьями;
б) строят очистные установки;
в) станции строят вдали от города.

4. «Веселый, нарядно и заботливо одетый мальчуган шаловливо подпрыгнул и обломал зеленую ветку, другую... Мама стояла рядом и с любовью глядела на проделки любимого чада». С каким выводом ты согласен?

а) Он еще ребенок и не ведает, что творит.
б) Родители обязаны разъяснить своему сыну, что так обращаться с живым растением нельзя.
в) Ничего страшного, что он сломал ветку, их много на дереве.

5. Вода – поистине дар природы человеку. Она обладает многими чудесными свойствами. Но одно из свойств воды бесценно. Какое?

а) прозрачность;
б) способность быть хорошим растворителем;
в) способность к самоочищению.

6. Состояние воды в реке или озере зависит не только от примесей, привнесенных туда человеком, но и от обитателей водоемов. Микроорганизмы и бактерии активно воздействуют на состав воды. Как растения поглощают углекислоту и возвращают кислород, так и микроорганизмы забирают из воды многие примеси. Благодаря им:

а) в воде живут водоросли, растения;
б) песок на дне чистый, а в воде растворено много веществ;
в) в воде много витаминов, она имеет цвет, запах и вкус.

7. В природе этот газ впервые обнаружил голландский физик М. Марум в 1785 году. Озон – это газ с резким запахом, разновидность кислорода. Озон убивает микроорганизмы, потому в технике его используют:

а) для очистки воздуха и воды;
б) для защиты от грозы;
в) для защиты от грязи.

8. Где создаются заповедники?

а) в зоопарках;
б) в парках около городов;
в) в дикой природе, вдали от населенных пунктов.

9. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?

а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер.

10. Какие леса высаживают лесники в степной зоне?

а) дубравы;
б) хвойные;
в) березовые.